Регион | Количество клиентов, использующих есть Интернет для доступа к банковским услугам, млн. чел. | ||||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||||
Азия | 2,4 | 4,4 | 6,8 | 9,8 | 13,8 | ||||
Япония | 2,5 | 6,5 | 11,9 | 19,6 | 21,8 | ||||
США | 9,9 | 14,7 | 17,1 | 20,4 | 22,8 | ||||
Западная Европа | 18,6 | 28,0 | 37,3 | 47,7 | 57,9 | ||||
Другие страны (в т.ч. РФ) | 1,0 | 1,7 | 3,1 | 5,1 | 6,1 | ||||
В итоге можно сделать вывод, что внедрение новых технологий является целью, которую необходимо решать для усовершенствования банковской системы и развития банковского маркетинга. По нашему мнению, банки пока еще пользуются доверием со стороны потребителей и преимуществами перед небанковскими предприятиями. Но дальнейшее развитие и соперничество между банками и небанковскими предприятиями будет требовать от банков постоянного поиска все новых и новых решений в отношении усовершенствования организационной структуры банка, а также использования новых технологий.
В настоящее время коммерческим банкам необходимо активно проводить работу по внедрению современных каналов доставки продуктов и услуг до потребителей, которые дают возможность банку увеличить прибыль и расширить клиентскую базу.
|
|
Одним из самых перспективных каналов электронного сервиса считается интернет-банкинг. Системы банковского обслуживания составляют серьезную конкуренцию филиальным банковским сетям, поскольку обеспечивают: экстерриториальность и непрерывность работы круглосуточно; интерактивность обслуживания; множественность каналов и устройств доступа к банковской информации; проведение операций в режиме реального времени; точность и наглядность предоставления информации.
Выделяют стадии использования Интернета в деятельности банков:
1. Пассивное существование – наличие web-сайта.
2. Интегрированный подход, когда банки предлагают банковские услуги с помощью Интернета в дополнение к традиционным услугам в целях удержания клиентов, заинтересованных в новых технологиях.
3. Автономный интернет-банк (виртуальный банк), который существует только в сети, создается кредитными институтами или торговыми компаниями и привлекает клиентов с помощью избирательного ценообразования и специализированной информации.
Преимуществами системы Интернет-банкинга для клиента кредитной организации являются:
− возможность открывать счет в любом банке;
− быстрый и эффективный способ управления банковским счетом;
− конкурентоспособность предоставляемых услуг;
− получение доступа к счету из любой точки, имеющей выход в Интернет;
− возможность одновременного управления различными счетами в разных банках;
|
|
− отслеживание операций с пластиковыми картами (любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам), а также перевод денег и пользование услугами интернет-магазинов.
Для самой кредитной организации преимущества системы Интернет-банкинга состоят в следующем:
− более широкий охват клиентской базы;
− экономия издержек при обслуживании системы интернет-банкинга по сравнению с содержанием разветвленной сети филиалов и высококвалифицированного персонала;
− устранение необходимости трудоемкой работы с наличностью;
− предложение более конкурентоспособных услуг по привлекательным ценам;
− возможность работы в круглосуточном режиме и совершения операций в режиме реального времени;
− автоматическое отслеживание рисков, возникающих при операциях с клиентами.
Таким образом, развивая интернет-технологии, банки преследуют цели: сохранения и расширения своей доли на рынке услуг; минимизации операционных расходов; получение новых источники доходов.
Другой важной проблемой является особенность банковской системы России, связанная с неразвитостью розничного обслуживания при развитом обслуживании юридических лиц, в том числе с использованием электронных расчетов. На данный момент через Интернет свои услуги предлагают около 60 российских банков с предоставлением удаленного доступа для осуществления операций, что составляет 15−20 % общего числа юридических лиц.
Другая особенность применения банковских интернет-технологий касается несовершенства законодательных актов в отношении электронной информации. Необходимо разработать минимальные требования, касающиеся защиты конфиденциальной банковской и финансовой информации. На наш взгляд, необходимо определить их назначение с тем, чтобы они не носили ограничивающий характер, а содержали приоритетные направления развития систем безопасности и защиты информации, а также адаптировали мировой опыт по обеспечению конфиденциальности информации и по формированию законодательной базы предоставления финансово-банковских услуг в Интернете, так как на сегодняшний день не определены даже основные принципы Интернет-банкинга.
В свете вышеизложенных тенденций развития банковских интернет-технологий на отечественном рынке интерес вызывает решение вопроса выбора модели развития интернет-банка и расширения спектра его услуг. На наш взгляд, российским коммерческим банкам целесообразно обратиться к стратегии, объединяющей преимущества виртуального и традиционного (многоканального) банка. В расчет должен приниматься ряд факторов (требования клиентов к банковскому обслуживанию, особенности отечественной банковской системы). Российские компании не привыкли общаться со своим банком на виртуальном уровне, поэтому на этапе становления интернет-банкинга требуется индивидуальный подход к клиенту. Здесь весьма полезным с практической точки зрения будет внедрение методов социального маркетинга, который позволит адаптировать возможности интернет-услуг под индивидуальные потребности клиента. Тем самым будет обеспечиваться удержание старых, а также привлечение новых потенциальных клиентов.
Будущее интернет-банкинга в России связано с развитием розничного банковского обслуживания путем применения элементов социального маркетинга, ориентированного на потребности клиентов. Маркетинг в сети Интернет повышает эффективность банковского бизнеса. Постепенный перенос ведения банковского бизнеса в среду Интернет сопровождается пересмотром традиционных подходов к ведению бизнеса, реинжирингом сложившихся технологий, разработкой принципиально новой маркетинговой интернет-политики и необходимости организации маркетинговой службы банка, включающее обоснование эффективности нового сегмента, себестоимость реализации услуг через новые каналы доступа, эффективность маркетинговых мероприятий. С помощью Интернета банки смогут осуществлять аналитическую обработку информации, которая поможет получить различные данные, проанализировать банковский бизнес, посещаемость сайта в зависимости от различных характеристик: времени, возрастной структуры, сферы деятельности и т.д.
|
|
Задача банков в настоящее время – не выделяя традиционные и электронные каналы доставки услуг в самостоятельные бизнес-подразделения, предоставлять клиентам возможность самим выбирать, какими средствами или способами получать эти услуги. Широкий набор этих каналов связи способен обеспечить банкам устойчивость бизнеса и стабильность клиентской базы.