преобладающее значение имеет скорее реперкуссия, чем тонально-организующий процесс последования основных тонов. (Не случайно старинное учение о музыке XV-XVI вв. вообще обходилось без категории основного тона; это же положение сохраняется и по сей день — в практике обучения полифонии строгого письма.) Вне каденций основные тоны созвучий слабы или неясны, их смены неметричны, связи — любые (секундовые, терцовые, квартовые). Основные тоны распределены по всему (одинаковому во всех ладах) звукоряду, без выделения главных ступеней.
Казалось бы, образование основных тонов надежно регулируется действием гармонических сил в интервалах и консонантном ядре (см. главу 4). Каждый аккорд в гармонии XVII-XIX вв. обладает либо доминирующим основным интервалом — квинтой (если ее нет, то квартой), либо доминирующим созвучием — мажорным либо минорным аккордом, натуральным септаккордом типа 4.6 (считая в полутонах). Выбираемый сильнейшими консонансами, основной тон выступает далее уже как полномочный представитель всей избравшей его группы звуков.
|
|
Но по отношению к европейской тональности есть принципиальная разница — рассматривается ли аккорд в тональном контексте или вне тонального контекста.
Что значит «тональный контекст»? В связи с другими аккордами, а в особенности в такой связи, которая обеспечивает сквозное тональное тяготение, некоторые созвучия вынуждены «потесниться» и в ущерб собственной самостоятельности иногда отказываться от права своего основного тона в пользу основного тона всего тонального целого (составляющих его S-T-D). См. главу 4, § 6.
Таким образом, в некоторых аккордах возникает расхождение между основным тоном аккорда, взятого самого по себе, вне тонального контекста, и основным тоном того же самого аккорда, но включенного в систему сквозного тонального тяготения. Покажем две стадии этого процесса (пример 139).