Стиль- это система элементов художественной формы, придающая произведению искусства чувственно-наглядный, эмоционально наполненный, эстетический облик и раскрывающая его экспрессивно-оценочный смысл.
Прокомментируем это определение. Во-первых, стиль "выступает наружу" в чувственно-воспринимаемой художественной форме. Во-вторых, стиль - это закон художественной формы, то есть система устойчивых взаимосвязей между разными компонентами формы и разными формообразующими уровнями. В-третьих, в системе закономерностей, обеспечивающих целостность произведения искусства, функция стилевой системы состоит в создании экспрессивного единства, то есть некоего единого колорита, настроения, тона. Разумеется, экспрессивное единство вовсе не сводится к монотонности, оно чаще всего представляет собой полифоническое целое, образуемое развитием, столкновением, сплетением разных образных мотивов.
Любое произведение, претендующее на статус художественного, то есть предполагающее быть носителем определенной эстетической концепции действительности, имеет свою систему эстетической выразительности, то есть обладает индивидуальным стилем. (Совершенен или несовершенен этот стиль - другой вопрос.) Понятие "стиль литературного произведения" можно сопоставить с понятиями "колорита" в живописи и "тональности" в музыке. Невозможно представить живописное полотно без единого колорита, единой цветовой гаммы, которая окрашивает и лица, и предметы, и природу. Этот колорит придает особую выразительность картине, заражая зрителя определенным эмоциональным настроем (нежная золотистая гамма в пейзаже И. Левитана "Золотая осень", тревожный красновато-коричневый тон "Портрета Стрепетовой" И. Репина, контрастное сочетание черного и белого тонов в полотне В. Сурикова "Боярыня Морозова"). Столь же невозможно представить музыкальное произведение, которое бы не имело определенной тональности - тональность задается с самого начала музыкального текста (обозначается особым знаком на нотном стане), она определяет весь музыкальный строй. Так, тональность ми-бемоль мажор задает возвышенное, мужественное звучание - не случайно в этой тональности написаны "Героическая симфония" Бетховена и этюд Листа "Героика", а тональность ре-минор пронизывает музыку траурным, прощальным звучание - в этой тональности написаны первая и финальная части моцартовского "Реквиема". Поэтому в литературоведении при описании стиля нередко используют термины "тон (тональность)", "колорит", "гамма". Иначе говоря, выразительность литературного текста понимается как некий единый колорит, единый тон, единая мелодия, даже, возможно, сложная мелодия из ряда составляющих, подобно тому, как колорит живописного полотна образуется из наложения нескольких цветовых пластов, из их соотношений. Но в любом случае в литературном произведении возникает некая единая система словесных художественных форм, обеспечивающая экспрессивную целостность, то есть единство произведения с точки зрения его эстетической выразительности.
|
|
|
|
(Отсюда, кстати, следует еще одно различие между стилем и жанром: для того, чтобы вжиться в жанр произведения, надо увидеть его конструкцию целиком - понять секрет тех условностей, посредством которых она моделирует образ мира. А чтобы настроиться на стиль, бывает достаточно услышать первых несколько фраз - и всё, интонация схвачена, колорит уловлен...)
Стиль произведения, понимаемый как система эстетической выразительности художественной формы, в высшей степени содержателен.
Именно в стиле получает наиболее явственное выражение пафос произведения, эта самая глубинная, самая специфическая сторона художественного содержания. В.Г. Белинский дает следующее определение пафоса:
"Искусство не допускает к себе отвлеченных философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея — это не силлогизм, не догма, не правило - это живая страсть, это - пафос (...) В пафосе поэт является влюбленным в идею, к в прекрасное, живое существо, страстно проникнутым ею, -ион сознает ее не разумом, не рассудком, не чувством и не какою-либо одной способностью своей души, но всею полнотою и целостностью своего нравственного бытия, - и поэтому идея является в его произведении не отвлеченной мыслью, не мертвою формою, а живым созданием".
В пафосе - прежде всего в нем - проступает семантика стиля. Если жанр выстраивает произведение как образ мира и тем самым демонстрирует смысл жизни и суть жизни в конструкции образа мира, то стиль не показывает, не изображает, он выражает эстетическое отношение к миру посредством пафоса. Мы говорим о героическом пафосе былин об Илье Муромце, трагедийном пафосе романов Достоевского, сатирическом пафосе рассказов М. Зощенко, сплаве иронического и сентиментального пафоса в современной "женской прозе" (Г. Щербакова, М. Палей, Л. Улицкая, Н. Горланова). В отличие от других составляющих художественного содержания (темы, проблемы, конфликта), пафос невозможно "сформулировать". В принципе - пафос невербален (внесловесен), пафос - это тот эмоциональный настрой, которым насыщено произведение искусства и которым проникается (заражается) читатель в процессе чтения художественного текста и переживания той "виртуальной" реальности, что открылась его внутреннему взору.
Факторы стиля
Вопрос о факторах стиля весьма сложен. Причиной тому
- множественность этих факторов и их "разнопорядковость": тут и факторы субъективно-личностные, и внутрихудожествен-ные, и сверхэстетические (социальные, мировоззренческие). Каждый из этих факторов нуждается в конкретизации, а главное
- необходимо определить их иерархию. Например, А.Н. Соколов, который едва ли не обстоятельнее других рассматривал эту проблему, выделял следующие факторы стиля: "идейно-образное содержание, художественный метод и жанр" (130). А важнейшим в их иерархии ученый называл идейное содержание произведения (108)30.
Несомненно, конкретное содержание замысла произведения: его тематическое наполнение, характер конфликта, эмоциональный заряд - это, так сказать, "ближайший" фактор стиля, его непосредственный возбудитель. Наиболее же крупный, можно сказать - глобальный, фактор стиля обозначил Освальд Шпенглер:
|
|
"Так из идеи макрокосма, которая в проблеме стиля предстает взору в упрощенном и более понятном виде, вырас тает некое изобилие задач, решение которых принадлежит
еще будущему»
Следовательно, Шпенглер полагает, что первичной основой стиля является общее представление о мировом универсуме. Шпенглеровская "идея макрокосма" - это самый крупный сверхэстетический фактор стиля. Менее глобальные сверхэстетические факторы - это то, что В.М. Жирмунский называл "мироощущением эпохи", "психологическим фоном" времени (иногда говорят "дух времени", "атмосфера времени"). Все эти обозначения весьма зыбки, но за ними стоят достаточно явственные духовные процессы и состояния, которые как бы растворены в воздухе и заражают современников, в том числе самых чутких к веяниям времени представителей общества -его художников.
Так, психологическая атмосфера Великой Отечественной войны оказалась тем фактором, который обусловил патетический стилевой облик всех родов литературы, сказавшись, в частности, в одической лирике (А. Ахматова "Мужество"), героической повести (В. Гроссман "Народ бессмертен"), народной драме (Л. Леонов "Нашествие"). А настроения "оттепели" сказались в "исповедальном стиле", который стал доминировать в литературе второй половине 50-х годов - в поэзии "шестидесятников" (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский).
Среди внутрихудожественных факторов стиля разные ученые называют жанр, творческий метод, стилевые традиции, стилевые влияния, моду.
Наиболее часто подчеркивают влияние жанрового фактора на стилевые процессы. Однако, следует иметь в виду, что воздействие жанра на стиль не всегда было одинаковьм. Скорее следует говорить о разных исторических фазах взаимодействия стиля с жанром.
Так, в эпохи, когда господствуют нормативные художественные принципы, стилевая и жанровая структуры тесно сращены. Они совместно выступают воплощением и выражением единого художественного канона. И если писалась, допустим, воинская повесть, то у нее был совершенно определенный стиль с соответствующим экспрессивно-интонационным строем (торжественно-величавым, героическим). Д.С. Лихачев отмечает: "Древнерусские жанры в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени. Мы можем говорить о единстве стиля праздничного слова, панегирического жития, летописи, хронографа и т.п. Нас поэтому не удивят выражения "житийный стиль", "хронографический стиль", "летописный стиль"32. В этой связи неслучаен и термин "жанровый стиль", который предложил Г.К. Вагнер применительно к древнерусскому искусству.: "Конкретно "поэтика жанра" заключается в выборе определенных художественных формул, свойственных данной жанровой ситуации - житийной, воинской, мирской и т.п. Художественная специфика этих формул и составляет "жанровый стиль" с устойчивостью его образов, символов-метафор и сравнений" {Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М, 1987. С. 55).
|
|
Подобная сращенность стиля и жанра сохранялась и в литературе классицизма. Так, классицистская ода писалась только высоким штилем, а басня - низким.
И наоборот, в культуре Нового времени все художественные системы: и жанр, и стиль - ориентированы на то, чтобы выразить прежде всего индивидуальное, своеобразное, своеобычное видение мира художником. С этих пор подвижность и динамичность структур становится характерным свойством не только стилей, но и жанров. Поэтому в системах конкретно-топических, которые складываются в Новое время, связь между жанром и стилем расслаблена, они порой существуют "самостийно", разные стили начинают сцепляться с разными жанрами и наоборот.
Но в принципе, всегда художественная целостность любого произведения обеспечивается устойчивым единством между стилевой и жанровой структурами. "Стиль неразрывно связан с определенными тематическими единствами - и что особенно важно - с определенными композиционными единствами, с определенными типами построения целого, типами его завершения (...) Стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания", - утверждал М.М. Бахтин. В каждом конкретном случае, в каждом отдельном произведении это единство каждый раз иное, особое, ибо подчинено задаче художественного выражения и воплощения новой эстетической концепции действительности, которую должно нести это произведение.
Если жанр воздействует на стиль внутри произведения -как одна подсистема поэтики на другую подсистему, то воздействие на стиль творческого метода (системы принципов эстетических отношений к действительности) носит более опосредованный характер. И однако же, это воздействие очевидно. Например, доминирующие в романтическом искусстве две полярные стилевые тенденции - экзальтация и трагическая ирония - находятся в несомненной связи с романтическим принципом эстетической оценки (противопоставлением духовного идеала низкой действительности)