1. Педагог объясняет сущность реализации метода: к предложенному понятию каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность (основной смысл) рассматриваемого понятия.
2. Предлагается какое-либо понятие для рассмотрения (в соответствии с темой занятия, на котором реализуется метод).
3. На листе ватмана маркером или мелом на доске записывается рассматриваемое понятие (все записи учащиеся могут вести и в тетрадях, педагоги — в своей тетради, блокноте).
4. Учащимся предлагается в течение 1-2 мин подумать над ассоциациями рассматриваемого понятия — подобрать 2-3 слова и записать их в тетрадь, блокнот.
5. Затем педагог поочередно предлагает всем участникам назвать свои ассоциации и фиксирует по ходу все неповторяющиеся слова маркером на листе ватмана (или мелом на доске). Учащиеся могут создаваемый перечень понятий (слов) фиксировать в тетради.
|
|
6. После того как высказались все учащиеся, педагог называет свой вариант из 2-3 слов-ассоциаций рассматриваемого понятия.
7. Когда составлен смысловой ряд ассоциаций рассматриваемого понятия, педагог зачитывает его и по ходу просит участников выделить из составленного перечня 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность (основной смысл) рассматриваемого понятия.
8. Вновь поочередно педагог опрашивает всех учащихся и отмечает их выборы маркером на ватмане, ставя точки над словом, которое выбирается учащимися. Такой выбор делает и сам педагог. Учащиеся могут обозначать сделанные «выборы» у себя в тетрадях.
9. После того как выбор сделали все участники реализации метода, педагог вместе с учащимися выделяет (подчеркивает, обводит маркером на листе ватмана) слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов (учащиеся делают это в своих тетрадях).
10. Затем учащимся предлагается отрефлексировать и обобщить полученный результат — насколько полно и точно выделенные слова (получившие большее количество выборов) отражают сущность рассматриваемого понятия.
11. Педагог высказывает свое мнение о полученном результате, характеризует, обосновывает сущность рассматриваемого понятия через выделенные слова.
12. Осуществляется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
МЕТОД «АЛФАВИТ»
Задачи реализации метода: Развитие учащихся, прежде всего их мышления, интеллекта, сознания через организацию смыслотворчества, мыследеятельности, творческой, познавательной деятельности.