О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]
1.(2) Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
2.(2) [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
3.(2) Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
4.(2) Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].
5.(2) Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
6.(2) Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей [чистого] видения и инструмента видения.
7.(2) Влечение неразрывно связано с наслаждением.
8.(2) Враждебность неразрывно связана со страданием.
9.(2) Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
10. (2) Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
11. (2) Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
12. (2) Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
|
|
13. (2) При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
14. (2) Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим] результатом наслаждение [или] страдание.
15. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание – из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. (2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
17. (2) Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.
18. (2) Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути – "[великие] элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
19. (2) Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.
20. (2) Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.
21. (2) Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
22. (2) Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других – в силу свойства быть общим.
23. (2) Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть] способность быть собственностью и способность быть господином.
24. (2) Его причина – неведение.
25. (2) Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это – абсолютная обособленность Видящего.
|
|
26. (2) Средство избавления – неколебимое различающее постижение.
27. (2) Его мудрость предельного уровня – семи видов.
28. (2) При устранении нечистоты вследствие применения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения.
29. (2) Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение – [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.
30. (2) Самоконтроль – [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
31. (2) [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий обет".
32. (2) Соблюдение [религиозных] предписаний – [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
33. (2) Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности.
34. (2) Ложные помыслы о насилии и прочем – совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, – возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности.
35. (2) При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.
36. (2) При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него].
37. (2) При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].
38. (2) При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
39. (2) При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
40. (2) Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
41. (2) Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
42. (2) Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья.
43. (2) Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела и органов чувств.
44. (2) В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.
45. (2) Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.
46. (2) Асана есть неподвижная и удобная [поза].
47. (2) При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
48. (2) Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
49. (2) При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
50. (2) [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
51. (2) Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
52. (2) Благодаря ей разрушается препятствие для света.
53. (2) И пригодность манаса к концентрации.
54. (2) При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания – [это и есть] отвлечение.
55. (2) Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.