Вичар: самоисследование
Ничего, Папа.
Не нужно просто задавать вопросы. В вопросах прячется ум! Ты должен работать с вопросом и очень серьезно относиться к тому, чего ты хочешь. Просто подбирать вопросы то тут то там - значит растрачивать время впустую. Когда ты прибываешь в Пустоту - это и есть место твоего назначения, и в этой Пустоте ничего никогда не существовало, в том числе и этого человека; тогда, кто там? Если ты находишь источник вопроса, вопрос умирает. Так что устрани «но», «когда» и «если».
Просто эти вопросы возникают снова и снова. Задай мне вопрос в Пустоте!
Пападжи, вы говорите просто сохранять безмолвие, а если мысль возникает - наблюдать за ее движением, а затем, когда она исчезнет - быть безмолвным.
Да, я это говорю, а что ты хочешь сказать по этому пово-ДУ?
Я понимаю то, о чем вы говорите.
Понимание не нужно, необходимо нечто большее. Что ты поймешь, если ты будешь находиться в Нью-Йорке, а я дам тебе карту и скажу, чтобы ты сел на самолет до Дели, а в Дели пересел на другой самолет до Лакнау? Этого понимания недостаточно! Ты должен сесть в самолет! Самолет должен перенести тебя!
|
|
Я это и делаю, Папа.
Тебе не нужно делать. Что ты будешь делать на борту самолета? Ты станешь толкать этот самолет? (Смеется.) Просто Сохраняй Безмолвие. Они даже объявляют в самолетах: «Занимайте свои места и пристегните ремни», и это все! Просто пребывай в Безмолвии, и он будет двигаться сам по себе, и тебе даже принесут поднос с едой. Вот каково значение этого: не совершай никаких усилий. Пилот должен доставить тебя на место, и ты не можешь давать ему советы; тебе даже не дозволяется заходить в его кабину.
Пребывание в Безмолвии означает наблюдение за тем, откуда возникают мысли. Происходит наблюдение, и оно переводится на наш язык «Кто я?». Спрашивай в уме «кто я?». Это также является наблюдением. Найти источник «я» или найти откуда возникает мысль, - я не вижу здесь никакой разницы. Просто наблюдай. Сохраняй Бдительность. Не Делай Никаких Усилий.
Даже когда я пребываю в безмолвии, присутствует ощущение индивидуального «я».
Когда ты находишься в безмолвии, ты видишь, что некто безмолвен. Нужно наблюдать за этим «я», откуда оно берется? Откуда возникает это личностное индивидуальное «я»? Посмотри и скажи мне, что ты видишь? Это очень хороший вопрос, и он требует переживания, а не понимания. Итак, когда ты смотришь на «я», установи, откуда оно возникает, и скажи мне, что ты видишь? Ты не увидишь наблюдающего или наблюдаемое. Сконцентрируйся на том, чтобы определить, откуда появляется индивидуальность личностного «я». Что ты видишь?
|
|
Прямо сейчас - ничего, но я вижу, что кое-что собирается выпрыгнуть.
Опять же, ты должен только наблюдать то, что собирается выпрыгнуть. Снова «я». И снова наблюдай за его движением. Сделай это. Быстро сделай это.
Но вы говорили, чтобы мы наблюдали без усилий. Для того чтобы помнить о необходимости наблюдения, я должен прибегнуть к усилиям. Иначе я снова потеряюсь в своих мыслях.
Какие усилия ты должен совершать, чтобы увидеть свой нос? Когда ты видишь что-то очень близко, тебе не нужны усилия. Когда ты смотришь на что-то удаленное от тебя, тебе необходимы усилия. А теперь вопрос стоит так: тебе нужно найти свое собственное Я, свое собственное Сердце, свою собственную Красоту, это подобно поискам своей собственной сетчатки. Так какие же усилия тебе нужны, чтобы увидеть свою собственную сетчатку?
Это невозможно.
Истина есть
Вичар: самоисследование
Да, да, невозможно. Даже сетчатка находится в стороне, а То находится позади сетчатки. Это и дает возможность сетчатке видеть, и поэтому-то невозможно видеть ее саму. Итак, я говорю сохранять БЕЗМОЛВИЕ, не искать Это с помощью глаз, по той простой причине, что ты не можешь увидеть Это. Но что ты должен сделать, для того чтобы увидеть То, посредством чего ты видишь и посредством чего ты думаешь? Просто будь Сознанием. Какие усилия нужны для этого? Ты должен быть волной в пределах океана. Пусть волны возникают, они являются всего лишь частью океана! Как далеко отошла от океана волна после своего возникновения? Она по-прежнему является его частью. Если есть океан, должны быть волны. Какие другие вопросы у тебя имеются?
Когда я выполняю свою практику Дзэн, я становлюсь безмолвным, но затем, когда я начинаю осознавать происходящее внутри и вокруг меня, у меня в голове и в сердце возникает болезненное давление.
А как насчет наблюдающего в практике Дзэн? Я ГОВОРЮ, ЧТОБЫ ТЫ НАБЛЮДАЛ ЗА НАБЛЮДАЮЩИМ! Наблюдающий должен быть под наблюдением. Я говорю, чтобы ты наблюдал за наблюдающим, - и какие усилия тебе для этого нужны? И если ты сделаешь это, какова будет награда и каковы последствия?
Для того чтобы сделать это, обрати свое лицо внутрь и позволь наблюдающему стать объектом и позволь Высшему Сознанию смотреть на этого наблюдающего. Даже если ты попытаешься понять, твое понимание не затронет это. Ты никогда это не поймешь. Понимание будет отношением между субъектом и объектом. Что ты можешь понять, если ты стираешь объект из своего ума? Что ты сделаешь?
Так что при любом методе обучения ты всегда имеешь дело с объектами, и это не приносит тебе никаких плодов. Поэтому я говорю тебе сохранять Безмолвие, и все позаботится о себе само. Ты должен лишь видеть, что мысли проходят, и ты должен видеть, откуда они возникают и куда уходят. Ты остаешься Свидетелем, Просто Свидетелем, что бы ни было этим Свидетелем. Любые обстоятельства - хорошие или плохие - приходят и уходят. Ничего не остается.
Просто Наблюдай! Что-то хорошее происходит, а затем уходит. СВИДЕТЕЛЬ - ЭТО ТО, ЧТО НЕ ПРИХОДИТ И НЕ УХОДИТ! Позаботься об этом, и тогда этот свидетель будет появляться и исчезать перед кем-то другим! Пусть свидетель совершает свой танец перед чем-то, что не имеет имени. Пусть этот свидетель появляется и исчезает, как объект. А как можно это наблюдать? Как наблюдать за наблюдателем? Как быть свидетелем свидетеля?
Просто Быть Сознанием.
Да, это так. Я вспоминаю историю о святом Кабире.
Выйдя из своей земляной хижины, Кабир увидел двух дерущихся мужчин. Подошел полицейский и арестовал их. Один из мужчин сказал: «Он напал на меня!». Но то же самое говорил и второй. Оба драчуна предстали перед судом, но судья не мог вынести никакого решения без показаний свидетеля. И тогда полицейский сказал: «Там был только Кабир, он видел, как один из них калечил руку другому».
|
|
Кабир был вызван в суд и, когда он явился, судья спросил его:
- Ты был на месте драки?
- Да, я был там, - ответил он.
- Что ты видел? Кто из них напал первым?
- Тот, кто видел, не может говорить. А тот, кто говорит, не
Видит, - сказал Кабир.
Судья был в замешательстве. Что это значит? Глаза видели, но они не могут говорить. Язык говорит, но он не видит (посмеивается). Так что глаза не могут выступать в качестве свидетеля. Язык же, хотя и говорит, ничего не видел, поэтому ему нельзя верить. Судья был в замешательстве и отпустил обоих задержанных. Итак, тебе нужен свидетель, а говорить ты не можешь.
(Смеясь) Я и думать не могу.
Да, когда ты видишь, ты становишься свидетелем. Могу лишь сказать, что это действительно парадокс!
Я хочу, чтобы не было никаких преград. Я хочу отдаться во власть Я. Я в недостаточной степени обладаю смирением, и это все из-за эго. Я прошу вас зажечь эту свечу от своего источника Света.
Истина есть
Вичар: самоисследование
Ты говоришь об эго, и ты уже начал растворять его, хотя всем оно очень нравится. Ты очень упорно работал, но это было лишь массажем для эго. Все, что бы человек ни делал, лишь массажирует эго, раздувает его, но это не делает тебя счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно разделаться со всем, что угрожает твоему Покою. Поэтому я ежедневно говорю всем: ПРОСТО УСТАНОВИТЕ, ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ МЫСЛЬ. «Я буду счастлив, если заполучу эту вещь или этого человека...» - это лишь обман эго. НИКТО В МИРЕ НЕ МОЖЕТ ДАТЬ ТЕБЕ СЧАСТЬЯ. Никто не даст тебе счастья. Быть счастливым - значит сохранять Безмолвие. Никакие отношения не дадут тебе счастья. Никакие близкие люди не дадут тебе счастья. Они все сосут твою кровь, а когда крови не будет, они не станут и глядеть на тебя. Таков этот мир! Но если ты являешься Сознанием, то у тебя есть шанс обрести в этой жизни Свободу, и именно с этой целью ты явился сюда. Наконец-то ты пришел сюда, будучи человеком, обладающим умом, и которому сопутствует удача, что тебя сюда и привела. Ты обладаешь массой достоинств. Но что тебе нужно сделать, так это ясно понять, что когда эго поднимает свою голову, ты должен нанести ему удар под корень и СОХРАНЯТЬ БЕЗМОЛВИЕ. Ты здесь, чтобы осуществить это, ты должен это сделать. Не унывай. Просто наблюдай за происходящим и выясни, кем является тот, кто вечно будет рядом с тобой и никогда не убежит. Все другие убегут.
|
|
Пападжи, у меня было такое переживание: в нем не было времени, и это была тишина и блаженство. С тех пор как я увидел проблеск самого себя, я испытываю сильные ментальные страдания, наплыв мыслей «я» и ощущение того, что я недостоин.
Ты должен знать, что эта ментальная болтовня тебе не поможет. Знай, что это ощущение того, что ты недостоин, также не поможет тебе. Знай, что любая возникающая мысль тебе не поможет. Продолжай пребывать в безмолвии. Почему ты говоришь «не было» времени? «Не было» относится ко времени, оно означает прошлое. Это было хорошее переживание, почему ты его отбросил? Зачем ты поместил его в прошлое? Зачем ты бросил его в реку? У тебя в
руке был Бриллиант, зачем же ты бросил его в реку? Теперь ты не можешь его найти, так как его унесло!
В Индии, в Бихаре, есть одна река - Падма, куда люди ходят искать рубины. Они платят правительству за то, что им предоставляют участок земли десять на десять футов, где они могли бы копать. Не имеет значения, на какой глубине они их находят - на глубине десяти футов или пятидесяти футов или еще глубже - факт в том, что они находят рубины. Один человек заплатил пошлину и отправился к руслу реки. По дороге он споткнулся о камень. Взглянув на этот камень, он взял его и бросил в реку. Чуть позже он увидел другого человека, который танцевал и радостно восклицал: «Я богат! Я богат! У меня будет жена, будет дворец, я нашел рубин!». Увидев камень, который нашел этот человек, первый человек понял, что он выбросил настоящий рубин, но теперь он был для него безнадежно потерян.
Итак, имея такое прекрасное переживание, как ты можешь позволить себе потерять его? Ты заплатил пошлину, то есть в этой жизни ты решил найти свой собственный Покой, Шанти, свою собственную любовь! Если ты не будешь использовать слово «было», что ты потеряешь?
В этом случае присутствие.
Так как же ты можешь потерять Присутствие? Ум будет всегда пытаться обмануть тебя, но если ты скажешь что это тело-ум не мое, то ты сам обманешь ум. Но ум добился-таки успеха. Ум порождает мысли, мысли означают «я», так? Если ты просто смотришь на «я», то оно не может затронуть тебя. Ты понимаешь, о чем я говорю или нет? Просто смотри на «я», где бы и когда бы оно ни возникало. Если ты не будешь смотреть на него, оно нападет на тебя.
Мой ум отсутствовал...
Я говорю тебе, что это неправильная грамматика! Зачем использовать прошедшее время? Ум и так означает прошлое, зачем ты используешь двойное прошедшее время? Когда ты говоришь «ум», это означает прошлое. Одной секунды достаточно. Эта секунда не имеет ко времени никакого отношения, это не одна из шестидесяти секунд. Эта секунда является мгновением вне времени. Не смотри на вре-
Истина есть
Вичар: самоисследование
мя. Не используй слово «был», даже не используй слово «есть». Ты понимаешь? Даже «ЕСТЬ»! Если ты не будешь использовать «есть», то ты узнаешь, кто есть кто.
Находясь в Ришикеше, я слышал о вас от многих людей, и вот решил приехать в Лакнау. Когда я впервые пришел на ваш Сатсанг, я удивился, услышав, что люди пишут вам о своих личных переживаниях, так как я думал, что познание Я приводит к прекращению отождествления с мыслями и эмоциями.
Да, люди каждый день пишут о своих переживаниях, в этом нет ничего удивительного. Когда ты видишь что-то новое и свежее впервые, ты испытываешь определенные переживания. Разве нет переживаний ночью после свадьбы? Однако твои глаза, твое лицо, твои слова свидетельствуют, что пока у тебя не было переживаний. Это можно узнать по лицу. Даже твой голос и твое тело покажут, как обстоит дело с переживаниями, ибо переживания меняют всю сущность человека, внутри и снаружи. Как бы там ни было, ты сейчас находишься здесь. Не удивляйся тому, о чем пишут люди. Когда-нибудь ты тоже ощутишь вкус этого. Когда цель будет достигнута, и исчезнут вопросы, тогда и ты обретешь это переживание.
Похоже, ты даже и не занимался поиском своего истинного Я. Хотя ты и говоришь об исследовании, сам ты к нему и не приступал. Иначе ты бы не задавал эти вопросы.
Могли бы вы сказать мне, как перестать отождествлять себя с мыслями и эмоциями?
Опять же, под воздействием исследования все останавливается. Если ты начнешь искать ответ на вопрос: «Кто я?» - все остановится. Просто сохраняй Безмолвие, прекрати свои медитации и найди медитирующего!
Когда вы говорите «храни безмолвие», мой ум тут же спрашивает, как это сделать.
Ты здесь находишься, для того чтобы ничего не делать. Лишь пребывай в Безмолвии, и если возникает какая-нибудь проблема, просто задай мне вопрос. Ничего не делай,
ни о чем не думай. Пребывай в бездействии в течение одного мгновения! Все, о чем человек думает, должно принадлежать прошлому, и ему не будет никакой пользы от размышления о том, что мертво и находится в могиле. В этом нет никакой пользы, поэтому не позволяй своему уму направляться в прошлое. Ум означает прошлое! Если что-то произойдет, то оно произойдет в это мгновение, не в прошлом. Не позволяй своему уму удаляться в прошлое, и тогда ты увидишь, что ты пребываешь в безмолвии.
Все постоянно думают о прошлом, и поэтому у них все время куча проблем. А я советую тебе не делать этого.
Мой ум подобен упрямому козлу, который бьется головой о стену, но между мыслями присутствует Покой.
Это еще один способ обрести Свободу за мгновение. Используй это пространство между двумя мыслями. То же относится к промежутку между выдохом и вдохом. Между выдохом и вдохом время отсутствует, и это происходит шестнадцать раз в минуту. Каждая мысль должна возникать из этого пустого пространства. Откуда возникает твое дыхание?
Ниоткуда.
Да, то же самое можно сказать и о мысли. Эта мысль должна приходить из пустоты. Прежде чем начать думать, ты не думаешь, и таким образом, тебе лишь стоит отправиться в ту точку, откуда возникают все мысли, поиск своего Я происходит подобным образом. Этому не дают объяснения, но это нужно объяснить. Откуда берет начало поиск? Из Пустоты! Прежде мысли, прежде исследования, прежде дыхания. Мысль «я» должна исчезнуть, если я скажу тебе, что она исходит Ниоткуда, и ты являешься этим Нигде, а не мыслью! Вот что я тебе говорю снова и снова. Ты должен относиться к этому с почтением. Ты должен почитать свое происхождение, то, откуда ты пришел. Тогда ты узнаешь, что ты никогда не исчезал, ты всегда был Здесь, и все принадлежит тебе. ВСЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТВОИМ Я! Тебе нужно лишь понять это, не нужно ничего практиковать. Я не верю ни в какие практики. Ты должен чувствовать «я есть То», а это не придет посредством какой-либо практики. Тебе не нужно выполнять
Истина есть
Вичар: самоисследование
никакие практики, чтобы стать собой, своим Я, ибо ты Уже есть То! И это То не имеет никаких пределов, никаких границ. Это То всегда присутствует, оно вечно, ПОЭТОМУ ты должен БЫТЬ ТЕМ, А НЕ СТАТЬ ТЕМ!
Я долгие годы пытаюсь быть Тем посредством нахождения медитирующего, но я не могу найти его.
Тогда не ищи его, прекрати поиск. Если ты устал, откажись от своего поиска и спроси: «Что я искал и так и не смог найти?». Не ищи никого. Оставь все: медитации и поиск, а затем скажи мне, что осталось?
Пападжи, я не совсем понимаю все это, я еще не полностью погрузился, но я чувствую грядущую Милость!
Зачем ты откладываешь это на будущее? Это значит, что ты не безмолвен. Пребывание в безмолвии является конечным переживанием, и больше тебе не нужно ничего. Если есть нечто, что ты собираешься сделать в будущем, значит, ты не безмолвен. Безмолвие означает внутреннюю Тишину. Твой ум должен быть безмолвным, а не твои губы. Так что всегда старайся сохранять внутреннее безмолвие. Если возникает какая-то мысль, значит, ты не пребываешь в безмолвии, поэтому не позволяй мысли возникать. Для сохранения безмолвия не нужны усилия. Не прилагай усилий и не позволяй никакой мысли возникать откуда бы то ни было. Это именуется Безмолвием. Если тебе удалось достичь этого состояние - все, больше тебе не нужно ничего делать.
(Он дает Пападжи рисунок, на котором изображен человек, наносящий сильный удар битой по крикетному мячу.)
Я играю в крикет с самого детства и очень люблю эту игру. Даже сейчас я иногда пропускаю Сатсанг, чтобы посмотреть крикет. Каково значение этого? Я всегда держу биту в руках и, если появляется мяч, эго, я наношу по нему удар. Если я ударяю сильно, эго отлетает к кромке поля, и я получаю шесть очков. Я всегда получал эти шесть очков!
Держи свою биту наготове и, как только какой-либо «мяч» будет приближаться, нанеси по нему сильный удар. Это очень хороший способ сохранять Безмолвие. Когда появляется какая-нибудь мысль, нанеси ей сильный удар, отправив
ее обратно в павильон. Я всегда рассматривал эту игру таким образом. Всегда держи биту в руке, во время сна, во время сновидений и во время бодрствования. Будь всегда с битой в руке. Вот почему ты видишь меня играющим в крикет! (Посмеивается.)
Возможно ли дать описание процесса, при котором ум обращается лицом к самому себе?
Обрати свой ум назад, и ты увидишь, что произойдет. Где бы он сейчас ни закрепился или укоренился, отверни его оттуда, отверни его от объекта туда, где нет никаких объектов. Ум не может быть умом, если нет объекта! Слово «бита» не имеет никакого значения, если нет биты. Отверни свой ум так, чтобы он не касался никакого объекта, и что тогда произойдет? Отвернув свой ум от его объектов, опиши мне, в каком положении теперь находится ум. Я не могу отвернуть его за тебя, ты должен сделать это сам. Ты отворачиваешь свой ум каждую ночь, когда спишь. Что ты чувствуешь, когда обращаешь свой ум внутрь? Когда ты спишь, твой ум находится в обращенном состоянии. Как ты это можешь объяснить?
У тебя было бы другое лицо, если бы ты повернул свой ум. Если можешь описать нечто, значит, твой ум по-прежнему функционирует, а не отвернут. Когда ты отворачиваешь свой ум, появляется не-ум - нет ни описывающего, ни описания, нет ничего, что можно было бы описать. Это происходит после того, как ты обратишь свой ум внутрь. Сделай это. Не нужно просто говорить об этом.
Ищи Себя - это так просто. Ты можешь заниматься этим где угодно. Ты можешь делать это дома или на работе или на базаре. Просто всегда носи с собой эту мысль, пытайся понять, что собой представляет все это, откуда возникает этот мир, кто страдает, как избавиться от страданий. Ищи ответ на вопрос: «Кто я?». Не нужно много усилий, чтобы заниматься этим, где бы ты ни находился. Однажды тебе посоветуют посетить Сатсанг, и ты обретешь, что искал. Ежедневно люди приходят сюда на несколько часов, находят себя и возвращаются обратно в свои страны.