Языковая социализация

Овладение языком, как коммуникативным средством, обусловливающим социальное взаимодействие в обществе. Возвратный глагол социализироваться – косвенно-возвратного значения (в ряду 15 выделяемых в грамматике В.В. Виноградовым значений возвратных глаголов), обозначает действие, направленное на внешний объект, но совершаемое в интересах субъекта (типа: приспосабливаться): где постфикс –ся- имеет значение преобразовывать себя под влиянием внешних общественных условий, делать общественным, социальным в своих же интересах.

Языковая социализация выражается в усвоении не только элементов и структуры языка, но и речевых норм данной социальной среды, стереотипов речевого поведения. Таким образом, Я.с. подразумевает приобретение как языковой, так и коммуникативной компетенции. Я.с. является одновременно составной частью и орудием социализации личности: психическое развитие человека, усвоение норм поведения, процесс познания и социальная деятельность не возможны без языка; одновременно усвоение языка, овладение его, нормами определяется социальной средой. Процесс Я.с. продолжается на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно он проходит в детском возрасте, причем в это время он обладает рядом ярко выраженных особенностей.

Речь молодых людей насыщена жаргонизмами, просторечиями; велика доля англицизмов, американизмов; обширна группа вульгарно-бранной (инвективной) лексики и фразеологии, даже в речи девушек, причем наблюдается вполне толерантное отношение молодежи не только к наличию подобных слов и речевых оборотов, но и перенасыщенности ими речи; это свидетельствует о недопустимо низком уровне коммуникативно-речевой культуры большой части молодежи.

Все это становится причиной речевых затруднений при общении в разных сферах общественной жизни, серьезной помехой в учебе, профессиональной деятельности, порождает проблемы и в семейных отношениях.

В 21-м веке требования к коммуникативно-речевой культуре специалиста возрастают, несмотря на продолжающееся снижение уровня общей и речевой культуры общества, и предполагают:

1) наличие достаточно высокого уровня общей культуры молодого человека, системы его знаний о мире;

2) осознание русского языка как феномена российской культуры, бережное, уважительное отношение к нему;

3) наличие необходимого минимума общих и коммуникативно-речевых способностей, среди которых способность адекватно оценивать обстановку, ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;

в) гибкость, умение корректировать свою речевую деятельность в соответствии с условиями общения, психологическим состоянием собеседника;

г) способность видеть и использовать семантические и эстетические качества слова, речи;

4) потребность в речевом самосовершенствовании – развитии собственных способностей;

5) систематическая работа по повышению коммуникативно-речевой культуры:

а) усвоение знаний основ эффективного речевого общения, адекватного использования вербальных и сопутствующие им невербальных средств;

б) развитие способностей: критически оценивать свою и чужую речь, осознавать необходимость расширения собственного языкового пространства, формировать собственный риторический стиль, эффективно читать, вникая в замысел чужой речи и различая за внешней формой внутреннее содержание, глубинные цели, замысел автора, давать аргументированную риторическую оценку прочитанному или прослушанному;

6) осознание того, что индивидуальные формы речевого поведения могут приниматься обществом, если укладываются в рамки требований культуры, речевой в частности: соответствуют нормативным, коммуникативным, этическим требованиям и национально-культурным традициям;

7) адекватное применение коммуникативно-речевых знаний, умений, навыков в различных жизненных ситуациях.

Формирование коммуникативно-речевой компетентности предполагает:

- знакомство с основными коммуникативными, речевыми и этическими правилами, нормами;

- формирование умения точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формирование умения корректировать речевую форму и тактику в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата;

- умения слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, подавать реплики, дополняя и развивая тему беседы или аргументированно возражая по существу предмета обсуждения;

- формирование умения вести и поддерживать риторическими средствами беседу на научные, философские, политические, историко-культурологические, деловые, бытовые и другие темы, набор которых составляет круг компетентности культурного человека;

- развитие умения выступать перед слушателями с различными целевыми установками (с целью сообщения информации, объяснения, убеждения и т. д.) в разных жанрах, уместных в данной ситуации, на доступную тему;

- формирование и развитие способности создавать общественно, культурно и научно значимые речевые произведения в письменной и устной формах;

- развитие умения осваивать и совершенствовать речевые способы культурного самовыражения: умения излагать свои мысли, убеждения и оценки в форме доклада, статьи, тезисов, письма и т. д., соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми в обществе правилами;

- формирование умения участвовать в прениях (дебатах), дискуссиях, спорах по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, ясно, правильно и лаконично излагая свое суждение в виде строго регламентированного выступления с соблюдением всех этических, этико-психологических законов и правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: