Урок- ролевая игра

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями.

Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии, на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды и т.д. Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов:

-подготовительный;

-игровой;

-заключительный;

-анализ результатов.

На подготовительном этапе решаются" вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.

Организационные вопросы:

-распределение ролей;

- выбор жюри или экспертной группы;

-формирование игровых групп;

-ознакомление с обязанностями.

Предваряющие:

-знакомство с темой, проблемой;

-ознакомление с инструкциями, заданиями;

-сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения;

- изготовление наглядных пособий;

-консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием, проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается, наиболее удачное решение. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры. Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации.

Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку в случае излишней регламентации и отсутствия импровизации или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.

Задание 7.

a) По каким темам, разделам курса математики начальной школы Вы считаете возможным, организовать уроки в форме экскурсий? (Перечислите эти темы; для восстановления в памяти содержания курса начальной математики обратитесь к стандартам второго поколения).

b) Какими, по Вашему мнению, целесообразно делать эти уроки - тематическими или комплексными? Обоснуйте свою точку зрения.

c) Какие объекты вы бы рассмотрели с учащимися по выбранным Вами темам? За счет чего,
на Ваш взгляд, можно было бы сделать урок-экскурсию по математике /по выбранным Вами темам/ «живым», интересным для младших школьников, запоминающимся?

d) Какими могли бы быть индивидуальные задания для детей, которые Вы предложили бы им в завершение такого урока (имеются в виду примеры конкретных заданий, которые Вы бы предложили ученикам по теме экскурсии).

Задание 8.

a) Выразите «своими словами» смысл термина интегрированный урок.

b) Прочитайте в Интернете примеры двух интегрированных уроков для начальной школы (например, урока математики и окружающего мира, математики и музыки, математики и русского языка, математики и литературного чтения).

c) Дав ссылку ни Интернет-ресурсы, где Вы смогли ознакомиться с такими уроками, проанализируйте, опираясь на личное мнение, основанное на Вашем жизненном опыте, достоинства и недостатки представленной разработки урока. Свое мнение подтверждайте цитированием соответствующих фрагментов.

Задание 9.

a) Чем дидактическая игра отличается от «игры вообще»?

b) Выразите своими словами смысл термина «игровой замысел».

c) Какие требования к дидактическим играм должен соблюдать учитель при их организации?

d) На каких этапах изучения материала применение дидактических игр наиболее полезно, на каких – редко бывает целесообразным?

e) Найдите в Интернете пример подробного описания любой дидактической игры на уроке математики в начальных классах [дайте ссылку на источник].

f) Определите вид выбранной Вами игры (обучающая, контролирующая или обобщающая).

g) Оцените, насколько данная игра соответствует всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм (оценивая, учитывайте соблюдение/несоблюдение каждого пункта). По каждому пункту приводите цитаты фрагментов текста, подтверждающие соблюдение или, напротив, игнорирование автором игры соответствующих требований.

h) Можно ли, с Вашей точки зрения, оправдать какие-то отступления (если таковые обнаружились) в разработке данной игры от общих требований к дидактическим играм? (Обоснуйте свою позицию).


[1] Этот вариант классификации наиболее близок, пожалуй, школе деятельностного подхода; само название теории, лежащей в его основе, говорит об этом: " Поэтапное формирование…".

[2] в этом списке, как и во всех следующих, отсутствует такой общий элемент структуры урока любого типа как ОРГМОМЕНТ – этап настройки учащихся на «рабочий лад» вначале урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: