Уличные опасности и ребенок

Особого внимания на улице требуют к себе дети, хотя бы потому, что вне стен до­мов они бывают чаще, чем их папы и мамы.

Из множества криминальных опаснос­тей, подстерегающих ребенка на улице, можно выделить три: сексуальные домогательства и сексуальные преступления, подростковые «разборки» и участие в молодежных груп­пировках.

Первая опасность — не самая распрост­раненная, но за счет своей скандальности наиболее часто муссируемая как в прессе, так и в досужих разговорах.

Определить какой-либо единый тип ма­ньяка-насильника, которого стоит опасать­ся, нельзя. Ни рост, ни «масть», ни возраст, ни стиль одежды таких людей из общей мас­сы не выделяют. А вот в манере поведения (правда, далеко не всегда) некоторое подо­бие присутствовать может.

Потенциальные насильники могут часами высиживать где-нибудь на отдаленной скамейке, наблюдая за возней детей на игровой площадке или в пе­сочнице. Могут приближаться, разго­варивать с детьми, предлагать им сла­дости, раздавать мелкие подарки, со­провождать детей до подъезда или школы.

Любой контакт такого «дяденьки» с вашим ребенком должен насторажи­вать. А если вы один, два, три раза подряд заметили подле детской пло­щадки незнакомого соглядатая, не по­стесняйтесь подойти к нему и загово­рить.

Истины вы, конечно, не узнаете, но, возможно, спугнете насильника, выбирающего себе очередную жертву, или, если дело обернет­ся бедой, сможете помочь следствию в уста­новлении личности преступника. Ну, а если ошибетесь, и выяснится, что этот «извраще­нец» — всего лишь наблюдающий за внуком дедушка, приехавший на неделю из деревни в гости, ничего страшного не случится. Вы же не обвиняли его в садистских наклонно­стях, не учиняли допрос с пристрастием — просто поговорили пяток минут о том о сем.

Если после беседы ваши подозрения уси­лятся, попросите незнакомца показать доку­менты, ссылаясь, например, на то, что не­сколько дней назад в доме произошла кража и милиция просила проявлять максималь­ную бдительность. Сексуальные маньяки не грабители, сразу в драку бросаться не бу­дут. В итоге вы либо установите личность вызвавшего подозрение гражданина, либо напрочь отобьете у него охоту появляться в вашем дворе.

При неадекватных реакциях, когда ваша просьба вызвала бурное ответное действие (протест ли, раздражение или гомерический хохот — не суть важно), сообщите о своих подозрениях в милицию. Мало ли с каким находящимся в розыске преступником сов­падут ваши описания!

И все же следует признать, что наиболь­шую защиту от сексуальных посягательств на ребенка может обеспечить только сам ребенок.

Будем исходить из худшего — ребе­нок и насильник встретились без посредни­чества взрослых, то есть один на один. Вначале, как всегда, профилактика. Постарайтесь, чтобы этого «один на одни» как фактора, провоцирующего пре­ступление, было как можно меньше. Окру­жите ребенка друзьями. Пусть они всегда и везде ходят «толпой». Внушите им, чтобы они никогда, и особенно ни с кем, не отпус­кали от себя товарищей. Против нескольких детей преступник бессилен.

Особенно важно, чтобы дети не бро­дили по двору и улицам в одиночку, когда в вашем районе произошла се­рия нераскрытых, сексуальных пре­ступлений.

Не нашли ребенку постоянных друзей — выписывайте из деревни бабушку, объеди­няйтесь с соседями, устанавливайте надзор за младшим населением двора. Организо­вать совместными усилиями временное на­блюдение за детьми не так уж сложно, было бы желание.

Следующий по значимости фактор про­филактики сексуальных преступлений -стиль взаимоотношения ребенка со взрослыми. Во имя безопасно­сти стоит поколебать уверенность ребенка в безгрешности взрослых. Конечно, не луч­ший совет — воспитывать в подрастающем поколении душевную черствость, но бро­саться по первой же просьбе на помощь взрослому дяде гораздо более опасно, чем не услышать эту просьбу вовсе.

Конечно, глухота не должна распростра­няться на случаи, когда ребенка просят вы­звать по телефону «Скорую помощь», до­стать из кармана лекарство или помочь перейти улицу с оживленным движением. А вот просьбы пойти помочь что-то откуда-то перенести, подождать кого-то в пустой квартире или машине — уже из серии на­стораживающих.

Сверхопасны прямые предложения от незнакомых людей сходить в кино, по-смотреть видик, сняться в рекламном ролике, покататься на машине и т.п. От таких «тетенек» и «дяденек» ребе­нок должен бежать без оглядки.

Подчиненность авторитету взрослого ча­ще всего детей и подводит. Не умеют они ему противостоять, потому что из всех взрослых близко знали только папу, маму да дедушку с бабушкой, а от них ничего плохого не видели. Значит, и остальные взрослые — такие же. Нейтрализовать ин­стинкт подчинения взрослому, воспитывае­мый в ребенке годами, могут только сами воспитатели, то есть родители.

Расскажите ребенку несколько страш­ных, но очень похожих на окружаю­щую жизнь сказок с плохим концом. Разрешите, не боясь показаться плохо воспитанным, не вступать в разговор с незнакомыми людьми, не отвечать на их вопросы, а если те проявляют на­стойчивость, убегать от них. Скажите, что не станете их за это ругать. Объ­ясните, что говорить ласковые слова, дарить подарки, угощать сладостями, обнимать, целовать ребенка могут только очень близкие люди, а про­чие — только в присутствии и с одоб­рения родителей. Убедите рассказы­вать вам обо всех подобных случаях. Очень часто дети, боясь наказания, скрывают эти факты.

Если хотите контролировать ситуацию, знать все, что происходит с вашим ребенком, научитесь говорить с ним в спокойно-довери­тельном, а не командно-назидательном тоне. Что бы ни ус­лышали, постарайтесь, держа себя в руках, объяснить ошибочность его поступка, пока­жите, как вы тяжело переживаете по этому поводу.

Конечно, методы прямого запугивания и запретительства более действенны, но и бо­лее кратковременны. Страх перед предме­том запрета постепенно забывается и вытес­няется страхом наказания. В результате ре­бенок боится уже не самого проступка, а то­го, что о нем узнают.

В целях безопасности научите детей не заходить в лифт и другие замкнутые поме­щения с незнакомыми взрослыми людьми, не подниматься в одиночку по темным опас­ным лестницам, ни под каким видом не за­ходить в чужие квартиры и т.п. Научите от­крывать кодовые замки на дверях и, кстати, пользоваться лифтом самостоятельно. Не заходить в подъезд одному, если он заметил там подозрительного субъекта.

В случае, когда взрослые просят о помо­щи, обязуйте ребенка привлекать к помощи друзей. Или обращаться за помощью к прохо­жим. Это отпугнет злоумышленника.

На случай применения взрослыми физи­ческой силы научите ребенка активному со­противлению. Именно научите, а не расска­жите теоретически. Поиграйте с ним в игру «Похищение». Пусть он покричит всласть, поцарапается, покусается. Пусть потрениру­ет свою изворотливость. Глядишь, не дай, ко­нечно, бог, в жизни пригодится. Что касает­ся физических действий, мышечная намять бывает надежней обычной. Одна игра — иг­ра. Две-три — уже боевая подготовка.

Учить ли детей травмоопасным при­емам — ударам в глаза, пах, горло и пр. — решать родителям. Уме­ние жестоко драться — палка о двух кон­цах, один из которых в отдаленном буду­щем может сработать как бумеранг.

Поиск пропавшего ребенка

В случае пропажи вашего малолетнего, да и не очень малолетнего ребенка немед­ленно (пока возможный преступник не ус­пел далеко уйти и увлечь свою жертву) за­являйте в милицию.

Только не по телефону, а зарегистри­ровав ваше заявление у оперативного дежурного райотдела (отделения) ми­лиции.

Сообщите пол, рост, вес вашего ре­бенка. Его особые (родинки, шрамы и пр.) приметы. Фасон и цвет одежды, в которой он ушел. Установить ее мож­но, осмотрев весь оставшийся детский гардероб.

Одновременно обзвоните всех родствен­ников, спортивные секции и кружки по ин­тересам, куда ходит ваш ребенок, всех его школьных и дворовых друзей и приятелей или их родителей. В том числе приятелей дворов, где вы жили раньше. Вряд ли он ушел куда-то совершенно один. Все равно кто-то должен знать, куда и с кем он напра­вился.

Проверьте все детские вещи. По их от­сутствию можно понять, где его искать.

Обязательно найдите все блокноты ваше­го ребенка с адресами и телефонами его друзей. Не забудьте проверить его компью­тер, где тоже могут быть файлы с адресами.

В процессе телефонного поиска соберите команду его друзей-приятелей для осмот­ра игровых площадок, подвалов, чердаков, заброшенных строений и т. п. Попросите друзей вашего ребенка немедленно прийти в ваш двор, по дороге внимательно осмотрев окрестности. Мобилизуйте соседей. Своих друзей.

Но не бросайтесь на поиски спонтан­но. Подготовьтесь к ним. Это займет не больше нескольких минут, а эф­фективность поисков увеличит много­кратно.

В квартире должен остаться «диспетчер на телефоне», который сможет продолжать телефонные поиски. В том числе проверку больниц, моргов, бюро несчастных случаев и пр. Имеет смысл связаться с «детскими» общественными организациями, которые смогут помочь вам дельным советом и свои­ми связями. Кроме того, диспетчер сможет отменить розыск, если пропавший ребенок вдруг вернулся домой. Для этого отцу или человеку, который взял на себя руководство поиском, желательно иметь при себе сото­вый телефон, одолжить, например, у кого-нибудь из соседей. А лучше одолжить не­сколько телефонов. И от пейджеров и пере­носных раций тоже не отказывайтесь.

В соседней квартире обязательно оставь­те «диспетчера-координатора». Его задача, не занимая телефон по пустякам, отвечать на звонки поисковых групп. Если они что-то обнаружили или что-то узнали — долж­ны позвонить из телефона-автомата и оста­вить подробную информацию. Только не на­до просить запомнить номер телефона. Бе­рите шариковую ручку и пишите телефон на запястьях рук!

Постоянный обмен информацией поз­воляет координировать действия поис­ковых групп, в случае необходимости концентрировать их в одном месте.

Поиски начинайте с того места, где в по­следний раз видели ребенка, или от места его жительства.

Раскручивайте спираль поиска, даже ес­ли милиция заверит вас, что делает все воз­можное. Может, делает, а может, нет... Тут лучше перестраховаться!

Не мечитесь по дворам. В поиске долж­на быть система и очередность. Необходимо решить, что осматривать вначале, что по­том. Чтобы не проверять один и те же тер­ритории, четко распределяйте места поиска.

По ходу поисков выясняйте, кто, ког­да и где в последний раз видел ваше­го сына или дочь. Опрашивайте жите­лей ближайших домов. Показывайте фотографию (лучше их захватить из дома несколько). Привлекайте людей к поиску, поручая им осмотреть их дом и двор.

При масштабном поиске нужно расхо­диться от дома кругами. Вначале проверять дом (квартиры всех приятелей, подвал, чер­дак, лестницы), потом двор, потом прилега­ющие дома и их дворы, потом дома, распо­ложенные за ними... Не пропуская ни одно­го квадратного метра площадей. И не про­пуская ни одного человека, которому можно показать фотографию разыскиваемого.

Детей более взрослого возраста следует с малолетства приучить, уходя из дома, сообщать, ку­да, с кем и на сколько он уходит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: