Сложение хроматической тональной системы. Омнитональность (пантональность)

Мощный процесс расширения внутренних гармонических ресур­сов лада: рост субсистем и побочных функций, альтерация и по­стальтерация, гармоническая линеарность (в особенности хромати­ческая), смешение ладов, тритоновые замены, функциональная ин­версия, развитие закономерностей симметричных ладов, эмансипация медиант и вводнотонных созвучий — привел к такому переизбытку подчиненных тонике гармоний, что так или иначе, но практически все мыслимые гармонии на каждом из двенадцати звуков (ступеней, основных тонов) хроматической гаммы под каким-нибудь предлогом могли оказаться втянутыми в тональную орбиту. Безусловным при­знаком того, что аккорд той или иной ступени вошел в состав данной тональности, является его способность идти прямо в тоническое трез­вучие (принцип, сформулированный И. В. Способиным). Но и субси­стемные аккорды, не разрешающиеся в свою (отсутствующую) мест­ную тонику, также фактически превращаются в простые тональные аккорды при основной тонике.

Двойные ступени (например, медианта мажорного лада и медиан­та минорного), если они переходят друг в друга в качестве вводнотоновых аккордов, утрачивают качество одноступенности (в двух ладо­вых вариантах; вариантноступенности), образуют две разные ступени в соотношении вводного тона, то есть малой секунды; происходит расщепление двойных ступеней (II, III, VI, VII) на две под одним «номером» при той же нумерации их с позиции семиступенного лада:

нII-[в]II, нIII-вIII, нVI-вVI, нVII-вVII.

Приведем наиболее частые функциональные значения всех сту­пеней (см. также в упомянутой выше книге Т. Зелиньского, с. 119):

Разумеется, как и в диатонике, функции не «закрепляются» за ступенями; так, в примере 273А III< = М, а в 227Е ПК = Т5<7, было бы грубой ошибкой в анализе попросту подменить номера ступеней функциональными символами.

Если собрать вместе все эти ступени как части единой системы, то получится уже не традиционная семиступенная основная гамма, а новая двенадцатиступенная. Собственно, вслед за диатоникой и расширенно-тональной мажоро-минорной системой закономерно по­является еще более расширенная тональная система — хроматиче­ская, характеризующаяся возможностью в рамках данной тонально­сти самостоятельного аккорда с основным тоном на каждой из две­надцати ступеней хроматического ряда звуков. Она становится основой гармонии в XX в., на рубеже веков происходит только ее сложение. Однако в позднеромантической гармонии практически созданы уже все ее отдельные элементы и — тем самым — возника­ют условия ладовой системы, прямо ведущие к новой гармонии XX в.

Покажем некоторые из этих элементов на кратких примерах.

В следующем фрагменте из I части 2-го концерта Рахманинова (приведен в виде схемы) субсистемным значением гармонии септаккор­да вVII< (= нI<) является ; после нее идет «дезальтерация».

Однако отсутствие и местной тоники (Тр) и аккордов, недву­смысленно тяготеющих именно в Es-dur, лишает субсистемные гар­монии их тяготений к Тр и превращает в гармонии расширенного c-moll, причем благодаря тритоновой замене нI6< = IV7 и весь оборот укладывается в T-S-D-T (пример 280).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: