Терцовый принцип аккордовой структуры

Терцовость структуры классической аккордики (см. пример 11) есть основной ее принцип. Немногочисленные отступления от него могут быть поняты как некоторая его модификация. Но, как видно из вышесказанного, не менее существен и другой принцип — консонантно-трезвучной основы с различными добавлениями и другими видоизменениями. Эти два принципа не тождественны, и их надо соотнести друг с другом.

П. И. Чайковский, комментируя учебник гармонии Н. А. Рим­ского-Корсакова, пишет (на полях книги): «Терцеобразное строение аккорда есть только признак аккорда, а не сущность. Например, нельзя сказать, что поп есть человек, носящий рясу, а моряк — человек, носящий кортик, придворные певчие — мундир» (Чайков­ский П. ПСС. Т. III-А. 1957. С. 227). Чайковский тем самым гово­рит, что терцовость — это следствие глубинной сущностной причи­ны, внешнее проявление сущности. Если иметь в виду основную для классико-романтической гармонии трактовку аккорда, то сущностью аккорда (не исключая и диссонирующие) следует признать не его терцовость, а его консонантно-трезвучную природу (в диссонирую­щих — природу их функциональной основы).

Став на такую точку зрения, мы получим принцип, не имеющий отступлений и противоположных трактовок. Принцип состоит (упро­щенно говоря) не в терцовости, а в трезвучности. Всякий аккорд есть либо трезвучие (консонирующее), либо модифицированное трез­вучие — с прибавленными септимой или секстой, с пропуском или консонантным замещением тонов (см. пример 12), причем модифи­кация делается также с помощью средств, почерпнутых в самом трезвучии (добавлением сексты как мягкого консонанса к основному тону — см. пример 12А; добавлением сексты вместо квинты — см. пример 12В; добавлением интервала, энгармоничного мягкому диссонансу, — см. пример 12Б).

Но прибавление к трезвучию септимы, сексты, другие модифи­кации трезвучности дают терцовый ряд. Поэтому почти все аккор­ды можно представить в виде терцовых наслоений (не только сверху, но также и снизу). Отсюда и закономерная живучесть теории терцо­вого принципа. (Тем не менее абсолютизация его и механическое применение приводят к ошибочным результатам.)

Историческое развитие категории аккорда также предрасполага­ет к выдвижению идеи терцовости. Полифоническая, старая трактов­ка аккорда как суммы интервалов при условии свободы консонанса и подчиненности ему диссонанса дает в многоголосии постоянные соче­тания несовершенных и совершенных консонансов, практически — только располагающиеся по терциям созвучия. Полифоническая трак­товка аккорда примерно соответствует первой стороне аккорда — ли­нейности тонов (см. § 5). Уступив затем главенство консонантно-трезвучной трактовке аккорда (см. § 5), полифоническая не исчезает, а «в снятом виде», то есть в некоторых своих сущностных чертах, оста­ется в рамках другого принципа. Эта диалектика развития и вызыва­ет постоянное примешивание терцового принципа к консонантно-трезвучному, тем более что оба принципа сходны между собой, объединимы исторической стадией музыкального мышления, когда оптимальным звукосочетанием были мягкие консонансы (см. гл. 2, § 10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: