Прокуратура - единственный государственный орган, который имеет право возбудить уголовное преследование. Из негосударственных органов это сделать может только гражданский истец, лицо которое потерпело от преступления.
Три концепции возбуждения уголовного преследования:
1) концепция чистой законности - дело всегда возбуждается и приостанавливается по формальным основаниям;
2) концепция чистой целесообразности - возбуждение и приостановление дела зависит от государственного органа, т.е. от их решения о целесообразности;
3) смешанная концепция:
а) дело возбуждается по решению государственного органа, а прекращается исходя из концепции законности;
б) дело возбуждается исходя из концепции законности, а прекращается по решению государственного органа.
Французская концепция исходит из смешанной концепции (первый вариант): дело возбуждается по усмотрению прокуратуры, а прекращается по концепции законности (прекращает дело не прокурор, а другой государственный орган - суд т.д.). Когда прокурор получает рапорт из органов дознания, он решает вопрос о возбуждении уголовного преследования исходя из целесообразности (может возбудить, а может и не возбудить). 17% случаев, когда дело возбуждается; 55% - отказ от возбуждения дела по формальным основаниям и 28% отказ по целесообразности.
|
|
Отказ от возбуждения уголовного преследования - это административный акт. Поэтому другой прокурор может возбудить уголовное преследование по этому же уголовному делу. Лица могут обжаловать действия прокурора вышестоящему прокурору.