Лекция № 11.Французская печать XIX в

Наполеон был вознесен на вершину власти ФР. Н.прекрасно понимал роль прессы как пропагандиста и средства формирования общественного мнения.

Когда Наполеон становится Первым консулом в 1800 г, он издает особый Консульский указ о запрещении большинства политических газет. Так он начинает выстраивать авторитарную систему печати по вертикальному принципу. Вверху - официальный орган правительства газета «Монитёр». Все остальные политические газеты должны были печатать политическую информацию только путем перепечатывания из «Монитёра».

Наполеон создал при министерстве полиции Бюро печати, тем самым передавая печать в ведение полиции. Статьи политического характера обязательно цензурировались, причем цензоры должны были приступать к работе, получив инструкцию в министерстве полиции. Если неугодные государству невозможно было закрыть по политическим мотивам, использовались экономические приемы. Себестоимость газеты резко возрастает, и многие печатные органы сами закрываются.

Провинциальные политические газеты были по сути копиями столичных, самостоятельной политической информации не должно было появлятьсяся. Наполеон считал, что газеты, как и армия, должны сами себя кормить. Дотации государства полагались лишь «Монитёр» и еще нескольким наполеоновским изданиям. Содержание газеты наполеоновского времени: 1 стр. - новости (зарубежные, внутренние), затем - редакционные статьи, о литературе, искусстве, на последней странице – платные объявления.

Средства, которыми Наполеон управлял политической прессой:

1. Экономическое давление. Залог, гербовый сбор, цены на бумагу увеличились. Негосударственные газеты лишены дотаций.

2. Юридическое давление: было трудно юридически оформить новое издание.

3. Задержка новостей, искажение, умалчивание. Внедрение в прессу Франции. хвалебных для Наполеона статей.

4. Дозирование информации.

Отношение Наполеона к печати изменится на противоположное во время его 100-дневного правления.

Во Франции в 1814г. Конституционная хартия восстановила свободу слова, которая тут же была перечеркнута законом от 21 октября 1814г., вводившим предварительную цензуру для всех периодических изданий и сочинений, объем которых не превышает 20 печатных листов. Но даже эти ограничения по сравнению с антижурналистской наполеоновской политикой казались послаблениями, и к 1824г. в Париже выходило 12 ежедневных газет. В период с 1814 по 1830 гг. французское правительство семь раз меняло цензурные правила.

Во Франции гарантий свободы слова удалось добиться после событий июля 1830г., когда было издано пять указов, в которых король своей личной властью, без участия палат, изменил правила проведения выборов, а также ввел крайне строгие цензурные правила относительно книг и особенно газет.

Другой важной коммуникационной инновацией стало появление информационных агентств. Первое в мире информационное агентство появилось в 1835г. в Париже. Его основателем стал Шарль Луи Гавас, начавший свою деятельность с «бюро переводов Гаваса», в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд местной периодики. В дальнейшем информационное агентство Гаваса получало новости из зарубежных газет, а также от широкой сети собственных корреспондентов, продавая полученную информацию в парижские газеты, затем провинциальные, а потом и зарубежные издания.

Массовая» пресса быстро освоила и приемы иллюстрированных изданий, дополнив сенсационность соответствующим видеорядом. Милло в начале 1870-х практически скупил все парижские иллюстрированные издания, чтобы создать первую во Франции ежедневную иллюстрированную газету с тиражом, приближавшимся к миллиону экземпляров. Для сравнения – первая ежедневная иллюстрированная газета в Англии «Daily Graphic» появилась лишь в 1890г. Период 1870-1914 годов отмеченным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями, в массовые газеты приходит в качестве обязательного и важ­нейшего компонента «кровь на первой полосе» [5]. В 1903 г. вы­пуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал состав­лять 1,8 млн. экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: