Сарга 40. Объяснение, что только Брахман является всем этим миром

1. Рама спросил:

О уважаемый, расскажи в деталях о том, как появляются эти живые существа в высочайшем Брахмане, каковы они и какими качествами обладают?

2. Васиштха ответил:

Как разнообразные существа появляются в Брахмане, как они пропадают и освобождаются;

3. Как они преумножаются и как пребывают непроявленными, слушай, я расскажу тебе, О безгрешный Рама.

4. Все это - случайное проявление всемогущей энергии чистого Сознания Брахмана, которая проявляет то, что намеревается в нем самом.

5. Намерение само по себе уплотняется и становится тем, что потом будет разумом.

6. Разум мгновенно создает воображаемое, подобно небесному замку, и этот нереальный, но видимый мир, оставив Брахмана, существует как будто на самом деле.

7. Проявления Сознания раскидываются повсюду как видимый мир, оставаясь при этом пустым пространством, подобно небу.

8. Когда возникает намерение вообразить Создателя Брахму, видится форма

Создателя, и так же появляется вся вселенная, начиная с прародителя

Праджапати,

9. С его четырнадцатью мирами и гулом бесконечного количества живых существ. Все это творение, О Рама, существует только как воображение.

10. Все есть только пространство, пустота, наполненная концепциями разума, как небесные замки - только воображение, состоящее из заблуждения.

11. Из всего разнообразия существ, некоторые пребывают в глубоком невежестве, некоторые возвышены как мудрецы, некоторые пребывают между ними. 12. На земле, среди всех видов живых существ, только люди способны к пониманию этого учения.

13. Но и они погружены в многочисленные беспокойства и страдают от заблуждений, ненависти и страхов. Об их саттвических и раджасических качествах я расскажу позже.

14. Также я расскажу о бессмертном Брахмане, вездесущем и неизменном, безначальном и бесконечном, в котором нет заблуждения и который является бесконечным светом чистого Сознания;

15. О неподвижном удивительном Сознании, чья вибрация обретает местами плотность и материальность, подобно катящейся волне на спокойной поверхности океана.

16. Рама спросил:

Как можно говорить о каком-то месте в бесконечной реальности Атмана? Как там могут быть какие-то изменения и как может быть какое-либо движение?

17. Васиштха ответил:

Такие выражения используются в писаниях и в обиходе для объяснения смысла, О Рама, они не являются высочайшей истиной!

18. Изменение, разделение, место и прочее не существуют в Боге, хотя кажутся существующими.

19. Нет и не будет слов для описания Реальности, помимо символических, и эти слова используются в соответствии с привычной речью.

20. Слова «рожденный Сознанием», «состоящий из Сознания» должны пониматься символически, как указующие на Высшую Истину.

21. Когда говорится о «рожденном Сознанием», между созданием и создателем нет различия, как нет разницы между огнем и порождаемым им другим огнем, различия между которыми воображаемы.

22. Выражения, подобные «одно появилось из другого», обычны в этом мире, «порожденное» и «создатель» - только качества силы действия.

23. «Это одно, а это - другое» - такие неверные понятия существуют только на словах, а не в Брахмане, где нет никакого разделения.

24. Эти понятия появляются благодаря силе разума, и, утвердившись, обретают значение.

25. Говорить, что языки пламени в огне создают друг друга, - это только слова, в них нет истины.

26. Нет таких отношений, как «созданное» и «создатель» и т.д., кроме как на словах. Существует только Единое, как может оно «творить» в неразделенности?

27. Такова природа слов, где слово следует за словом, и разделения и противоречия, существующие между ними, в действительности не отражают реальность.

28. Волны в океане видятся отдельными от него из-за невежества, и единый Брахман только кажется принимающим формы слов.

29. Сознание есть Брахман, разум есть Брахман, интеллект и материя есть

Брахман. Звук, корень слова и смысл есть Брахман;

30. Все это - только Брахман, и Брахман превосходит все. В реальности нет мира, - все есть только Брахман.

31. «Это то», «это другое», «это отличается» - это только слова, выражающие иллюзорные невежественные понятия в пространстве Сознания. Как словами можно выразить Истину?

32. Как огонь порождает языки пламени, так в Атмане появляется разум со множеством непостоянных мыслей, хотя он и не существует в реальности!

33. Слова и понятия, будучи нереальными, ошибочно принимаются за реальные, как человек с дефективным зрением видит в небе вторую луну.

34. Так как все есть Брахман и Брахман вездесущ и бесконечен, все, что появляется из него, неотлично от него самого, все появляющееся есть только он сам.

35. Вне реальности Брахмана здесь ничего не существует. Воистину, все здесь есть только высочайший Брахман, все есть только высочайшая реальность! 36. Пусть это будет твоей целью, и мы объясним все это позднее в деталях.

37. Здесь существует только невежество, и ничего более; по мере разрушения заблуждений, ты полностью узнаешь истину.

38. Как когда рассеивается тьма ночи, видится видимый мир, так когда уничтожается нереальное, остается реальность.

39. Когда этот весь огромный мир, видимый из-за дефекта понимания, успокоится в чистом свете Сознания, О Рама, в чистоте останется только Истина, не оставляя никаких сомнений.

Этим заканчивается сарга сороковая «Объяснение, что только Брахман является всем этим миром» книги четвертой «О существовании» МахаРамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, рассказанной божественным посланником и записанной Валмики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: