Рацион горячего питания для пассажиров эконом-класса

Авиакомпания «Аэрофлот»
Содержание обеда
Закуска: рыбная или мясная, овощной салат Горячее на выбор: телятина, или курица, или рыба с гарниром Булка, масло
Десерт на выбор: фрукты, или компот, илитпирожное
Напитки: чай, кофе
«East Line» Закуска: салат из крабовых палочек
Горячее на выбор: цыпленок в пивном кляре или говядина в кисло-сладком соусе Сырок, булочка с маслом Десерт: пирожное, шоколад, фрукты Напитки: чай, кофе
«AJT» Закуска: салат оливье или кукуруза с фасолью
Горячее на выбор: гуляш с макаронами, или курица с рисом Булки, масло Десерт: пирожное Напитки: чай, кофе
«British Airways»
Закуска: шотландский копченый лосось Горячее на выбор: бифштекс с соусом и картофелем в мундире, или морепродукты, или картофельные клецки с артишоками и соусом Сыры «Пармезан» и «Бри» с итальянским хлебом

Десерт: пирожное, виноград Напитки: чай, кофе
«Delta Airlines» Закуска: салат из зелени
Горячее на выбор: говядина в горшочке в грибном соусе с картошкой или жареный цыпленок с жареной картошкой
Булочка с маслом
Десерт: пирожное
Напитки: чай, кофе
Питание пассажиров первого и бизнес-класса отличается более богатым выбором блюд, а также наличием деликатесов. Например, «Аэрофлот» и другие отечественные компании предлагают клиентам элитных классов черную и красную икру, грибной паштет, салат из крабов; «Swissair» гусиную печень, отборную семгу, креветки и т.п.
Кроме того, имеются отличия в порядке подачи блюд. В первом классе обслуживание носит характер ресторанного: сначала подается закуска, потом горячее и затем десерт. В других классах обед подается сразу в специальном контейнере.
Отличается и сервировка стола. В салонах первого класса используются фарфор, хрусталь, мельхиоровые столовые приборы. В эконом- и бизнес-классе применяется, как правило, одноразовая или многоразовая пластмассовая посуда.
Что касается напитков, то строгих правил в их количестве и наборе нет каждая авиакомпания решает этот вопрос в зависимости от средств и национальных особенностей. Например, «Аэрофлот» согласно своим правилам для пассажиров первого и бизнес-класса выделяет по 500 мл минеральной воды и 200 мл соков на одного человека, а для пассажиров эконом-класса 300 мл воды и 100 мл сока. Спиртное предусмотрено в количестве 250 г для элитных классов (в любом наборе шампанское, вино, водка, коньяк) и 200 г для эконом-класса (вино, иногда баночка пива).
Иностранные авиакомпании придерживаются более низких норм «горячительных напитков» 100150 г, при этом наиболее щедрыми считаются «British Airways», «Finnair», «Lufthansa», а вот «Air France» не особенно балует своих клиентов любителей спиртного.
Для пассажиров, предъявляющих особые требования к питанию, связанные с национальными.особенностями, приверженностью к определенной пище или состоянием здоровья, большинство авиакомпаний в настоящее время предлагают широкий выбор специальных блюд. При этом специальное питание можно классифицировать на несколько групп: медицинское, вегетарианское, религиозное, детское и др. Медицинское питание предполагает диабетические блюда; блюда с пониженным содержанием протеина, холестерина, лактозы, с низким содержанием соли, с высоким содержанием клетчатки, без клейковины и т.д. Религиозное питание может быть мусульманское, кошерное, индусское; вегетарианское западное, азиатское, строго вегетарианское; детское бывает младенческое и для детей от 2 до 12 лет. За каждым видом питания закреплен код, который утверждается Международной Ассоциацией воздушного транспорта (IATA). При бронировании билета в нем делается пометка о заказе определенного рациона специального питания.
Спецпитание дополнительно не оплачивается, его стоимость входит в стоимость билета. Единственное требование такое питание надо заказать во время бронирования или не позднее чем за 24 48 ч (в зависимости от правил перевозчика) до вылета.
Загрузка самолетов бортпитанием производится по заявкам специальной службы аэропортов. За 3 ч до вылета эта служба передает заказ на каждый рейс отдельно с указанием количества рационов по виду и в соответствии с классом обслуживания.
Спецрацион можно заказать не только на международных, но и на внутренних рейсах. Интересную акцию в связи с этим впервые провел «Аэрофлот» весной 2002 г. на своих внутренних маршрутах. Во время Великого поста (с 22 марта по 4 мая) на всех рейсах по России пассажирам, желающим не прерывать пост, бортпроводники предлагали постное меню из растительных блюд с соблюдением традиций православной церкви. При этом даже не требовалось заказа при бронировании просто 10 % общего объема бортового питания загружалось с учетом того, что многие граждане страны в это время соблюдают пост. Такое нововведение с большим одобрением было встречено многими пассажирами.
Кроме стандартного и специального питания на рейсах отдельных перевозчиков пассажир может заказать себе все, что захочет (конечно, в разумных пределах), однако уже за дополнительную плату. Такое индивидуальное питание практикуется, например, в компаниях «British Airways», «AJT», «Континентальные авиалинии».
Стоимость питания у разных перевозчиков различна и колеблется от 6 до 35 37 $ США в зависимости от содержания рациона, класса обслуживания и продолжительности рейса. И хотя существуют авиакомпании, которые в целях снижения стоимости билетов урезают или совсем отменяют питание на своих рейсах (особенно непродолжительных), большинство из перевозчиков стараются не отказывать пассажирам в такой услуге.
Непосредственно приготовлением пищи для авиапассажиров занимаются предприятия (цеха) бортового питания. Это специальные фабрики-кухни, разрабатывающие рационы с учетом научно-обоснованных норм потребления продуктов и условий, в которых происходит их прием. Пища должна иметь оптимальную калорийность, необходимое содержание белков, витаминов, минеральных веществ; кроме того, она должна быть небольшого объема, хорошо упакована, легко транспортироваться, привлекательна и аппетитна на вид, желательно, чтобы ее можно было легко разрезать пластмассовым ножом или вилкой.
Предприятия бортового питания, производящие такую продукцию, как правило, базируются в аэропортах и тесно сотрудничают с авиакомпаниями, обслуживающимися в этих аэропортах. При этом они проводят презентации, где демонстрируют стандартные варианты меню; учитывают мнение и пожелания перевозчиков и затем составляют содержание рационов для пассажиров эконом-, бизнес- и первого классов. Обычно такие презентации проходят два раза в год накануне летней и зимней навигаций. В соответствии с этим все крупные авиакомпании пересматривают рационы бортового питания дважды в год. Помимо этого, существует еще так называемая цикличность смены меню. Например, «Delta Airlines», «British Airways» и «Континентальные авиалинии» разрабатывают два вида меню и меняют его каждый месяц; «Аэрофлот», «East Line» и «AJT» делают это еженедельно.
Среди наиболее известных иностранных компаний, которые занимаются кэтерингом (производством бортового питания), следует назвать «Caterair», «Sky Chefs», «Dobbs International», «Kyiv Catering».
Что касается отечественных производителей бортового питания, то они в основном создавались по западному образцу с участием иностранных фирм. Так, «Аэромар», обслуживающий Шереметьево, был учрежден «Аэрофлотом» совместно с гостиничной цепью «Marriott». Аэропорт Внуково заказывает рационы для своих пассажиров у предприятия «Внуково-Eurest», созданного с помощью германской фирмы «Eurest». Исключение составляет фабрика «Домодедово эр Сервис», созданная еще в 1980 г., а затем модернизированная с использованием оборудования «Eurest Camp Catering» одного из мировых лидеров индустрии ресторанного и бортового питания.
Существует еще одна отечественная компания, занимающаяся производством питания для авиапассажиров, «Алазани-Эдем». Она несколько отличается от названных выше, поскольку помимо обслуживания гражданской авиации у нее есть и другие приоритеты.
Вопрос с закупкой продуктов каждая из этих фабрик решает по-разному. «Аэромар» закупает продукты как у иностранных, так и у отечественных производителей: свинину из Финляндии; рыбу из Норвегии; сыры из Франции; говядину, птицу и паштеты из Америки; овощи и фрукты из Голландии; осетрину и черную икру у отечественных производителей.
«Домодедово эр Сервис» и «Внуково-Eurest» сотрудничают в основном с российскими поставщиками. «Алазани-Эдем» наладила собственное производство продуктов питания, а то, что не выпускает сама, старается покупать в России.
Количество порций, вырабатываемых предприятиями бортового питания в сутки, составляет 3000 50 000 штук в зависимости от предприятия и от сезона навигации. Вкусовые достоинства пищи ежедневно оцениваются специальной комиссией во главе с шеф-поваром фабрики.
Следует отметить, что одним из основных принципов, лежащих в основе работы всех цехов, является «стандарт и еще раз стандарт!». Принцип относится не только к содержимому рациона, но и к тому, как оформлены продукты, как разложены они на тарелочках, какую форму имеет контейнер и т.п. Это связано с тем, что условия приема пищи в салоне самолета таковы, что каждый пассажир из-за близкого расположения кресел видит не только свою «тарелку», но и «тарелку» соседа. И если вдруг окажется, что его порция выглядит не так красиво, как у соседа, это может испортить ему настроение и наложить негативный отпечаток на все воздушное путешествие.
Пища, которая готовится в цехах бортового питания, перед раздачей ее пассажирам разогревается в микроволновых печах, установленных на борту воздушных лайнеров. Однако существуют отдельные авиакомпании, стремящиеся на своих рейсах еще больше повысить качество блюд и максимально приблизить их к тем, что готовятся на земле. Так, гонконгская компания «Cathay Pacific» установила на своих воздушных судах системы, позволяющие готовить яичницу, правда, пока эта услуга предоставляется только пассажирам первого класса.
Несколько слов стоит сказать о рационе для важных персон. VIP-питание, как правило, готовится не на конвейере, а отдельно под руководством шеф-поваров. В особых случаях пищу для высокопоставленной персоны готовит его личный повар, а сотрудники предприятия ему помогают. Такая практика иногда применяется при обслуживании представительных делегаций Китая, Японии, арабских стран, кухня которых отличается экзотичностью.
Что касается посуды, используемой для авиапассажиров, то одним из ее наиболее крупных производителей и поставщиков является голландская фирма «De Ster ACS». Она работает со многими авиакомпаниями, создавая для них новые формы, модели, цвета стаканов, тарелок, подносов и самих контейнеров. Более 350 перевозчиков доверяют свой сервис этой фирме. Среди них «British Airways», «Delta» «Airlines», «Lufthansa», «KLM», «Air France», «Swissair», «Аэрофлот», «Трансаэро», «Узбекские авиалинии», «Пулковские авиалинии» и др.
В последнее время свои услуги по производству бортовой посуды стала предлагать отечественная фирма «Планета термофилинг», производящая снек-боксы, ланч-боксы, горячие тканевые полотенца для авиапассажиров.
Помимо организованного питания на дальнемагистральных рейсах в самолетах устраиваются буфеты, где можно купить бутерброды, закуски, кондитерские изделия, фрукты, орешки и т.п. в течение всего полета. Пользоваться этими буфетами могут пассажиры любого класса.


10.3. Курение на борту самолета

Говоря о сервисе пассажиров на воздушных судах, нельзя обойти вниманием такой важный для многих вопрос, как курение на борту самолета. В настоящее время большинство крупнейших авиакомпаний мира ужесточили меры против курильщиков.

Инициатором борьбы с курением на воздушном транспорте стала Международная организация гражданской авиации (ICAO), когда в начале 90-х гг. прошлого века она обратилась ко всем входящим в нее государствам с призывом о запрете курения на всех международных рейсах. Первыми на этот призыв откликнулись американские авиакомпании, тем более что в последнее десятилетие американцы очень рьяно стали проповедовать здоровый образ жизни. Сейчас практически все рейсы американских перевозчиков между США и Европой объявлены некурящими.
Европейские перевозчики не сразу поддержали это начинание. Однако вскоре и они стали сначала ограничивать места для курения, потом запретили курение на коротких рейсах, длящихся менее 2 3 ч, а затем распространили такой запрет на дальние и межконтинентальные маршруты. Это нововведение коснулось большинства крупных авиакомпаний, в том числе «British Airways», «Finnair», «Lufthansa», «KLM» и др. «Air France», стремясь не обидеть курящих пассажиров, решила оборудовать свои лайнеры кабинами для курения «Air Pure» (чистый воздух). В кабинах установлены сильные нейтрализаторы табачного дыма, поглотители запаха, самоопорожняющиеся пепельницы, плотные занавески. Однако такое оборудование из-за дороговизны могут позволить себе не все перевозчики, а главное эти меры идут вразрез с самой целью отмены курения на борту самолетов.
Азиатские авиакомпании более лояльно относятся к курящим туристам, однако и им пришлось существенно сократить количество мест для курящих на маршрутах в Европу и Америку (указываются ряды в салонах самолетов, где можно курить во время полета). При этом разрешается курить только сигареты, так как трубки, сигары и сигариллы имеют сильный запах и их горящая часть слишком велика, что противоречит требованиям безопасности полетов.
14 января 2002 г. в Российской Федерации вступил в силу Закон об ограничении курения табака, согласно которому запрещается курить на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в самолетах при продолжительности полета менее 3 ч. В связи с этим уже в марте того же года большинство рейсов «Аэрофлота» были объявлены некурящими (ранее ограничения касались лишь рейсов продолжительностью до 2 ч, а с 1 июля 2001 г. до 4 ч). При этом соответствующее замечание было внесено в описание применения тарифов всех классов. Теперь о новом запрете пассажиры ставятся в известность при бронировании билетов, регистрации на рейс и в самом салоне самолета. Тем пассажирам, которые трудно переносят воздержание от курения, авиакомпания будет предлагать субституты препараты, позволяющие легче перенести временный отказ от курения. В настоящее время практически все отечественные перевозчики последовали примеру «Аэрофлота».

Глава 11
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЧАСТО ЛЕТАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ

В последнее время для привлечения к себе постоянных клиентов многие фирмы, торгующие различными услугами, все чаще стали использовать в своей деятельности так называемые «программы лояльности». Смысл этих программ заключается в том, что потребители услуг получают различные льготы, подарки, поощрения от фирмы, если постоянно пользуются услугами данного предприятия.
В области транспортного обслуживания туристов такие программы сначала появились при реализации авиаперевозок. В 1971 г. авиакомпания «American Airlines» впервые выдвинула инициативу поощрения приверженцев своей авиакомпании начислением баллов за каждый полет на ее самолетах. Количество баллов, записываемое на учетную карточку постоянного клиента, зависело от расстояния, на которое совершался полет, и от класса обслуживания. Накопленные таким образом баллы можно было перевести либо в бесплатный билет (при достижении установленной максимальной суммы баллов), либо повысить класс обслуживания на борту самолета. Нововведение вскоре подтвердило большие преимущества в такой организации авиаперевозок и дало толчок для разработки многими авиакомпаниями во всем мире своих «программ для часто летающих пассажиров».
Особенно широкое распространение бонусные программы получили в начале 90-х гг. прошлого века, когда сильно обострилась конкуренция между авиаперевозчиками. Ценовая политика, направленная на понижение тарифов на авиаперевозки, давала лишь кратковременный эффект и в итоге могла привести к значительному снижению их рентабельности. Поэтому ведущие авиакомпании мира сделали основную ставку на повышение уровня обслуживания пассажиров, расширение предоставляемых услуг и стимулирование постоянных клиентов путем разработки поощрительных программ.

Главный принцип всех бонусных программ одинаков за определенное количество налетанных километров (или миль) пассажир получает поощрительные очки, которыми впоследствии может «расплатиться» за услуги авиакомпании или ее партнеров, а также получить какие-либо дополнительные привилегии. Количество начисленных баллов зависит от класса обслуживания, маршрута полета и некоторых других специальных условий. В то же время имеются и существенные различия в правилах отдельных перевозчиков при реализации таких программ.
В большинстве случаев накопление баллов производится в течение конкретного интервала времени, после чего баллы «сгорают» и их надо накапливать заново. Обычно этот интервал времени составляет 1 2 года, однако есть авиакомпании («British Airways», «Continental Airlines»), где баллы можно накапливать в течение более длительного времени до 5 лет. Некоторые перевозчики («TWA», «US Airways») вообще не ставят никаких временных ограничений, их единственное условие ежегодное пополнение очков.
Такие авиакомпании, как «Alitalia», «British Midland», «Iberia», разработали собственные расчетные таблицы начисления баллов, учитывающие дальность полета и класс обслуживания. Поэтому при открытии новых линий, а также по отдельным направлениям, которые они хотят разрекламировать, авиакомпании предлагают дополнительные баллы.
«Air France», «Sabena», «Swissair» и другие начисляют баллы не только при полетах по полному тарифу,-но и при полетах по льготным билетам, правда, количество баллов в этом случае составляет 60 70 % от налетанных миль.
Различные поощрительные программы предполагают различные варианты использования премиальных баллов. Это повышение класса обслуживания, бесплатный перелет, дисконтные карты на обслуживание в предприятиях-партнерах, бизнес-сувениры, в некоторых случаях культурные и туристские программы. Например, «заработанные» мили на маршрутах «Lufthansa» можно обменять на экскурсионные полеты над Европой на самолете «Юнкере Ju-52» (одном из первых швейцарских самолетов 30-х гг. XX в.) или на путешествие на воздушном шаре. ' Как правило, все программы предусматривают несколько уровней членства обычный и привилегированный («серебряный», «золотой», «платиновый»). Переход на каждый более высокий уровень предполагает накопление определенного количества миль-баллов на карте клиента. Клиент привилегированного уровня может получить ряд существенных преимуществ при обслуживании возможность пользоваться бизнес-залами, пройти регистрацию в приоритетном порядке, повысить класс обслуживания, получить бесплатную ночевку в отеле или просто подарок и т.д.
Поощрительные мероприятия для часто летающих пассажиров могут распространяться не только на индивидуальных клиентов, но и на целые фирмы. Так, например, «Air France» разработала новую стимулирующую программу, направленную на экономию денег более 40 000 компаний, расположенных в США. Эта программа, получившая название «Вознаграждение пассажиров», позволяет людям, служащим в одной организации, коллективно зарабатывать скидки и право на бесплатную перевозку для собственной компании. При этом все сотрудники данной фирмы имеют
один номер счета и должны ссылаться на эту программу при бронировании. Особенно выгодно такое предложение тем предприятиям, чья деятельность связана с частыми командировками своих сотрудников.
Некоторые авиакомпании стараются укрепить сотрудничество с турагентствами. С этой точки зрения интерес представляет программа поощрения, разработанная авиаперевозчиками «Swissair» и «Sabena». Агент продает билеты на рейсы этих авиакомпаний, зарабатывая таким образом призовые баллы. Затем их можно обменять на бесплатные билеты авиакомпаний для своих сотрудников, а также на товары народного потребления утюг, телевизор, персональный компьютер, мобильный телефон с подключением и т.д. В 2001 г. в этой программе принимали участие сотрудники ПО турагентств Москвы и 30 фирм Санкт-Петербурга.
Новым импульсом в развитии бонусных программ стало заключение партнерских соглашений между авиаперевозчиками и другими предприятиями обслуживания туристов гостиничными цепями, фирмами по прокату автомобилей, железными дорогами, банками и т. д. При этом «бесплатные мили» (и соответствующее им количество баллов) можно заработать, приобретая услуги конкретных фирм. Так, например, каждая ночь, проведенная в гостиницах «Hilton», «Holiday Inn», «Meridian», может принести до 500 миль на карточку участника поощрительной программы «United Airlines».
Большинство авиакомпаний имеют договоры с лидерами автопрокатного бизнеса «Avis», «Europcar», «Hertz» и др. В этом случае за прокат автомашины полагается 500 миль.
Ряд банков и других финансовых организаций также принимают активное участие в поощрительных проектах. К примеру, участник бонусной программы «Air France» получает определенное количество баллов, расплачиваясь кредитной карточкой «American Express»; «Euro Card» работает в альянсе с «Lufthansa»; «VISA» сотрудничает с авиакомпаниями «Air Canada» и «Iberia»; «Citibank» помогает зарабатывать очки пассажирам «Continental» и «SAS» и т.д.
С марта 2001 г. вступил в действие проект о совместном учете суммарных расстояний немецкими железными дорогами и авиакомпанией «Lufthansa». Пассажир, «наработав» 20 000 миль при проезде в вагоне 2-го класса между городами Германии, имеет возможность получить скидку 10 % на перелет самолетом «Lufthansa».
«Air France» объединила свои усилия с телефонной компанией «France Telecom», а бюро обмена валюты «Traveler» с предприятием по рассылке цветов.
«Swissair» сотрудничает с магазинами «Duty Free» швейцарских аэропортов, «KLM» с бутиками в аэропорту Схипхол (Амстердам).
«British Airways» поощряет своих клиентов делать покупки в наиболее крупных супермаркетах Великобритании. «Delta Airlines» помогает набирать баллы своим пассажирам в ресторанах-партнерах.
Благодаря такому партнерскому сотрудничеству клиент авиакомпании за один полет может заработать бесплатный билет часть баллов получить за перелет, а остальные набрать с помощью кредитной карточки при оплате проката автомашины, обеда в ресторане и ночевки в гостинице, звонка семье и отправки цветов с посыльным.
При реализации стимулирующих программ партнерские союзы могут создаваться и между отдельными авиаперевозчиками. Наиболее крупным альянсом в этом отношении является ассоциация «Star Alliance», в которую вошли «Lufthansa», «United Airlines», «Varig», «Thai», «Air Canada» и «SAS». Эти компании предлагают своим клиентам более 600 маршрутов по различным направлениям. При этом каждый пассажир, выбрав для полета любую из компаний этого альянса, может набрать определенное количество баллов или получить определенные преимущества. Следует отметить, что не все программы партнерских союзов столь демократичны. Например, участники альянса «Qualiflyer», куда входят «Cathay Pacific», «Malaysia Airlines» и «Singapore Airlines», могут набирать баллы только в салонах первого и бизнес-класса. Однако в любом случае успех подобных программ зависит от продуманного и сбалансированного выбора партнеров, а также от гибкости и грамотности в организации поощрения клиента.
Внедрение стимулирующих программ для часто летающих пассажиров с технической точки зрения требует существенных материальных затрат. Это связано с тем, что авиаперевозчики должны создавать в своих системах бронирования достаточно мощные хранилища данных, учитывающих всех участников бонуса; порядок начисления баллов; дополнительные преимущества на разных привилегированных уровнях; ограничения при начислении баллов и т. д. Только крупные авиаперевозчики могут позволить себе создавать такую базу данных и эффективно использовать ее при работе с клиентами. Поэтому приятно отметить тот факт, что с апреля 1999 г. широкомасштабная программа поощрения часто летающих пассажиров стала внедряться крупнейшей отечественной авиакомпанией «Аэрофлот Российские авиалинии». Программа получила название «Аэрофлот-Бонус» и распространяется на все географические направления, которые обеспечиваются регулярными рейсами компании. Ее участниками могут быть как российские граждане, так и иностранные.
Для участия в программе необходимо заполнить заявление и направить его в центр «Аэрофлот-Бонус», где после его обработки участнику присваивается индивидуальный номер с выпуском членской карточки, персональный идентификационный номер (ПИН), открывается персональный счет и высылается рекламно-информационный набор участника.

Став участником программы, клиент получает возможность:

- получить как минимум 500 баллов за каждый полет с компанией «Аэрофлот»;
- использовать набранные баллы для повышения класса обслуживания;
- быстрее набирать баллы, путешествуя в бизнес- и первом классах;
- совершить бесплатный полет вместе с семьей;
- регулярно получать информацию о новостях и предложениях «Аэрофлота»;
- пользоваться услугами центра «Аэрофлот-Бонус», которые предоставляются участникам программы.
Общее количество баллов, начисляемых на счет клиента, складывается из основных и дополнительных. Основные баллы начисляются за полеты, оплаченные по тарифам первого, бизнес- и эконом-класса. При этом за полет на расстояние менее 500 км начисляется 500 баллов, за полеты большей протяженностью в соответствии с реальным расстоянием из расчета 1 балл за 1 км полета. Дополнительные баллы начисляются в зависимости от класса обслуживания и прибавляются к основному количеству баллов из расчета: 100 % за полет в бизнес-классе и 200 % за полет в первом классе.
Если участник набирает 30 000 баллов, он получает бесплатный билет в один из городов европейской части России; если набирает 50 000 баллов бесплатный авиабилет в Европу; более 70 000 баллов бесплатный билет в Северную Америку или Азию.
При достижении определенного количества основных баллов в течение одного года участник программы получает возможность перейти на элитный «серебряный» (75 000 баллов) или «золотой» (150 000 баллов) уровень. Владельцы элитных карточек получают дополнительные привилегии и услуги: приоритет при регистрации, приглашение в зал ожидания 1-го класса, возможность бесплатного провоза дополнительного багажа (10 или 20 кг), а также специальные элитные сертификаты на повышение класса обслуживания.
Премией в программе «Аэрофлот-Бонус» являются бесплатный авиабилет, повышение класса обслуживания на регулярных рейсах авиакомпании «Аэрофлот», а также услуги, предоставляемые партнерами программы. При достижении необходимого количества баллов участнику программы (по его запросу) оформляется «Премиальный Сертификат», который может быть обменен на бесплатный авиабилет, повышение класса обслуживания или товар (услугу) партнера программы. «Премиальный Сертификат» действителен в течение 1 года с момента его выписки. Получить его можно в одном из офисов Центра «Аэрофлот-Бонус» в Москве, представительстве «Аэрофлота» или по почте. О том, насколько популярна среди пассажиров программа «Аэрофлот-Бонус», можно судить по тому, что уже в 2001 г. в авиакомпании был зарегистрирован стотысячный участник программы.
Реализуя бонусную программу, «Аэрофлот» приглашает к сотрудничеству партнеров. В частности, Сбербанк России и «Аэрофлот» стали совместно выпускать новую международную банковскую карту «VISA Аэрофлот», держатели которой автоматически становятся участниками программы «Аэрофлот-Бонус». При оплате товаров или услуг как в России, так и за рубежом им начисляются баллы из расчета 1 балл за каждые 60 руб. или 2 $ США покупки. Партнером «Аэрофлота» по обслуживанию туристов является и автокомпания «Москэб», созданная для доставки пассажиров из аэропорта Шереметьево в центр города. Владельцев «серебряной» и «золотой» карточек программы «Аэрофлот-Бонус» таксомоторы этой компании возят бесплатно. Аэрофлот сотрудничает с гостиницей «Новотель», расположенной рядом с аэропортом Шереметьево, участники программы, останавливающиеся в ней, получают дополнительно 300 баллов за одну ночь.
Поощрительную программу для часто летающих пассажиров имеет и другая крупная российская авиакомпания «Трансаэро». При этом у нее есть соглашение с немецкой авиакомпанией «Lufthansa» о взаимном признании программ-льгот, поэтому участники программы «Трансаэро-Привилегия» могут получать положенные призовые баллы, летая на самолетах обеих компаний.
Авиакомпания «Сибирь» разработала бонусную программу, действующую на всех регулярных рейсах перевозчика в пределах Российской Федерации и стран СНГ. Баллы начисляются только за участки пролета в авиабилетах, приобретенных по тарифам «Бизнес-класс» (С), «Годовой» (Y1) и «Экскурсионный» (МЕЕЗМ). При этом за пролет по тарифу «Бизнес-класс» начисляется 1,5 балла, а по тарифу «Эконом-класса» 1 балл. Действительными для получения бонуса являются только баллы, набранные в течение 2 календарных лет со дня последнего зачисления, независимо от общего количества баллов, набранного участником за время участия в программе. При наборе 11 баллов участник программы может получить бонусный билет на полет эконом-классом в одну сторону на одном участке регулярного рейса авиакомпании «Сибирь» в пределах Российской Федерации и стран СНГ. При наборе 16,5 балла такой полет по бесплатному билету можно осуществлять в бизнес-классе.
Авиакомпания «Самара» начала осуществлять необычный эксперимент по поощрению часто летающих пассажиров, аналогов которого не существует во всем мире. Перевозчик предлагает своим клиентам приобретать не билеты, а сертификат на полетное время. Этот документ дает право любому юридическому или физическому лицу летать 50 ч на любых рейсах авиакомпании в течение года. Достоинство такого сертификата состоит в том, что он позволяет сэкономить 10 % стоимости авиаперевозок. Дело в том, что норма оплаты одного полетного часа составляет 60 $ США, 50 летных часов стоят 3000 $ США, а полетный сертификат предлагается продавать за 2700 $ США. Сертификат является документом на предъявителя, его можно обменять, продать, подарить и т.д.
При предъявлении сертификата авиакомпания обязана выдать билеты на свои рейсы (разумеется, при наличии мест) на сумму, не превышающую 2700 $ США. Пассажир при этом не платит наличными, а кассир по таблице полетного времени, прилагаемой к каждому сертификату, рассчитывает время, которое списывается. Затем пассажиру выписывается билет. Полетный сертификат застрахован, поэтому при возникновении страхового случая пассажир может вернуть свои деньги. Следует, однако, помнить, что срок действия такого документа 1 год, и если в течение года полетное время не использовано, то оно «сгорает».
Полетный сертификат достаточно выгоден туристским фирмам: помимо 7 % комиссионных, которые они получают, реализуя билеты «Самары», они могут получить еще 10%-ную экономию. За один полетный сертификат агентство может, например, приобрести 20 билетов до Москвы и обратно. Если же остаются полетные часы, то «Самара» возвращает остаток средств владельцу данного сертификата. Следует отметить, что некоторые коммерческие структуры, проявившие интерес к необычному проездному документу, предлагают авиакомпании заключать бартер по обмену компьютеров и оргтехники на полетный сертификат.
В заключение следует отметить, что участие в поощрительных программах имеет смысл только тогда, когда пассажир действительно часто летает; в противном случае приобретение бонусной карточки никаких выгод туристу не приносит.

Глава 12 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК Последние десятилетия XX в. охарактеризовались существенным ростом авиационных перевозок во всем мире. В значительной степени это обусловлено положительными тенденциями в мировой экономике, расширением торговых связей, а также бурным развитием туризма. Однако транспортное обслуживание путешественников на воздушных лайнерах повлекло за собой возникновение ряда проблем, связанных с такими причинами, как: - отторжение территорий под строительство и оборудование аэропортов; - увеличение выбросов в атмосферу вредных веществ от отработанного топлива; - шумовые загрязнения окружающей среды. Поэтому вопросы, касающиеся технического обеспечения воздушных перевозок, являются очень актуальными и предполагают два важных направления в их решении: 1) совершенствование самой авиатехники и 2) модернизация аэропортов. Кратко остановимся на рассмотрении этих направлений. 12.1. Характеристика отдельных пассажирских самолетов Известно, что самолет был изобретен в Америке в самом начале XX в. братьями Уилбертом и Орвиллом Райт. В декабре 1903 г. состоялся первый полет аэроплана, длившийся менее минуты. Летательный аппарат за это время преодолел несколько десятков метров. Через 5 лет длительность полета составила уже 2 ч, что явилось огромным достижением. Теперь же через 100 лет уже никого не удивляет тот факт, что воздушные корабли могут преодолевать громадные расстояния, перевозя за один раз десятки и сотни людей через океаны и материки. В современном мире существует несколько крупных авиастроительных предприятий, которые производят гражданские самолеты для авиаперевозок. Самыми крупными из них являются американская компания «Boeing» и европейский консорциум «Airbus Industry». Компания «Boeing» носит имя основателя этой известной всему миру фирмы лесопромышленника Уильямса Боинга, который в 1916 г. построил первую модель своего самолета, предназначенную для перевозки почты. После Второй мировой войны американская компания стала лидером по производству турбореактивных пассажирских самолетов, и ее модель «Boeing-707» не имела себе равных в мире. В настоящее время фирма выпускает пассажирские лайнеры различных модификаций и моделей В-737, В-747, В-757, В-767, В-777, отличающиеся техническими характеристиками, дальностью полета и вместимостью (табл. 4). Все машины семейства «Boeing» отличаются высокой надежностью, комфортными условиями для пассажиров, соответствуют экологическим требованиям Международной организации ICAO, а также предоставляют эксплуатантам максимум гибкости при их использовании. Наиболее популярной из представленных моделей является самолет В-737, присутствующий в авиапарке большинства международных перевозчиков. Самолеты В-737 оборудованы удобными креслами, спинки которых при попытке откинуться, остаются на месте, а сами сиденья выдвигаются вперед, что не создает никаких неудобств сидящему сзади пассажиру. В салоне самолета могут быть установлены персональные видеомониторы, наушники, розетки для ноутбуков. На рисунке 4 показана схема салона в самолете В-737. Лайнер В-747, являясь одним из самых больших самолетов в мире, служит персональным транспортным средством для президента США. Ранее (до 1990 г.) эту почетную миссию выполнял самолет В-707. Воздушные лайнеры В-757 и В-767 относятся к дальнемагистральным машинам, способным совершать трансатлантические перелеты. Особенностью самолета В-767 является то, что на его борту имеется 12-канальное звуковое вещание, инди- Рис. 4. Схема салона самолета В-737: * места для курящих видуальная подсветка, в салоне установлено несколько телевизионных экранов. Последняя разработка самолетов семейства «Boeing» В-777 признан самым безопасным и технически оснащенным в мире практически весь полет может выполняться им в автоматическом режиме. Благодаря высокой надежности часть из ранее бывших в употреблении лайнеров модифицируется производителем, а затем приобретается курьерскими перевозчиками экспресс-доставки для грузовых рейсов. Авиакомпании всего мира, в том числе и российские, с удовольствием покупают самолеты этой фирмы, пополняя свой авиапарк. В России эксплуатируются модели В-737, В-767 и В-777. В ближайшем будущем компания «Boeing» не собирается создавать совершенно новый тип воздушного лайнера, так как ее политика в этом отношении направлена на усовершенствование имеющихся моделей В-747, В-767 и В-777. Самолетостроительный консорциум «Airbus Industry» создан в июле 1967 г. рядом европейских фирм при поддержке правительств Франции, Англии, Германии и Испании, решивших положить конец монополии США на авиарынке. Первый самолет этой компании А-300В поднялся в воздух в октябре 1972 г. Следует сказать, что конкурентная борьба за рынок сбыта своей продукции не была легкой для авиастроительного предприятия, однако через 2 года ему удалось переломить ситуацию. С этого времени авиалайнеры компании стали приобретаться многими европейскими и азиатскими перевозчиками. Интересна технология сборки самолета отдельные его части производятся на заводах, расположенных в разных странах (одна часть во Франции, другая в Германии, третья в Великобритании, четвертая в Испании), а затем на заводах Гамбурга или Тулузы происходит сборка всей машины. «Airbus Industry» выпускает узкофюзеляжные лайнеры (А-319, А-320, А-321) и широкофюзеляжные (двухдвигательные А-300 и А-310 и четырех-двигательные А-ЗЗО и А-340). Основные характеристики некоторых из этих самолетов приведены в таблице 5. Семейство воздушных лайнеров европейского консорциума имеет высокую экономичность, низкие показатели по расходу топлива и уровню выбросов в атмосферу, очень удобно при перевозке грузов. Особой комфортабельностью отличается аэробус А-319, оснащенный более широкими креслами для пассажиров, вместительными отсеками для ручной клади, а также предоставляющий возможность перевозить лежачих больных. В парке отечественных авиакомпаний из этой серии имеется аэробус А-310. Схема салона самолета А-310 приведена на рисунке 5. В настоящее время «Airbus Industry» занимается созданием суперлайнера А-380. Этот самолет будет перевозить от 500 до 700 пассажиров на маршрутах большой протяженности и до 1000 человек на коротких рейсах. Большая вместимость обусловлена тем, что воздушное судно имеет две палубы по всей длине фюзеляжа, на которых предполагается установить кресла и разнообразные модули для отдыха и досуга пассажиров. При этом площадь пассажирских салонов станет на 40 % больше, чем у самого большого самолета «Boeing» «Джамбо» (В-747-400). Двухпалубная конструкция машины обусловлена тем, что современные аэропорты мира не могут принимать лайнеры с размахом крыла более 80 м, поэтому увеличить емкость пассажирских судов другим способом пока не представляется возможным. Предполагаемые габариты А-380 79 м по длине корпуса и 80 м по размаху крыла. Рис. 5. Схема салона самолета А-310 - * места для На борту нового самолета будут небольшие офисы, деловые центры, спальные отсеки, места для развлечений спортивные и игровые залы, которые задумано разместить под полом главной палубы. Здесь же будут находиться места отдыха для экипажа, кухонные блоки, туалеты. На каждой палубе предусмотрено по два прохода между креслами, а сами палубы будут соединяться широкими и удобными лестницами. Суперлайнер соответствует современным экологическим характеристикам, и, кроме того, он на 20 % экономичнее своих собратьев. Первый испытательный полет пассажирского гиганта намечен на 2004 г., а с 2006 г. лайнер станет выполнять регулярные рейсы. Заявку на приобретение нового аэробуса А-380 уже сделали авиакомпании «Air France», «Singapore Airlines» и «Dubai Emirate». В целом к 2016 г. «Airbus Industry» собирается обновить более половины мирового самолетного парка, выпустив 16 000 новых самолетов разных типов. Если говорить о сверхзвуковых пассажирских самолетах, то это единственные в мире сверхзвуковые лайнеры «Concord», разработанные и построенные англо-французским консорциумом British Aerospace-Sud-Ivia в 1969 г. Скорость такого самолета в 2 раза выше скорости звука, что позволяет ему пересекать Атлантику за 3 ч, вместимость 130 человек. Всего было построено 14 машин этого класса, которые принадлежат двум авиакомпаниям «British Airways» и «Air France». До последнего времени они эксплуатировались в основном на трансатлантических линиях, а также на некоторых чартерных маршрутах и обслуживали, главным образом, богатых, состоятельных клиентов. Однако после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США спрос на перевозки на них резко упал. В связи с этим «British Airways» и «Air France» заявили, что с ноября 2003 г. все лайнеры семейства «Concord» снимаются с эксплуатации. Справедливости ради следует сказать, что «Concord» не был первым сверхзвуковым пассажирским самолетом. За год до его выпуска в Советском Союзе был построен и запущен в эксплуатацию сверхзвуковой лайнер Ту-144, который по некоторым характеристикам превосходил англо-французский вариант. К сожалению, из-за отсутствия спроса на него в отечественной практике, а также после нескольких аварийных ситуаций (две из них привели к катастрофам) финансирование на доработку этой модели было прекращено. Сейчас в России существует проект сверхзвукового лайнера Ту-244, однако денег на воплощение его в жизнь пока не хватает. Этой же причиной обусловлен и тот факт, что в настоящее время отечественная авиатехника устарела как физически, так и морально. Значительная часть эксплуатируемых машин достигла уже преклонного возраста (25 30 лет), а средства на приобретение новых воздушных судов небольшие авиакомпании, которых довольно много образовалось после распада «Аэрофлота», выделить не в состоянии. Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство машин отечественного производства, предназначенных для массовых перевозок туристов (Ту-134, Ту-154Б, Ил-62, Ил-86), в настоящее время не соответствуют мировым и европейским нормам по уровню шума и некоторым требованиям, предъявляемым к безопасности полетов. К основным отечественным самолетам, не встречающим пока запретов со стороны Евроконтроля, относятся Ил-96, Ту-204 и Ту-214, однако их на балансе российских перевозчиков всего 27, а летает и того меньше 19. Самолет Ил-96 рассчитан на 300 пассажиров, имеет дальность полета 7500 км. Это сравнительно новое широкофюзеляжное воздушное судно сертификация серийного варианта состоялась в 1992 г. Ил-96 единственный российский самолет, оборудованный видеосистемой. На основе Ил-96 создан авиалайнер, на котором летает российский президент. Схема салона воздушного судна Ил-96 приведена на рисунке 6. Самолет средней вместимости (190 214 человек) Ту-204 одно из последних достижений отечественных производителей. Лайнер был создан для эксплуатации на маршрутах малой и средней протяженности (до 7000 км). По своим летно-техническим и экологическим показателям он не уступает зарубежным самолетам, таким, как А-320 и В-757, при этом его стоимость ниже стоимости названных почти в 3 раза. Он более экономичен, в связи с чем запас топлива позволяет ему совершать семичасовые перелеты. При международных перевозках это приводит к значительной экономии, поскольку дает возможность совершать ряд рейсов в оба конца без заправки или с небольшой дозаправкой топливом (известно, что за рубежом закупка самолетного топлива обходится гораздо дороже, чем в России). Рис. 6. Схема салона самолета Ил-96: * места для курящих Воздушное судно удобно использовать при чартерных рейсах, поскольку количество пассажиров, помещающихся на его борту, считается оптимальным для таких перевозок. Большим достоинством с точки зрения комфорта является широкое расстояние между креслами (810 мм), три положения спинки кресла, вентилятор, лампочка индивидуального освещения, кнопка вызова стюардессы. В настоящее время в эксплуатации находятся 3 самолета этого типа, принадлежащие авиакомпаниям «Красноярские авиалинии», «Сибирь» и «Кавминводы». В таблице 6 приведены характеристики Ту-204 в сравнении с другими, более старыми отечественными самолетами. Воздушные лайнеры Ту-204 закупаются и иностранными перевозчиками. Так, египетская авиакомпания «Cirocco Aerospace International» уже приобрела несколько таких машин, а в ближайшем будущем собирается закупить еще партию Ту-204. Правда, самолеты, идущие на экспорт, оснащены не отечественными пермскими двигателями ПС-90А, а английскими двигателями фирмы «Роллс-ройс». Другим достойным представителем отечественной авиатехники является средне-магистральный лайнер Ту-214, рассчитанный на перевозку 164 пассажиров с дальностью полета 7200 км. Отличительной его особенностью является современная бортовая электроника, позволяющая исключить из состава экипажа штурмана и осуществлять посадку в автоматическом режиме. Первая такая машина была приобретена в 2001 г. авиакомпанией «Дальавиа». В июне 2002 г. самолетостроительная корпорация «МиГ» провела презентацию ближнемагистрального 102-местного пассажирского самолета Ту-334. После завершения его сертификации в 2003 г. самолет планирует приобрести авиакомпания «Пулково». В дальнейшем Ту-334 предполагается изготавливать в различных модификациях и не только продвигать на внутреннем рынке, но и производить на экспорт. В конструкторском бюро им. Ильюшина разработан небольшой грузопассажирский самолет Ил-100, предназначенный для полетов на небольшие расстояния; кроме того, совершаются сертификационные полеты Ил-114. У российских самолетостроителей имеются проекты создания воздушных судов большой вместимости. Например, в конструкторском бюро им. Мясищева создается проект пассажирского лайнера М-99, который может составить серьезную конкуренцию лайнеру А-380. Отечественный самолет сможет брать на борт 508 546 человек при дальности полета 13 500 км. Запрет на полеты в европейском пространстве, обусловленный повышенными шумовыми характеристиками устаревших отечествен-ных самолетов, заставляет национальных перевозчиков обновлять свой самолетный парк. Решать эту проблему можно по-разному: один путь модернизация имеющихся транспортных средств; другой путь покупка иностранной подержанной авиатехники; третий более тесное сотрудничество с российскими заводами, которые должны и в принципе могут производить современные самолеты, отвечающие мировым и европейским стандартам. Модернизация старых двигателей требует от 5 до 7 млн $ США и более (для четырехмоторного лайнера), в связи с чем многие специалисты считают, что тратить такие деньги на старую технику нет смысла. Тем более что ряд самолетов (Ту-134, Ту-154Б, Ил-86 и др.) вообще не подлежит доработке по шумам. В связи с этим многие крупные российские перевозчики идут по пути приобретения воздушных судов зарубежного производства, таких как «Boeing» и «Airbus», однако средним и мелким авиакомпаниям зачастую это не под силу. К тому же ориентация на чужие, тем более бывшие в употреблении, самолеты в конечном счете может затормозить развитие отечественного самолетостроения, а также привести к негативным социальным последствиям. Третий путь до последнего времени в значительной степени осложнялся отсутствием механизма реализации самолетов. Ведь один лайнер стоит несколько десятков миллионов долларов (например, Ту-214 стоит 25 26 млн $ США) такие деньги единовременно вряд ли могут найтись даже у крупной авиакомпании. Поэтому обычно в мировой практике воздушные суда строятся и реализуются по лизинговым схемам или под конкретный заказ. Лизинг подразумевает постепенный выкуп лайнера после внесения аванса (по некоторым данным до 15 % его стоимости). Остальные платежи осуществляются помесячно, что составляет примерно 1 % стоимости самолета. При этом самолет уже летает и сам зарабатывает на свой выкуп. Во всем мире правительства поддерживают авиационный лизинг своими гарантиями, в России же решение об этом было принято только в марте 2001 г. Тем не менее это решение один из шагов по государственному регулированию гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации. К сожалению, все вышеназванные самолеты последнего поколения (Ту-204, Ту-214, Ту-334) к 2006 г. могут вновь перестать соответствовать шумовым нормам в связи с очередным ужесточением требований стандартов, которые с 2006 г. собирается вводить ICAO. Однако отечественные авиастроители пока не готовы предложить серийные образцы новой техники, удовлетворяющие европейским нормам, что является одной из главных проблем технического обеспечения авиаперевозок в настоящий момент и ближайшее время. В ряде случаев для перевозки туристов используются воздушные суда бизнес-класса. Они представляют собой небольшие специально оборудованные комфортабельные самолеты, предназначенные главным образом для обслуживания важных персон (банкиров, коммерсантов, миллионеров, эстрадных и спортивных «звезд» и др.)- При этом салон самолета может иметь вид делового офиса или комнаты отдыха; в нем могут быть предусмотрены помещения для проведения конференций, занятий спортом, ванные и душевые кабины. Авиатехнику такого типа выпускают многие авиастроительные компании, в том числе и «Boeing». Одной из последних разработок в этой области стал деловой самолет BBJ «Boeing Bisnes Jet». Он был создан в 1998 г. на основе В-737. Салон самолета представляет собой многокомнатную квартиру площадью 75 м2, в которой имеются апартаменты для переговоров и конференций, оборудованные спутниковой связью и компьютерами; спальни; тренажерный зал с сауной и душем; комнаты для отдыха экипажа и охраны. Первоначально этот самолет предназначался для перевозки высокопоставленных чиновников, руководителей крупных фирм, просто богатых людей. Но благодаря тому, что при его создании применяется модульный принцип компоновки элементов интерьера, его можно преобразовывать в воздушное транспортное средство, предназначенное для других целей. Так, например, на борту одного BBJ уже создан центр медицинской экстренной помощи при катастрофах. За рубежом услуги по перевозкам на воздушных судах бизнес-класса реализуются с использованием небольших турбореактивных самолетов («Large Jets», «Midsize Jets», «Small Jets», «Turbo-props»), вмещающих от 5 до 12 пассажиров. Самолеты могут совершать рейсы дальностью от 2000 до 5000 миль. Сравнительно недавно и в России стали эксплуатироваться самолеты бизнес-класса. В основном это салонные варианты преобразованных Як-40 или Ту-134, а также зарубежные самолеты бизнес-класса Хоукер-700 и Фалком-200/900. Владельцами самолетов такого типа являются несколько крупных отечественных фирм. Например, компания «Лукойл» обладает двумя самолетами бизнес-класса Як-40, которые эксплуатируются авиакомпанией «Ав-ком». В собственности «КамАЗа» находится воздушное судно, обслуживаемое авиакомпанией «Меридиан». Российское представительство табачной компании «Philip Morris» держит свой самолет Хоукер-700. И хотя спрос на российском рынке на свои собственные самолеты невысок, в последнее время в России появились отечественные разработки специальных самолетов бизнес-класса. Так, в акционерном обществе «Аэропрогресс» разработан легкий самолет Т-160 «Вояж», который может принять на борт от 9 до 14 человек; управляется самолет одним пилотом. В конструкторском бюро им. Мясищева создана модель М-10 IT, получившая название «Гжель». Это воздушное малошумное судно рассчитано на 4 5 человек, дальность его полета 11001400 км; изготавливается оно в Нижнем Новгороде. Здесь же совместно с итальянской фирмой «Ргосаег» сконструирован самолет F-15F «Дельфин», аналогичный по вместимости и дальности полета самолету «Гжель». Услуги по бизнес-перевозкам уже сейчас предоставляют некоторые российские авиакомпании. Например, «Трансаэро-экспресс» (Шереметьево-1) эксплуатирует с этой целью салонный вариант Ту-134, а авиапредприятие аэропорта Быково предлагает полеты на переоборудованных Ту-134 и Як-42. Пулково-2 предоставляет бизнесменам вертолет Ми-8 «Балтийских авиалиний». Организация бизнес-перевозок предполагает обслуживание по VIP-классу, которое включает отдельное оформление документов (без очереди); возможность связаться по телефону или факсу с партнерами; заблаговременное предупреждение о задержке вылета в случае неблагоприятных метеоусловий и т.д. Для оказания VIP-услуг используются VIP-залы, где пассажиры проходят спецконтроль безопасности, а если предстоит международный полет таможенный и пограничный контроль. Расчеты стоимости полетов занимают у перевозчиков от 2 ч до 1 сут (в особо сложных случаях). Затем составляется договор на чартерный рейс и производится оплата счета. Самолеты бизнес-класса могут использоваться в качестве нового вида транспорта «воздушного такси». При аэропорте Домодедово недавно создана компания «Авиалайн», которая собирается предложить использовать как «воздушное такси» самолеты Ил-103 (рассчитан на трех человек); «Гжель» (на семь человек); вертолет Ми-43С (на трех пассажиров) и самолет Ан-2 («кукурузник» с переоборудованным салоном, также на трех пассажиров). Последний может садиться и взлетать откуда угодно с поля, шоссе, опушки леса. Все эти машины оборудованы компьютерами с выходом в Интернет; сотовой и спутниковой связью. Пока «воздушное такси» будет летать только в семь городов Белгород, Курск, Нижний Новгород, Орел, Санкт-Петербург, Тулу и Тверь. Заказать самолет или вертолет можно будет по телефону, правда, сделать это следует за неделю до вылета, чтобы дать возможность фирме решить вопросы с диспетчерской службой и обеспечить воздушный коридор. Использование самолетов бизнес-класса является перспективным и для туристского развлекательного бизнеса. Применять такие самолеты можно для организации обзорных экскурсий по городу, заповедникам, а также с их помощью можно просто полюбоваться местностью с высоты птичьего полета. В заключение следует отметить, что все самолеты, летающие на международных линиях, имеют коды, закрепленные за ними ICAO. 12.2. Краткая характеристика отдельных аэропортов Согласно Воздушному кодексу РФ аэродром это участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (ст. 40, п. 1). Аэропорт комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющих для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников (ст. 40, п. 3). Международный аэропорт аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль (ст. 40, п. 4). Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или междугородного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации. Аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок их сертификации, их оборудования и перечень этого оборудования определяются федеральными авиационными правилами. Аэродромы и аэропорты могут быть закрыты для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. По данным Федеральной авиационной службы, на начало 2002 г. в России действовало всего 496 аэропортов против 1302 в 1992 г., и тенденция снижения их количества сохраняется. 69 аэропортов имеют статус федеральных, 72 международных. Сокращение количества международных аэропортов обусловлено тем, что в настоящее время в ряде аэропортов международные рейсы выполняются в среднем один раз в неделю или менее. Поэтому снятие с аэропорта статуса «международный», с одной стороны, оправданно, так как на содержание пограничников, таможенников, ветеринаров и сотрудников других служб, необходимых по правилам на пунктах международного пропуска, требуются значительные средства, которые не окупаются. Закрытие же аэропортов, находящихся в регионах, расположенных вдали от основного пассажиро-и грузопотока, может привести к тому, что многие из этих регионов окажутся отрезанными от «Большой земли», особенно те регионы, куда добраться другими видами транспорта довольно сложно. Тем не менее существуют аэропорты, которые несут очень большую нагрузку по осуществлению воздушных перевозок и требуют в связи с этим расширения территорий и модернизации. Это относится прежде всего к аэропортам, находящимся вблизи Москвы и Санкт-Петербурга, а также других крупных городов. Вблизи Москвы расположено четыре аэропорта Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково. Лидером по объему пассажирского потока и предлагаемому уровню услуг до последнего времени считался аэропорт Шереметьево. Аэропорт Шереметьево расположен в 28 км северо-западнее Москвы и в 11 км от МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги). Территориально и функционально он разделен на два сектора Шереметьево-1 и Шереметьево-2. Первый терминал был сдан в эксплуатацию в 1959 г., второй в 1980 г., накануне XXII Олимпийских игр. Аэродром аэропорта обслуживают оба действующих терминала, он способен принимать все существующие типы воздушных судов отечественного и зарубежного производства. В конце лета 2002 г. аэропорт получил международный сертификат, позволяющий ему бесперебойно работать в метеоусловиях любой сложности. Аэропорт Шереметьево стал вторым аэропортом СНГ, после киевского Борисполя, и первым в России, получившим III категорию метеоминимума ICAO, разрешающую самолетам заходить на посадку при видимости от 0 м по высоте и всего 200 м по дальности. Для обслуживания пассажиров на внутренних и международных авиалиниях в терминале Шереметьево-1 имеется аэровокзал общей пропускной способностью около 4 млн пассажиров в год; посадочный павильон и павильон прибытия. Шереметьево-2 имеет международный аэровокзал с пропускной способностью около 6 млн человек в год. Таким образом, общая пропускная способность обоих терминалов не превышает 10 млн пассажиров в год, что практически исчерпывает возможности аэропорта. Особенно тяжело летом, а также на новогодние праздники, рождественские каникулы, когда десятки тысяч россиян стремятся улететь на отдых за рубеж. Условия аэропорта уже не позволяют обслуживать пассажиров в соответствии с международными требованиями, поэтому в последние годы поток туристов из Европы в Азию стал перемещаться в Вену, Франкфурт, Хельсинки, хотя самый кратчайший путь из Европы в Азию лежит через Москву. В связи с этим в настоящее время в аэропорту началось строительство третьего терминала с пропускной способностью 810 млн человек в год. Новый терминал будет обслуживать рейсы иностранных авиакомпаний, а также внутренние и международные рейсы отечественных перевозчиков. Его собираются сдать в эксплуатацию в 2004 г. Одновременно с проблемой расширения территории решается проблема соединения воздушной гавани с центром города. Для этого намечается строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет центр Москвы со строящимся терминалом Шереметьево-3. От Ленинградского вокзала до Шереметьево будут курсировать современные комфортабельные составы с мягкими креслами, кондиционерами, телевизорами и барами, время в пути будет составлять не более 25 27 мин. Предполагается, что электропоезда будут ходить круглосуточно с интервалом движения 10 15 мин днем и 1,5 ч ночью. Стоимость поездки в скоростном поезде составит около 7,5 $ США. В будущем предполагается проводить регистрацию авиапассажиров на рейс и оформление багажа в здании Ленинградского вокзала. Следует отметить, что эта скоростная магистраль является лишь частью плана модернизации транспортной инфраструктуры Москвы. В перспективе она должна связать коммерческий центр столицы «МоскваСити» с двумя другими аэропортами Внуково и Домодедово. Аэропорт Домодедово расположен в 22 км к югу от МКАД. Он был построен в 1964 г. как базовый аэропорт для дальнемагист-ральных полетов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию. В 1992 г. он получил статус международного, а в 1996 г. началась его крупная реконструкция. В настоящее время этот аэропорт способен принимать любые типы отечественных и зарубежных воздушных судов, к тому же он не имеет ограничений по взлету и посадке, а также по уровню шума в ночное время. Это единственный аэропорт в Московском авиационном узле, где независимо могут использоваться две параллельные взлетно-посадочные полосы с пропускной способностью 20 и 60 воздушных судов/ч при простых метеоусловиях и 7 и 12 при сложных. Аэропорт имеет множество зарезервированных земель, что позволяет ему при необходимости к двум действующим построить еще две взлетно-посадочные полосы. Аэродром оборудован магистральными рулежными дорожками, сетью скоростных и соединительных рулежных дорожек, перроном с 92 местами для стоянок воздушных судов. Общая площадь аэровокзала составляет 63 000 м2, пропускная способность 2100 пассажиров/ч на российском секторе и 1100 пассажиров/ч на международном. Аэровокзал имеет комфортабельные залы для пассажиров, оборудованные по последнему слову техники и оформлению интерьеров. В них установлено 42 стойки автоматизированной системы регистрации пассажиров и обработки багажа, что практически исключает очереди. Здесь впервые введена «островная» система регистрации, при которой зарегистрироваться можно на любой из стоек, относящихся к международным или внутренним линиям. Имеется пять современных транспортеров выдачи багажа. Применяется новая система таможенного контроля, позволяющая пассажиру сдать багаж сразу во время регистрации и проходить таможенный досмотр только с ручной кладью. Зарегистрированный багаж пассажиров в автоматическом режиме проходит таможенный контроль и контроль авиационной безопасности. Для обслуживания международных рейсов оборудовано 7 каналов таможенного досмотра по вылету, 2 «зеленых» и 4 «красных» коридоров по прилету. В аэровокзале расположены многочисленные магазины, кафе, рестораны, имеется отделение банка и почты. В международной зоне к услугам пассажиров магазин «Duty-Free» и бар. Посадка и высадка пассажиров осуществляются с помощью телескопических и крытых трапов, комфортабельных автобусов «Неоплан». Ранее говорилось о том, что доставка пассажиров из города до аэропорта Домодедово осуществляется электричками по железной дороге с Павелецкого вокзала. Уже сейчас зарегистрироваться и сдать багаж можно в специальном помещении железнодорожного вокзала, а в скором времени это можно будет сделать прямо в вагоне электропоезда. В аэропорту расположен мультимо-дальный вокзал, приехав на который пассажиры сразу попадают в аэропорт, и наоборот, из аэропорта напрямую по перрону они могут направляться на посадку в вагоны «Аэроэкспресса». В аэропортовый комплекс «Домодедово» входит полностью реконструированный гостиничный комплекс «Домодедово Аэр-отель», соответствующий классу «4 звезды» по европейским стандартам качества. «Аэротель» предлагает дополнительные услуги в виде организации банкетов, корпоративных праздников, вечеринок и т.д. Аэропорт Домодедово занимает первое место в стране по внутренним и международным грузовым авиаперевозкам. Его карго-терминал имеет пропускную способность до 1300 т в сутки, уровень технической оснащенности соответствует лучшим мировым стандартам. Помимо этого, аэропорт Домодедово является одним из крупнейших авиаремонтных предприятий в его ремонтных ангарах может находиться сразу четыре самолета типа Ил-86. Основным аэропортом северо-западного региона России является аэропорт Пулково, открытый для пассажирских перевозок в июле 1934 г. В настоящее время аэропорт связан с 65 городами России и СНГ и с 48 городами дальнего зарубежья. География полетов простирается от Северной Америки до Японии и Таиланда, от Кольского полуострова до Африки и Индии. Аэродром аэропорта имеет две взлетно-посадочные полосы, систему рулежных дорожек, три пассажирских и два грузовых перрона. Аэропорт располагает двумя аэровокзальными комплексами Пулково-1 и Пулково-2. В 1998 г. аэропорт Пулково был признан лучшим аэропортом России. Согласно плану развития предприятия, который разработан до 2015 г., предполагается строительство третьего терминала Пулково-3, а также строительство гостиницы на 300 номеров с бизнес-центром. Среди наиболее крупных авиаузлов, лежащих на пути из Европы в Азию, следует назвать аэропорт Толмачево в Новосибирске и аэропорт Емельянове в Красноярске. Последний в скором времени станет одним из основных пунктов международных кросс-полярных маршрутов, пролегающих из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию через территорию России. (Первый кросс-полярный перелет по маршруту «МоскваКрасноярскТоронтоНью-Йорк» состоялся в 1998 г.) После модернизации аэропорта авиакомпания «Красе Эйр» будет принимать участие в проекте «Северный Воздушный мост». Для самостоятельных полетов по кросс-полярным маршрутам она собирается приобретать новые отечественные самолеты Ил-96, Ил-76ТФ, Ту-214. Крупные воздушные развязки намечается создать также на базе аэропортов в Нижнем Новгороде в Поволжье и в Хабаровске на Дальнем Востоке. Ежегодно IATA проводит конкурсы на звание лучшего аэропорта мира и Европы, оценивая уровень обслуживания пассажиров по категориям: скорость процедур регистрации и других административных формальностей; разнообразие товаров в магазинах; эффективность службы безопасности; возможность быстрой доставки пассажиров до центра города; организация парковки автомашин; наличие и класс средств размещения в аэропортовом комплексе и др. В десятке наиболее удобных аэропортов мира с точки зрения обслуживания пассажиро

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow