Улучшение неоптимального плана перевозок
(циклы перераспределения)
Чтобы улучшить неоптимальный план перевозок, выбирается клетка транспортной таблицы с отрицательной оценкой; если таких клеток несколько, то обычно (но необязательно) выбирается клетка с наибольшей по абсолютной величине отрицательной оценкой.
Для выбранной клетки строится замкнутая линия (контур), начальная вершина которой лежит в выбранной клетке, а все остальные вершины находятся в занятых клетках; при этом все отрезки контура образуют друг с другом прямые углы, то есть направления отрезков могут быть только горизонтальными или вертикальными. В вершинах контура расставляются поочередно знаки „+” и „–”, начиная с выбранной свободной клетки.
Далее в вершинах контура со знаком „–” выберем минимальную величину перевозок и на эту величину увеличим поставки в клетках со знаком „+” и уменьшим поставки в клетках со знаком „–”. Это правило гарантирует, что в вершинах контура не появится отрицательных поставок, начальная выбранная клетка окажется занятой, в то время как одна из ранее занятых клеток таблицы освободится. Если величина перераспределяемой поставки равна поставке не в одной, а в нескольких вершинах контура со знаком „–”, то освобождается только одна клетка, обычно с наибольшей стоимостью перевозки, а все другие такие клетки остаются занятыми с „нулевой поставкой ”.
В таблице 7 построим цикл перераспределения перевозок для клетки с отрицательной оценкой .
Таблица 7
35 – 150 | 28 + 20 | |||||
+ | – 180 | – 3 | ||||
– 3 | ||||||
В вершинах контура поставим поочередно знаки „+”, и „–”, начиная с клетки . В клетках со знаком „–” выберем минимальную величину поставки . В таблице 8 вычислим новый план перевозок.
Таблица 8
— | 30 – 30 | 25 + | ||||
– 3 | ||||||
+ 400 | –200 | – 3 | ||||
Вычислим значение целевой функции, соответствующее улучшенному плану перевозок по формуле:
(ден. ед.).
Проверим улучшенный план перевозок на оптимальность методом потенциалов. Расчет потенциалов представлен в таблице 8. Вычислим оценки свободных клеток:
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Получили клетку с отрицательной оценкой, следовательно, построенное начальное распределение перевозок неоптимальное. Построим улучшенный план перевозок. .
Таблица 9
— | ||||||
– 3 | ||||||
– 2 | ||||||
Вычислим значение целевой функции, соответствующее улучшенному плану перевозок по формуле:
(ден. ед.)
Проверим улучшенный план перевозок на оптимальность методом потенциалов. Расчет потенциалов представлен в таблице 9.
Вычислим оценки свободных клеток:
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Получили, что все оценки свободных клеток таблицы положительны, следовательно, построенный план перевозок оптимальный, то есть доставляет минимум целевой функции.
Ответ. Минимальная стоимость перевозок грузов от поставщиков к потребителям составляет ден. ед.
Оптимальное распределение поставок .
Пример решения транспортной задачи открытого типа.
Составить оптимальный план перевозок некоторого однородного груза с трех баз к четырем потребителям . Исходные данные и матрица транспортных издержек приведены в транспортной таблице (таблица 10).
Таблица 10
Поставщики | Потребители | Запасы поставщиков | |||
Заявки потребителей, |
Определим тип транспортной задачи путем проверки баланса суммарной мощности поставщиков: (тонн) и потребителей: (тонн). Спрос и предложение несбалансированны: , следовательно, данная задача открытого типа.
Приведем задачу к каноническому виду. Так как предложение меньше спроса, то есть , следует ввести „фиктивного” поставщика с запасом (тонн) с транспортными издержками , , получим задачу закрытого типа (таблица 11).
Составим начальное распределение методом учета наименьших затрат и решим задачу методом потенциалов.
Таблица 11
3 – 25 | 4 + 0 | — | — | |||
— | — | |||||
+ — | — | – 30 | — | |||
— | – 25 | + 45 | — | – 4 | ||
Замечание. При заполнении клетки транспортной таблицы одновременно исчерпывается запас поставщика и удовлетворяется запрос потребителя, но так как на каждом шаге построения начального плана перевозок можно вычеркивать только один ряд таблицы, то поставим в клетку число ноль и будем считать эту клетку условно занятой. После заполнения всей таблицы проверяем число занятых клеток, оно должно быть равно . В данной задаче , то есть условие выполнено.
Найдем суммарную стоимость перевозок, соответствующую начальному распределению:
(ден. ед.)
Вычислим оценки свободных клеток таблицы:
,
,
,
,
,
,
,
,
Так как получили отрицательную оценку , то построенное начальное распределение поставок неоптимальное, построим улучшенный план перевозок, выполнив цикл перераспределения для клетки (табл. 11).
В клетках со знаком „–” выберем минимальную величину: , получили величину перераспределяемой поставки. Так как величина равна поставке не в одной, а сразу в двух вершинах контура со знаком „–”, то освободим только одну клетку , а клетку оставим занятой с „нулевой поставкой”.
Таблица 12
— | – 6 | |||||
Найдем суммарную стоимость перевозок, соответствующую улучшенному распределению:
(ден. ед.)
Вычислим оценки свободных клеток таблицы:
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Получили все оценки свободных клеток таблицы неотрицательные, следовательно, построенный план перевозок оптимальный, то есть доставляет минимум целевой функции. Так как существуют нулевые оценки свободных клеток таблицы и , то построенное оптимальное распределение поставок неединственное.
Ответ. Минимальная стоимость перевозок грузов от поставщиков к потребителям составляет ден. ед.
Оптимальное распределение поставок .
Величина перевозки, находящаяся у фиктивного поставщика , означает, что заявка потребителя недовыполнена на величину тонн.