Проект загородного дома в поселке Никольская слобода

(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Одноэтажный объем дома находится в центре обширного владения и имеет сложную криволинейную форму «звезды» с 4 «лучами». В концах «лучей» собраны замкнутые помещения небольшой площади: спальни с санузлами и гардеробными, сауна, турецкая баня (хамам), подсобные помещения. Один из «лучей» занимает бассейн. В центре дома, где «лучи» сходятся, расположено общее пространство, объединяющее гостиную, столовую, игровую и прихожую. «Мокрые» помещения (кухня, душевая, бар при бассейне) собраны в полузамкнутые ядра, плавающие в общем пространстве центральной части дома. Над гостиной есть стеклянная надстройка-фонарь, позволяющая выйти на эксплуатируемую крышу дома. Фасад построен на чередовании глухих и остекленных участков, связанных по верху металлическим карнизом. Основной материал отделки – натуральный камень. Сходное решение фасадов выглядит по-разному в разном ландшафтном окружении. У каждого из четырех дворов, образованных «лучами», свое лицо и свое функциональное предназначение.

Участок разделен на несколько контрастных ландшафтных зон, границы которых заданы «лучами» дома: 1) в восточной части участка ландшафтный парк и бассейн перед домом, 2) регулярный парк «сад ста дорожек» в южной части участка, 3) «сад одинокого дерева» с западной стороны дома, 4) «сад цветущей вишни» с плодовыми деревьями на севере, 5) «сад камней» около бассейна.

Проект загородного дома в поселке Павлово
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Участок находится на границе поселка возле леса. Здание сориентировано своим входом, как принято в северных широтах, на юг. К лесу, расположенному к северу, оно обращено тыльной частью, а к гостю, входящему на участок, – главным фасадом. Позднее вокруг него вырос целый поселок из типовых «традиционных» коттеджей. На этом фоне дом с одной стороны, выиграл – авторское произведение подчеркнуто нейтральным окружением. С другой стороны, не стало никакой приватности. Участок размером в гектар, с английским газоном и спортплощадкой, со всеми его уютными террасами окружен невысоким забором. Он просматривается отовсюду. Форма здания необычна: в ней отразилась тема «хлебницы», как шутят архитекторы. Кровля начинается прямо от земли и постепенно перерастает в козырек. Она и крыша, и стена заднего фасада. Больше стен, в традиционном понимании этого слова, здесь нет. Кругом почти сплошное остекление. Дом разделен на парадную двухэтажную часть и приватную трехэтажную. Между ними устроена кухня. Слева от нее расположена многосветная гостиная. В ней находятся авторский камин и закрученная раковиной бетонная лестница. В приватной части помещения распределяются так: на первом этаже – комнаты сыновей и спортивный зал (он же гостевая комната). Второй этаж – хозяйский, на третьем – кабинет, стеклянный бельведер с видом на окрестности. Из кабинета можно выйти на террасу. Конструкции: железобетонный каркас, покрытие по криволинейным деревянным клееным балкам (разработка ЦНИИСК им. Кучеренко) и металлические витражи SCHUCO. Наружная облицовка – клинкерный облицовочный кирпич (ABC Klinkergruppe), доски из термически модифицированной лиственницы.

Проект загородного дома в поселке Позднякова
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Двухэтажное здание состоит из двух частично пересекающихся объемов сложной формы. Это – «папа» и «мама». Одна часть – «лежачая», другая – «стоячая», одна – с аркой, другая – с надстройкой, одна – «шершавая», другая – гладкая. При этом обе части здания объединены материалом отделки (натуральный камень и дерево) и являются видимыми фрагментами большого целого, включающего также и два подземных этажа.

В «папе» на втором этаже расположены спальни, а на первом – второй свет бассейна. В «маме» – общие помещения – гостиная, столовая, кухня, входная группа. В подземном этаже размещены бассейн и сопутствующие помещения. Под ними – технический этаж.

На участке дом является «фокусом» композиции. Сюда сходятся все линии генерального плана, дорожки, подпорные стенки, ряды деревьев. Главная дорога ведет от въезда на участок через арку к берегу ручья, протекающего вдоль границы владения. Поднятый объем («папа») отмечает естественную границу между плоской частью участка и склоном, между окультуренной природой (парком) и «дикой» (лугом).

Проект загородного дома в поселке Ватутинка
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Усадьба расположена в низине и окружена хвойным лесом. Из-за перепада рельефа вход в дом, гаражи и общие помещения (гостиная, столовая, кухня, кабинет) расположены на втором уровне. В цокольном этаже находятся хозяйственные и технические помещения, бассейн. Дом имеет как бы два «лица». Со стороны дороги он двухэтажный. Верхние два этажа объединены мотивом далеко вынесенных карнизов с деревянным и стеклянным заполнением между ними. С участка дом выглядит трехэтажным. Виден цокольный этаж с практически глухими стенами. Перед окнами цокольного этажа устроена каменная решетка, маскирующая проемы. Нижний и верхние этажи объединяют два стеклянных объема – лестница с лифтовой шахтой и зимний сад, выходящий в лес.


Проект загородного дома в Московской области
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Дом имеет развитую горизонтальную структуру, подчеркнутую множеством широких и открытых террас, козырьков. Плоские линии крыши нарочито противопоставлены островерхим силуэтам соседних коттеджей. Одной стороной дом выходит на живописный пруд. Непосредственно на водную гладь смотрят окна гостиной, бассейна, кабинета и двух спален, одна из которых специально «вынесена» на крышу бассейна. Соединенная с основным объемом лишь остекленным переходом, эта спальня возникает как остров посреди почти «безбрежной» террасы. Основные площади остекления тяготеют к зоне внутреннего двора. Фасадное решение предполагает три степени прозрачности объемов. Это – прозрачное стекло, затем полупрозрачная комбинация стекла и деревянных вертикальных ламелей для защиты от солнечных лучей и, наконец, глухие стены, отделанные вертикальной деревянной рейкой. Прозрачные и глухие объемы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение непрерывной ленты, собирающей весь комплекс в единое целое.

Проект загородного дома «Новая Земля»
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

«Панаком» разработал этот проект в 2003 году для жизни в России после 2008 года. Приоритетами жителей станет сочетание личной свободы с семейными ценностями, экология и экономия ресурсов.

Крыша дома, буквально «новая земля», вырвана из грунта и поднята над первым этажом. Благодаря эксплуатируемой кровле площадь доступной для пользования земли остается неизменной. Дом не уничтожает землю, а освобождает ее.

На уровне участка – единое общественное пространство семьи, гостей, посетителей. Оно слито с природой. Только хозяйственные помещения заключены в непрозрачные объемы – своего рода гигантскую мебель. Как в вестибюле отеля, здесь можно выбрать разные занятия: бассейн и тренажеры, бар и кино, книги и Интернет.

«Новая земля» – убежище частной жизни. У каждого члена семьи – отдельный «дом-пещера» и садик при нем, воскрешающий образ дачного поселка. «Дома» связаны пандусом со «старой землей» независимо от первого этажа. В трех «домах-раковинах» реализована разная степень уединенности: от совместного проживания родителей до полной независимости гостей.

Конструкция «новой земли» представляет собой монолитную железобетонную плиту, складки которой образуют «дома». Плита опирается на 68 тонких и 18 толстых металлических опор, сгруппированных в пучки по периметру и в середине перекрытия. Стволы деревьев за стеклом и колонны в интерьере образуют лес.

Поверхность «новой земли» покрыта камнем (брусчаткой и брекчией), гравием, травой. Первый этаж отделан различными породами дерева.

Концепция проекта отражает противоречивые настроения нашего времени – стремление жить «по-европейски», сохраняя национальный колорит. Поиск компромисса между родовым укладом российских семей и желанием жить независимо друг от друга, стремление поселиться в современном доме со сплошными стеклянными стенами, где будет уютно и тепло даже в суровую зиму. Такова лишь часть задач, которые стремились решить авторы проекта.


Проект загородного дома «Путь к реке»
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

Дом расположен на участке, выходящем к реке, но линия застройки отстоит от воды на 150 м, то есть 3/4 территории остается свободными.

Основная идея генерального плана – увидеть воду от самого входа в усадьбу, участок – это путь к реке. Он разделен на три полосы: английский пейзажный парк, где стоит дом, посередине французский парк с боскетами и клумбами, полоса «островов», засаженных деревьями в южной части участка. По каждой полосе идет дорожка, приводящая на берег. Дом и хозяйственная постройка стоят вдоль длинных сторон участка, открывая для взгляда всю глубину пейзажа.

Дом также состоит из трех частей: хозяйственный блок на севере, общественные помещения на юге, спальни на втором этаже. Главная ось дома «запад-восток» ведет со двора сквозь все помещения к реке. Каждая из частей дома выделена материалом: хозяйственный блок («пещера») отделан шероховатым камнем, гостиная («царство ковров») – слоем стекла и штукатурки. Весь второй этаж облицован «теплой» древесиной.

Гаражи, котельная, помещение охраны вынесены в отдельную постройку в южной части участка.

Проект загородного дома в Царском селе
(архитекторы: Арсений Леонович, Никита Токарев – «Панаком»)

На небольшом участке (S=0.15 га) с крупными деревьями находится дом и хозяйственная постройка. Площадь дома (три этажа без подвала) – 400 м2, хозяйственная постройка – 150 м2. На первом этаже дома – общие помещения: столовая, гостиная, на втором – спальни, на третьем – кабинет и студия хозяина с террасой.

Рядом с участком расположены другие дома, очень разные по размерам и архитектуре. Поэтому задачей архитектора было отгородиться от окружающей застройки. Это «дом-крепость», поэтому фасад скупо разработан, окна узкие, надстройка на третьем этаже напоминает перископ субмарины. Зрительная связь с внешним миром поддерживается через торцы, не видные с дороги. Дом отодвинут в глубину участка, очертания террас подчинены расположению деревьев. Дом-крепость противостоит социальной среде, окружающему контексту подмосковного поселка. Внутри дом белый и пустой. Это дом-галерея, в котором хозяин коллекционирует современную живопись и античную керамику. Геометрически массивные плоскости стен облицованы доломитом, отсылая к советской архитектуре семидесятых годов. Окна и надстройка отделаны контрастным к белому камню почти черным деревом. Но здесь архитектура советских официальных зданий становится домашней, частной, приобретает человеческий масштаб. «Холодные» полированные участки камня чередуются с шершавыми и «теплыми».


Проект загородного дома в Латвии.
Архитектурной студии Шернина

Второй этаж предполагается выполнить из деревянных клееных конструкций. Он условно разделен на «родительскую» зону в северной части дома, и зону для детей – в южной части. Верхнее освещение со стороны соседа (восток) обогащает объемную пластику фасада и позволяет осветить дополнительно санузлы, гардеробную и две спальни. Кроме того, в ванных комнатах на восточной стороне выполнено ленточное вертикальное остекление. Эти окна нивелируют некоторую монотонность закрытого фасада со стороны соседей.

От соседнего участка дом отделяют дополнительные постройки (навес на три машины, котельная с кладовой, еще один закрытый навес и «гараж» для катера). В качестве ответа на выпуклую поверхность второго этажа они также изгибаются в противоположную сторону. Все решетчатые конструкции предусматривают расположение на их поверхности вьющихся растений. На этом уровне запроектирован двусветный холл, в котором располагаются лестницы. Холл предназначен для выхода на верхнюю, обзорную террасу, расположенную на третьем уровне. С нее осуществляется обслуживание кровли (чистка, ремонт и пр.). Кроме того, на втором этаже запроектированы жилые комнаты для детей, каждая из которых оснащена индивидуальным санузлом и выходом на общую террасу, обращенную в сторону участка. При этом проход из «восточной» комнаты осуществляется по стеклянному мостику. Это сделано для того, чтобы прямые солнечные лучи проникали в столовую, расположенную под протяженной террасой «детской» части дома. Из холла через гардеробную комнату можно пройти в спальню родителей либо в ванную комнату. Родительская спальня имеет персональную террасу. Терраса имеет также связь с холлом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: