Третий шаг – саспенс

Кино между адом и раем

Александр Митта

ОТ ШЕКСПИРА ДО ТОЛСТОГО

«Одно простое действие» - с него начинается любой грамотный сюжет. Прилетел – и покатилось!

Дэвид Маммет сказал студентам в первой лекции: – Режиссер должен делать три вещи: 1). Надо указать актеру, какие у него действия. 2). Надо показать оператору, куда поставить камеру. 3). После этого надо улыбаться.

СТРАТЕГИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ

История, которую мы рассказываем, должна обладать энергией, заряжаю щей аудиторию. В хорошо рассказанной истории энергия растет и передается зрителям. Если повезет, в кульминации они забывают обо всем.

ПЕРВЫЙ ШАГ. ЛЮБОПЫТСТВО – ВОРОТА ЛЮБВИ

Фильм задает аудитории вопросы, мы по капле цедим ответы.В каждом ответе содержится новый вопрос.

1. Выдавайте информацию маленькими порциями.

2. Каждый раз сообщайте меньше, чем хочет узнать аудитория. Пока вы контролируете информацию, вы хозяин положения.

3. Самые лакомые кусочки информации утаивайте до самого конца.

4. Ничего не сообщайте просто так, заставьте персонажей побороться за каждую каплю информации. Чем больше труда будет вложено в поиск информации, тем ценнее она для аудитории,

Обратите внимание - весь процесс получения информации разделен на мельчайшие частицы-биты. И каждая часть достается герою с большим трудом.

В подаче информациисамыми важными моментами являются поворотные пункты, когда глоток новой информации поворачивает всю историю в неожиданное новое русло.

ВТОРОЙ ШАГ – СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Следующий, более глубокий уровень эмоциональной вовлеченности в драматическую историю - сопереживание. Оно вырастает из любопытства.

Оно возникает у аудитории, когда персонажи близки и понятны ей, когда зрители имеют общие моральные ценности с персонажами.Сопереживание порождает идентификацию.

Идентификация – это главный козырь истории, потому что она определяет, получат ли эмоции зрителей шанс к развитию или все застынет на точке простого любопытства.

Чем понятнее персонаж, тем понятнее его тревоги и проблемы. В числе твердых правил «хорошо рассказанной истории» есть такое: сперва покажи привлекательные качества героя, помоги зрителю полюбить его или испытать сочувствие, а уже потом обрати внимание зрителей на его недостатки.

ТРЕТИЙ ШАГ – САСПЕНС

Саспенс – это момент, в котором вовлечение в фильм аудитории проявляется наиболее полно. Саспенс – это чисто английское слово. Знатоки языка говорят, что «напряжение» – это неточный и неполный перевод. Точнее оно означает «напряженное невыносимое ожидание».

Саспенс - это реакция аудитории на то, что происходит здесь и сейчас. Он возникает, еслиу аудитории и персонажа есть моральная общность, если у зрителей и характера один и тот же эмоциональный заряд (он боится, и я боюсь за него; он хочет найти убийцу, и я хочу, чтобы убийцу нашли).Если аудитория заботится о герое – чтобы он не погиб, не потерпел поражения, – возникает саспенс. Саспенс – это эмоциональная реакция, это волнение, тревога, беспокойство, отчаяние, страх...

Герой куда-то идет, а мы знаем, что лестница под ним подпилена злодеем и может рухнуть в любой миг.То есть мы знаем больше, чем герой, и волнуемся за него. Догадается ли он?

Вот это и есть саспенс. Герой в опасности. Мы знаем больше, чем он, и волнуемся за него. Это открытый саспенс.

Но есть так же закрытый саспенс. Мы знаем, что опасность существует, но не знаем, где она прячется, и герой не знает. Он должен добраться до цели, но сможет ли победить врагов?

Чем меньше шансов на спасение, тем больше саспенс. Вы можете планировать нарастание саспенса, усиливая альтернативный фактор в драматической ситуации героя. Саспенс – регулируемый фактор.

Если верить Хичкоку, то саспенс отличает пренебрежение к достоверности рассказа. Важно только эмоциональное вовлечение зрителей в действие. Будешь тратить время на аргументацию достоверности в рассказе, могут появиться эмоциональные дыры. Гораздо важнее для зрителей эмоциональная цельность, неуклонное возрастание волнения. Саспенс должен заряжать зрителя энергией – это главное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: