Изучение публицистического стиля

При изучении данной темы учащиеся должны узнать, что пуб­лицистический стиль - это стиль общественно-политической ли­тературы, газет, журналов, радио- и телевизионных передач, по­литических выступлений на собраниях и митингах и т.д.

Для объяснения нового материала можно использовать отрыв­ки из передовиц газет или из журнальных статей, анализ которых позволит установить, что в публицистическом стиле широко пред­ставлены следующие языковые средства:

1) общественно-политическая и терминологическая лексика, фразеологические сочетания, например: оппозиция, гласность, де­путат, пропагандист, народные массы, общественное мнение, граж­данская позиция, политическая воля и т.д.;

2) слова и обороты высокого, торжественного стиля: держава, побуждение, возмездие, священный долг, высокое призвание, взывать к совести и т.д.;

3) эмоционально окрашенные обращения, активизирующие внимание читателей и слушателей (соотечественники и соотече­ственницы), частицы, междометия, повторы, риторические воп­росы (России ли не гордиться своей многовековой историей!).

Следующий этап работы - это выявление стилистических осо­бенностей очерка, репортажа, заметки, сообщения и т.д., для ко­торых наряду с организационно-пропагандистской, или воздей­ствующей, функцией характерна информационная функция. Го­воря об этих жанрах публицистического стиля, необходимо отме­тить, что в них нередко используются средства художественной выразительности (метафоры, метонимия, олицетворение и др.). При анализе публицистического текста важно научить учащихся опре­делять доминанту стиля, а также другие его признаки.

Для закрепления теоретического материала о публицистическом стиле можно предложить такие виды работ.

1.Прочитайте текст. Докажите, что он относится к публицистиче­скому стилю.

2.Выпишите отрывок из какого-либо постановления (или инструк­ции) и укажите языковые средства, которые характерны для него.

3.Прослушайте радио- или телепередачу на общественно-полити­ческую тему, оцените соответствие языковых средств условиям и назначению речи.

4.Напишите заметку в стенгазету. Расскажите в ней об известных людях, окончивших вашу школу.

5.Представьте себе, что вы спортивный комментатор и вам необ­ходимо вести репортаж со стадиона о футбольном матче. Как вы обратитесь к слушателям? Какие языковые средства употребите в своем рассказе? Кроме публицистического стиля элементы ка­кого стиля вы используете?

6.Подготовьте сообщение о полевых работах в вашей местности. Свой рассказ постройте так, чтобы читатели заинтересовались ва­шей информацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: