Заключение. Кризис духовности возникает как следствие управления человеком и обществом интенциями и желаниями, которые не ведут к "высшим целям"

Кризис духовности возникает как следствие управления человеком и обществом интенциями и желаниями, которые не ведут к "высшим целям".

Анализируя различные формы духовных организаций, приходится прийти к выводу, что они не способствуют становлению нового "духовного человека". Возможность вторжения в духовность человека посторонних лиц означает, что свобода личности как автономного субъекта оказывается ограниченной.

Основным противоречием формирующегося общества и человека является противоречие между глобализацией мира и идентичностью конкретного человека, между виртуальным пространством и реальным. В результате "бездуховные" становятся более эффективными (это проявляется в форме развития хищнических инстинктов, защищающих от глобальных проблем), но все более удаляются от высших смыслов жизни.

(Аванесова Г.А. / Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. Љ4. 1998. С. 3-17

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 - 1985г.г. - М.: Наука, 1986. - 249с.

Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.

Фрейд З. Недовольство культурой / Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1991.

Процесс складывания информационно-технологического общества, в котором информация имеет жизненно важное значение, а какой-либо перерыв в развитии технологий может иметь деструктивные последствия для всей цивилизации и в котором классическая духовная культура низводится по существу до уровня средства для развлечения - этот процесс не способствует реальному сохранению культурного наследия.

Проблема сохранения культурного наследия стала сейчас особенно актуальной, поскольку тот разрыв, который ныне образовался между современностью, с одной стороны, и традиционной культурой, с другой, вполне может стать причиной утраты человечеством традиционных форм духовной культуры - искусства, философии, отчасти - религии. Следует отметить, что о проблеме сохранения культурного наследия много говорится в контексте сохранения этнической культуры, особенно если это касается малочисленных народов. Однако не менее важна проблема сохранения классической традиционной культуры, которой уделяется гораздо меньше внимания.

Кризис несет в себе также большой конструктивный потенциал и при благоприятном разрешении заложенных в нем противоречий кризис может послужить отправной точкой для дальнейшего развития духовной культуры. Однако кризис при определенных условиях может стать причиной окончательной гибели традиционных форм духовной культуры.




double arrow
Сейчас читают про: