Студопедия
Карамелька - детский развивающий канал


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Содержательность стиля




Стиль- это система элементов художественной формы, придающая произведению искусства чувственно-наглядный, эмоционально наполненный, эстетический об­лик и раскрывающая его экспрессивно-оценочный смысл.

Прокомментируем это определение. Во-первых, стиль "выступает наружу" в чувственно-воспринимаемой художест­венной форме.Во-вторых, стиль - это законхудожественной формы, то есть системаустойчивых взаимосвязей между разными компонентами формы и разными формообразующи­ми уровнями. В-третьих, в системе закономерностей, обеспечи­вающих целостность произведения искусства, функция стиле­вой системы состоит в создании экспрессивного единства,то есть некоего единого колорита, настроения, тона. Разумеется, экспрессивное единство вовсе не сводится к монотонности, оно чаще всего представляет собой полифоническое целое, образуемое развитием, столкновением, сплетением разных об­разных мотивов.

Любое произведение, претендующее на статус художест­венного, то есть предполагающее быть носителем определенной эстетической концепции действительности, имеет свою систему эстетической выразительности, то есть обладает индивидуаль­ным стилем. (Совершенен или несовершенен этот стиль - дру­гой вопрос.) Понятие "стиль литературного произведения" можно сопоставить с понятиями "колорита" в живописи и "то­нальности" в музыке. Невозможно представить живописное по­лотно без единого колорита, единой цветовой гаммы, которая окрашивает и лица, и предметы, и природу. Этот колорит придает особую выразительность картине, заражая зрителя опреде­ленным эмоциональным настроем (нежная золотистая гамма в пейзаже И. Левитана "Золотая осень", тревожный красновато-коричневый тон "Портрета Стрепетовой" И. Репина, контраст­ное сочетание черного и белого тонов в полотне В. Сурикова "Боярыня Морозова"). Столь же невозможно представить музы­кальное произведение, которое бы не имело определенной то­нальности - тональность задается с самого начала музыкально­го текста (обозначается особым знаком на нотном стане), она определяет весь музыкальный строй. Так, тональность ми-бемоль мажор задает возвышенное, мужественное звучание - не случайно в этой тональности написаны "Героическая симфо­ния" Бетховена и этюд Листа "Героика", а тональность ре-минор пронизывает музыку траурным, прощальным звучание - в этой тональности написаны первая и финальная части моцартовского "Реквиема". Поэтому в литературоведении при описании стиля нередко используют термины "тон (тональность)", "колорит", "гамма". Иначе говоря, выразительность литературного текста понимается как некий единый колорит, единый тон, единая ме­лодия, даже, возможно, сложная мелодия из ряда составляю­щих, подобно тому, как колорит живописного полотна образу­ется из наложения нескольких цветовых пластов, из их соотно­шений. Но в любом случае в литературном произведении воз­никает некая единая система словесных художест­венных форм, обеспечивающая экспрессивную це­лостность, то есть единство произведения с точки зрения его эстетической выразительности.




(Отсюда, кстати, следует еще одно различие между сти­лем и жанром: для того, чтобы вжиться в жанр произведения, надо увидеть его конструкцию целиком - понять секрет тех ус­ловностей, посредством которых она моделирует образ мира. А чтобы настроиться на стиль, бывает достаточно услышать пер­вых несколько фраз - и всё, интонация схвачена, колорит улов­лен...)

Стиль произведения, понимаемый как система эстетиче­ской выразительности художественной формы, в высшей сте­пени содержателен.

Именно в стиле получает наиболее явственное выраже­ние пафос произведения, эта самая глубинная, самая специ­фическая сторона художественного содержания. В.Г. Белинский дает следующее определение пафоса:

"Искусство не допускает к себе отвлеченных философ­ских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея — это не силлогизм, не догма, не правило - это живая страсть, это - пафос (...) В пафосе поэт является влюбленным в идею, к в прекрасное, жи­вое существо, страстно проникнутым ею, -ион сознает ее не разумом, не рассудком, не чувством и не какою-либо одной спо­собностью своей души, но всею полнотою и целостностью сво­его нравственного бытия, - и поэтому идея является в его про­изведении не отвлеченной мыслью, не мертвою формою, а жи­вым созданием".



В пафосе - прежде всего в нем - проступает семантика стиля. Если жанр выстраивает произведение как образ мира и тем самым демонстрирует смысл жизни и суть жизни в кон­струкции образа мира, то стиль не показывает, не изображает, он выражает эстетическое отношение к миру посредством пафоса. Мы говорим о героическом пафосе былин об Илье Му­ромце, трагедийном пафосе романов Достоевского, сатириче­ском пафосе рассказов М. Зощенко, сплаве иронического и сен­тиментального пафоса в современной "женской прозе" (Г. Щер­бакова, М. Палей, Л. Улицкая, Н. Горланова). В отличие от других составляющих художественного содержания (темы, проблемы, конфликта), пафос невозможно "сформулировать". В принципе - пафос невербален (внесловесен), пафос - это тот эмоциональный настрой, которым насыщено произведение ис­кусства и которым проникается (заражается) читатель в процес­се чтения художественного текста и переживания той "вирту­альной" реальности, что открылась его внутреннему взору.

Факторы стиля

Вопрос о факторах стиля весьма сложен. Причиной тому

- множественность этих факторов и их "разнопорядковость": тут и факторы субъективно-личностные, и внутрихудожествен-ные, и сверхэстетические (социальные, мировоззренческие). Каждый из этих факторов нуждается в конкретизации, а главное

- необходимо определить их иерархию. Например, А.Н. Соко­лов, который едва ли не обстоятельнее других рассматривал эту проблему, выделял следующие факторы стиля: "идейно-образное содержание, художественный метод и жанр" (130). А важнейшим в их иерархии ученый называл идейное содержа­ние произведения (108)30.

Несомненно, конкретное содержание замысла произведе­ния: его тематическое наполнение, характер конфликта, эмо­циональный заряд - это, так сказать, "ближайший" фактор стиля,его непосредственный возбудитель. Наиболее же круп­ный, можно сказать - глобальный, фактор стиля обозначил Ос­вальд Шпенглер:

"Так из идеи макрокосма, которая в проблеме стиля предстает взору в упрощенном и более понятном виде, вырас тает некое изобилие задач, решение которых принадлежит

еще будущему»

Следовательно, Шпенглер полагает, что первичной основой стиля является общее представление о мировом универсуме. Шпенглеровская "идея макрокосма" - это самый крупный сверхэстетический факторстиля. Менее глобальные сверхэстетические факторы - это то, что В.М. Жирмунский на­зывал "мироощущением эпохи", "психологическим фоном" вре­мени (иногда говорят "дух времени", "атмосфера времени"). Все эти обозначения весьма зыбки, но за ними стоят достаточно явственные духовные процессы и состояния, которые как бы растворены в воздухе и заражают современников, в том числе самых чутких к веяниям времени представителей общества -его художников.

Так, психологическая атмосфера Великой Отечественной войны оказалась тем фактором, который обусловил патетиче­ский стилевой облик всех родов литературы, сказавшись, в ча­стности, в одической лирике (А. Ахматова "Мужество"), герои­ческой повести (В. Гроссман "Народ бессмертен"), народной драме (Л. Леонов "Нашествие"). А настроения "оттепели" сказа­лись в "исповедальном стиле", который стал доминировать в литературе второй половине 50-х годов - в поэзии "шестиде­сятников" (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский).

Среди внутрихудожественных факторовстиля разные ученые называют жанр, творческий метод, стилевые традиции, стилевые влияния, моду.

Наиболее часто подчеркивают влияние жанрового фак­тора на стилевые процессы. Однако, следует иметь в виду, что воздействие жанра на стиль не всегда было одинаковьм. Ско­рее следует говорить о разных исторических фазах взаимо­действия стиля с жанром.

Так, в эпохи, когда господствуют нормативные художе­ственные принципы, стилевая и жанровая структуры тесно сращены. Они совместно выступают воплощением и выраже­нием единого художественного канона. И если писалась, до­пустим, воинская повесть, то у нее был совершенно опреде­ленный стиль с соответствующим экспрессивно-интонационным строем (торжественно-величавым, героиче­ским). Д.С. Лихачев отмечает: "Древнерусские жанры в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени. Мы можем говорить о единстве стиля праздничного слова, панегирического жития, летописи, хроно­графа и т.п. Нас поэтому не удивят выражения "житийный стиль", "хронографический стиль", "летописный стиль"32. В этой связи неслучаен и термин "жанровый стиль", который предложил Г.К. Вагнер применительно к древнерусскому ис­кусству. : "Конкретно "поэтика жан­ра" заключается в выборе определенных художественных формул, свойственных данной жанровой ситуации - житийной, воинской, мирской и т.п. Художественная специфика этих формул и составляет "жанровый стиль" с устойчивостью его образов, символов-метафор и сравнений" {Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М, 1987. С. 55).

Подобная сращенность стиля и жанра сохранялась и в литературе классицизма. Так, классицистская ода писалась только высоким штилем, а басня - низким.

И наоборот, в культуре Нового времени все художествен­ные системы: и жанр, и стиль - ориентированы на то, чтобы вы­разить прежде всего индивидуальное, своеобразное, своеобычное видение мира художником. С этих пор подвижность и динамичность структур становится характерным свойством не только стилей, но и жанров. Поэтому в системах конкретно-топических, которые складываются в Новое время, связь между жанром и стилем расслаблена, они порой существуют "самостийно", разные стили начинают сцепляться с разными жан­рами и наоборот.

Но в принципе, всегда художественная целостность лю­бого произведения обеспечивается устойчивым единством меж­ду стилевой и жанровой структурами. "Стиль неразрывно свя­зан с определенными тематическими единствами - и что осо­бенно важно - с определенными композиционными единствами, с определенными типами построения целого, типами его завер­шения (...) Стиль входит как элемент в жанровое единство вы­сказывания", - утверждал М.М. Бахтин. В каждом конкретном случае, в каждом отдельном произведении это единство каждый раз иное, особое, ибо подчинено задаче художественного выра­жения и воплощения новой эстетической концепции действи­тельности, которую должно нести это произведение.

Если жанр воздействует на стиль внутри произведения -как одна подсистема поэтики на другую подсистему, то воздей­ствие на стиль творческого метода (системы принципов эстетических отношений к действительности) носит более опо­средованный характер. И однако же, это воздействие очевидно. Например, доминирующие в романтическом искусстве две по­лярные стилевые тенденции - экзальтация и трагическая иро­ния - находятся в несомненной связи с романтическим прин­ципом эстетической оценки (противопоставлением духовного идеала низкой действительности)





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1076; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8008 - | 6874 - или читать все...

Читайте также:

  1. Влияние стиля руководства на процесс принятия решений. Модель принятия решений руководством Врума—Йеттона, ее возможности и значение для руководителя в практике управления
  2. Выработка индивидуального стиля
  3. Дополнительно к стилям окна WS_CHILD и WS_VISIBLE при создании списка указываются специальные стили списка, символические имена которых имеют префикс LBS_
  4. Жанры научного стиля. Общая характеристика. Язык и структурные особенности научных произведений
  5. Жанры официально-делового стиля
  6. Жанры публицистического стиля и их языковые особенности
  7. Изменение размера. Для изменения стиля оформления фигурного текста, заданного при создании текста, можно нажать кнопку Коллекция WordArt панели инструментов WordArt
  8. Копирование стиля
  9. Лексика разговорного стиля
  10. Лингвистические и экстралингвистические характеристики функционального стиля
  11. Модели описания жизненного стиля потребителей
  12. Общая логика действий по созданию и развитию фирменного стиля


 

54.90.86.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.