Проблемы использования Интернета

Наряду с многочисленными положительными аспектами использования Интернет-ресурсов в обучении существуют и отрицательные, на которые учителям следует обращать особое внимание. Остановимся на наиболее существенных проблемах.

Работа в Интернете, как и любая работа с компьютером, содержит в концентрированном виде нагрузки, каждая из которых способна в одиночку вызвать умственное утомление и переутомление человека. Это эмоционально-психическая, зрительная и статическая нагрузки. Неблагоприятное воздействие на окружающую среду оказывают такие факторы, как электромагнитное и электростатическое поля, инфракрасное, ультрафиолетовое и мягкое рентгеновское излучения, которые в комплексе ионизируют воздух в помещениях, где работают компьютеры. К перечисленным отрицательным характеристикам можно добавить способность компьютера создавать шум, повышать температуру и снижать влажность воздуха. Все эти факторы приводят к ухудшению здоровья детей.

Зрение является главной мишенью неблагоприятного воздействия компьютера на организм человека. По данным медиков, после занятий с компьютером зрительное утомление наблюдается у 38% школьников, в то время как после обычных уроков - у 8%. Неблагоприятно влияет работа с техникой и на нервно-психическое здоровье. На это указывает большая распространенность среди профессионалов неврозоподобных реакций, депрессивных состояний. Длительная работа на клавиатуре может привести к повреждениям сухожилий и мышц кисти, лучезапястного сустава.

Таким образом, работу с компьютером можно рассматривать как потенциально опасный для здоровья человека вид деятельности. Это требует соблюдения самых строгих требований к условиям работы школьников с компьютерной техникой и обязательного обучения их правилам безопасности.

Согласно нормативам, большое внимание должно уделяться правильному выбору техники. Запрещается работать за одним дисплеем нескольким школьникам, так как для сидящего сбоку резко ухудшаются условия рассматривания изображения. При формировании компьютерных классов площадь на одно рабочее место должна быть не менее шести квадратных метров. Во всех учебных заведениях запрещено применять для внутренней отделки компьютерных классов полимерные материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества. Соблюдение выше перечисленных правил позволит снизить негативное влияние использования компьютерной техники на организм человека.

Помимо негативного влияния на здоровье среди отрицательных факторов чрезмерного использования Интернета можно также выделить опасность формирования психологической зависимости, некоего ухода в виртуальную реальность и отрыва от действительности. Однако, такая зависимость вряд ли может сформироваться на почве дозированного использования образовательных Интернет-ресурсов в школе.

Для учителя основной трудностью при использовании Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе являются относительно большие временные затраты на подготовку занятия. Ведь, прежде чем что-то предложить учащимся, нужно самому изучить все сайты, оценить их пригодность, продумать ход урока и т.д. Задача оградить учеников от потока ненужной, а иногда и вредной информации также ложится на плечи учителя. С другой стороны, даже один-два освоенных учителем Интернет-ресурса могут в дальнейшем существенно экономить его время и благодаря всем перечисленным выше достоинствам сделать его труд более эффективным.

К другим проблемам, связанным с использованием Интернета, относятся относительно большие финансовые затраты на подключение и оплату трафика. В школах эта проблема пока решается в рамках национального проекта «Образование»: два года после подключения школы могут бесплатно пользоваться Интернет-ресурсами. Как эта сфера будет финансироваться в дальнейшем, пока не ясно.

Компьютеризация и интернетизация школ, конечно, являются весьма прогрессивными. Но качество предоставляемых школам услуг порою оставляет желать лучшего. Многие коллеги отмечают крайне низкую скорость передачи данных, что делает невозможным использование он-лайн технологий на уроке. Вспоминается шутка о том, что WWW расшифровывается как worldwide waiting (всемирное ожидание), а не worldwide web (всемирная паутина).

К техническим проблемам относится также и повышенная опасность заражения компьютеров вирусами при работе в Интернете. Для решения этой проблемы необходимо установить и постоянно обновлять антивирусную программу.

Завершая обзор основных проблем, связанных с использованием Интернет-ресурсов, хотелось бы отметить, что они решаемы и не перечеркивают многочисленных достоинств этого средства обучения. В сфере преподавания иностранных языков методический потенциал Интернета раскрывается, прежде всего, в возможности повышения общей учебной и коммуникативной мотивации учащихся, развитии их самостоятельности в изучении языка, обеспечении практики реального общения с носителями языка, интерактивности и комплексности в процессе формирования речевых навыков и развития умений. Таким образом, Интернет позволяет индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения иностранному языку в любом учебном заведении и потому необходим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: