Глава 11. Теория функций

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ

Термин «функция» введен в широкое употребление изданной в 1893 г. книгой Римана «Упрощенная гармония или уче­ние о тональных функциях аккордов» в качестве выраже­ния специфического понятия классической тонально-гармонической системы. С течением времени к специфическому значению (функ­ции — это тоника, доминанта и субдоминанта), применимому, по существу, лишь к классико-романтической тональности (и ее моди­фикациям в музыке XX в.), прибавилось еще одно, более общее, универсальное и тем самым менее специфическое — функция как системное значение звуков и созвучий вообще в ладу, высотной системе. (Термин «функция» широко применим теперь и к значени­ям элементов в других системах: к частям формы, к тембрам, к фактурным единицам и т. п.)

Таким образом, существуют по крайней мере два основных поня­тия функции — общее и специфическое. По отношению к общему понятию римановское есть частный и особый случай. По мере эволю­ции музыки в XX в. и ухода от старой классической гармонической системы все более обнаруживается музыкально-логическая сущность понятия «функция». Отсюда то исключительно важное значение, которое ему придается в настоящее время.

Латинское functio — осуществление, выполнение, деятельность; от fungor — произвожу. Этимология указывает на жизнедеятель­ность высокоорганизованных систем и связывает действие («функ­ционирование») объекта с устойчивым его самосохранением: «Функ­ция — это существование, мыслимое нами в действии» (Гёте).* Гармоническая функция указывает смысловое значение звука или группы звуков в рамках данной системы. Отсюда исключительная важность проблемы ладогармонических функций, с этим же связана

* Функция — «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствую­щий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он вхо­дит в качестве элемента» (см.: Никитин E. Функция // Философская энциклопе­дия. Т. 5. М., 1970. С. 418).

и чрезвычайная разветвленность системы понятий в современной тео­рии функций, усложняемая фактом исторической эволюции соответ­ствующих явлений в музыке, особенно последних четырех веков.

Именно через «сообщающиеся сосуды» и действующие каналы гармонико-функциональных связей процесс синтеза в воспринимаю­щем сознании позволяет слить все воедино и получить многокрасоч­ную сияющую целостность — высшую гармонию всей музыкальной композиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: