Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Мекке девятнадцать дней, разъясняя суть установлений ислама и призывая людей к правильному пути и благочестию. За это время по его приказу Абу Усайд аль-Хуза‘и, да будет доволен им Аллах, поставил новые межевые знаки, отмечающие границы харама Мекки. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил несколько отрядов, которые должны были призывать людей к исламу и разбивать находившихся вокруг Мекки идолов. Все они были разбиты, а потом глашатай в Мекке возгласил: “Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не оставляет у себя дома ни одного идола, но разобьет его”.
Походы
1. Завершив завоевание Мекки, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за пять дней до конца рамадана восьмого года хиджры отправил Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, к идолу аль-‘Уззы, находившемуся в Нахле, велев ему разрушить его. Этому идолу поклонялись курайшиты и все кинаниты, считавшие его главным из своих идолов, хранителями же его были люди из племени бану шайбан. Халид направился туда во главе отряда из тридцати всадников и разрушил этого идола, а когда он вернулся, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Видел ли ты что-нибудь?” Он ответил: “Нет”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Значит, ты не разрушил его, возвращайся же обратно и разбей его!” Тогда рассерженный Халид вернулся назад и обнажил свой меч, а навстречу ему вышла обнаженная черная женщина с распущенными волосами. Хранитель святилища принялся кричать на нее, а Халид, да будет доволен им Аллах, ударом меча разрубил ее надвое, после чего вернулся к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обо всем рассказал ему и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да, это и была аль-‘Узза, которая поняла, что в вашей стране ей уже никогда не будут поклоняться”.
|
|
2. Позднее в этом же месяце пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, к идолу Сува‘, велев ему разбить его. Этому идолу поклонялись хузайлиты, а находился он в Рухате на расстоянии трех миль от Мекки. Когда Амр прибыл туда, хранитель святилища спросил его: “Чего ты хочешь?” Амр сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне разбить его”. Хранитель сказал: “Ты не сможешь сделать этого”. Амр спросил: “Почему?” Хранитель сказал: “Тебе помешают”. Амр сказал: “Так ты до сих пор придерживаешься ложного? Горе тебе, разве его можно услышать или увидеть?” – после чего он подошел к этому идолу и разбил его, а своим товарищам велел разрушить помещение, где он находился, и они ничего там не обнаружили. Затем Амр спросил у хранителя: “Что ты теперь скажешь?” – и он сказал: “Я покоряюсь Аллаху”.
|
|
3. В том же месяце пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Са‘да бин Зайда аль-Ашхали, да будет доволен им Аллах, с двадцатью всадниками к идолу Манат, который находился в аль-Мушалляле близ Кудайда. Этому идолу поклонялись ауситы, хазраджиты, люди из племени гассан и другие. Когда Са‘д прибыл на место, хранители этого идола спросили его: “Чего ты хочешь?” Он сказал: “Разбить Манат”. Они сказали: “Делай свое дело”. Тогда Са‘д приблизился к идолу, а навстречу ему вышла обнаженная черная женщина с растрепанными волосами, которая призывала на него проклятия и била себя в грудь. Хранитель святилища сказал ей: “Манат, перед тобой один из непокорных тебе!” – а Са‘д ударил ее мечом и убил, после чего разбил ее идола, и они ничего не нашли в том помещении, где он стоял.
4. После того, как Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, вернулся обратно, разрушив идол аль-‘Уззы, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил его в месяце ша‘бан того же года к племени бану джузайма, но не для того, чтобы воевать с ними, а для того, чтобы призвать их к исламу. Халид выступил в поход во главе отряда из трехсот пятидесяти мухаджиров, ансаров и людей из племени бану салим. Прибыв к местам их обитания, Халид призвал их к исламу, однако вместо того, чтобы сказать: “Аслям-на” (Мы принимаем ислам), они стали говорить: “Саба‘на” (Мы отрекаемся)[1093], и тогда Халид принялся убивать этих людей и захватывать их в плен. Каждому из тех, кто с ним находился, он дал по одному пленному, а через некоторое время велел каждому убить своего пленника. Ибн Умар и его товарищи, да будет доволен ими Аллах, отказались делать это, а когда они вернулись к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то обо всем рассказали ему, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воздел руки к небу и дважды воскликнул: “О Аллах, поистине, я непричастен к тому, что сделал Халид!”[1094]
Люди из племени бану салим убили своих пленников, а мухаджиры и ансары не делали этого, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил к джузаймитам Али, да будет доволен им Аллах, чтобы он выплатил виру за убитых и возместил понесенный ими ущерб. Из-за того, что случилось в этом походе, между Халидом и Абд ар-Рахманом бин ‘Ауфом, да будет доволен Аллах ими обоими, возникла ссора, а когда об этом узнал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Погоди, о Халид! Не трогай моих сподвижников, ибо, клянусь Аллахом, если бы имел ты целую гору золота величиной с Ухуд и потратил все это на пути Аллаха, то и тогда не смог бы сравниться ни с кем из моих сподвижников[1095]!”[1096]
Так происходило завоевание Мекки, которое стало решающим сражением и величайшей победой, позволившей раз и навсегда покончить с идолопоклонством и не оставившей ему никакой возможности и впредь существовать в пределах Аравийского полуострова, так как все племена ожидали, чем закончиться сражение и столкновение между мусульманами и идолопоклонниками. Этим племенам было хорошо известно, что харам Мекки находится во власти того, на чьей стороне истина, и подобных убеждений они придерживались уже в течение полувека, с тех пор, как на Каабу двинулась армия эфиопов со слоном, которая погибла, превратившись в подобие изъеденной насекомыми соломы.
Перемирие в аль-Худайбиййе, заключенное между мусульманами и курайшитами, стало прелюдией этой великой победы. Благодаря этому перемирию люди получили возможность спокойно жить и разговаривать с другими людьми об исламе, а мусульмане, которые до этого таились в Мекке, стали исповедовать свою религию открыто и могли свободно вести споры, вследствие чего ислам приняли многие люди, и если во время прежних походов численность исламской армии никогда не превышала трех тысяч человек, то во время завоевания Мекки в ней было уже десять тысяч бойцов.
|
|
Этот решающий поход открыл людям глаза, помог им избавиться от последних преград, отделявших их от ислама, что же касается мусульман, то благодаря своему успеху, они стали и политическими, и религиозными лидерами на всей территории Аравию, иначе говоря, в их руках оказалась и религиозная, и светская власть.
Таким образом, очередной этап, начавшийся с заключения перемирия в аль-Худайбиййеи складывавшийся успешно для мусульман, завершился этой несомненной победой. Таким же успехом ознаменовался и следующий этап, основной чертой которого явилось завоевание мусульманами полного гоподства, в результате чего арабам осталось только являться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимать ислам и нести исламский призыв всему остальному миру, подготовка к чему заняла два следующих года.