Улучшение неоптимального плана перевозок
(циклы перераспределения)
Чтобы улучшить неоптимальный план перевозок, выбирается клетка транспортной таблицы с отрицательной оценкой; если таких клеток несколько, то обычно (но необязательно) выбирается клетка с наибольшей по абсолютной величине отрицательной оценкой.
Для выбранной клетки строится замкнутая линия (контур), начальная вершина которой лежит в выбранной клетке, а все остальные вершины находятся в занятых клетках; при этом все отрезки контура образуют друг с другом прямые углы, то есть направления отрезков могут быть только горизонтальными или вертикальными. В вершинах контура расставляются поочередно знаки „+” и „–”, начиная с выбранной свободной клетки.
Далее в вершинах контура со знаком „–” выберем минимальную величину перевозок и на эту величину увеличим поставки в клетках со знаком „+” и уменьшим поставки в клетках со знаком „–”. Это правило гарантирует, что в вершинах контура не появится отрицательных поставок, начальная выбранная клетка окажется занятой, в то время как одна из ранее занятых клеток таблицы освободится. Если величина перераспределяемой поставки равна поставке не в одной, а в нескольких вершинах контура со знаком „–”, то освобождается только одна клетка, обычно с наибольшей стоимостью перевозки, а все другие такие клетки остаются занятыми с „нулевой поставкой ”.
В таблице 7 построим цикл перераспределения перевозок для клетки
с отрицательной оценкой
.
Таблица 7
|
|
|
|
|
| |
| ||||||
| 35
– 150
| 28
+ 20
| ||||
|
+
| – 180 | – 3 | |||
| – 3 | |||||
| ||||||
|
В вершинах контура поставим поочередно знаки „+”, и „–”, начиная с клетки
. В клетках со знаком „–” выберем минимальную величину поставки
. В таблице 8 вычислим новый план перевозок.
Таблица 8
|
|
|
|
|
| |
| ||||||
| — | 30
– 30
| 25
+
| |||
| – 3 | |||||
|
+ 400
| –200 | – 3 | |||
| ||||||
|
Вычислим значение целевой функции, соответствующее улучшенному плану перевозок по формуле:
(ден. ед.).
Проверим улучшенный план перевозок на оптимальность методом потенциалов. Расчет потенциалов представлен в таблице 8. Вычислим оценки свободных клеток:
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Получили клетку
с отрицательной оценкой, следовательно, построенное начальное распределение перевозок неоптимальное. Построим улучшенный план перевозок.
.
Таблица 9
|
|
|
|
|
| |
| ||||||
| — | |||||
| – 3 | |||||
| – 2 | |||||
| ||||||
|
Вычислим значение целевой функции, соответствующее улучшенному плану перевозок по формуле:
(ден. ед.)
Проверим улучшенный план перевозок на оптимальность методом потенциалов. Расчет потенциалов представлен в таблице 9.
Вычислим оценки свободных клеток:
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Получили, что все оценки свободных клеток таблицы положительны, следовательно, построенный план перевозок оптимальный, то есть доставляет минимум целевой функции.
Ответ. Минимальная стоимость перевозок грузов от поставщиков к потребителям составляет
ден. ед.
Оптимальное распределение поставок
.
Пример решения транспортной задачи открытого типа.
Составить оптимальный план перевозок некоторого однородного груза с трех баз
к четырем потребителям
. Исходные данные и матрица транспортных издержек
приведены в транспортной таблице (таблица 10).
Таблица 10
| Поставщики | Потребители | Запасы поставщиков
| |||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
Заявки потребителей,
|
Определим тип транспортной задачи путем проверки баланса суммарной мощности поставщиков:
(тонн) и потребителей:
(тонн). Спрос и предложение несбалансированны:
, следовательно, данная задача открытого типа.
Приведем задачу к каноническому виду. Так как предложение меньше спроса, то есть
, следует ввести „фиктивного” поставщика с запасом
(тонн) с транспортными издержками
,
, получим задачу закрытого типа (таблица 11).
Составим начальное распределение методом учета наименьших затрат и решим задачу методом потенциалов.
Таблица 11
|
|
|
|
|
| |
| 3
– 25
| 4
+ 0
| — | — | ||
| — | — | ||||
|
+ —
| — |
– 30
| — | ||
| — |
– 25
| + 45 | — | – 4 | |
| ||||||
|
Замечание. При заполнении клетки
транспортной таблицы одновременно исчерпывается запас поставщика и удовлетворяется запрос потребителя, но так как на каждом шаге построения начального плана перевозок можно вычеркивать только один ряд таблицы, то поставим в клетку
число ноль и будем считать эту клетку условно занятой. После заполнения всей таблицы проверяем число занятых клеток, оно должно быть равно
. В данной задаче
, то есть условие выполнено.
Найдем суммарную стоимость перевозок, соответствующую начальному распределению:
(ден. ед.)
Вычислим оценки свободных клеток таблицы:
,
,
,
,
,
,
,
,

Так как получили отрицательную оценку
, то построенное начальное распределение поставок неоптимальное, построим улучшенный план перевозок, выполнив цикл перераспределения для клетки
(табл. 11).
В клетках со знаком „–” выберем минимальную величину:
, получили величину перераспределяемой поставки. Так как величина
равна поставке не в одной, а сразу в двух вершинах контура со знаком „–”, то освободим только одну клетку
, а клетку
оставим занятой с „нулевой поставкой”.
Таблица 12
|
|
|
|
|
| |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| — | – 6 | ||||
| ||||||
|
Найдем суммарную стоимость перевозок, соответствующую улучшенному распределению:
(ден. ед.)
Вычислим оценки свободных клеток таблицы:
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Получили все оценки свободных клеток таблицы неотрицательные, следовательно, построенный план перевозок оптимальный, то есть доставляет минимум целевой функции. Так как существуют нулевые оценки свободных клеток таблицы
и
, то построенное оптимальное распределение поставок неединственное.
Ответ. Минимальная стоимость перевозок грузов от поставщиков к потребителям составляет
ден. ед.
Оптимальное распределение поставок
.
Величина перевозки, находящаяся у фиктивного поставщика
, означает, что заявка потребителя
недовыполнена на величину
тонн.
35
– 150
28
+ 20
+
30
– 30
25
+
+ 400
3
– 25
4
+ 0
+ —
– 30
– 25






