Иудео-христианская религия

В 380-е гг. к австроготам, жившим на островах Днестровских устий, бурей был занесен Эферий, епископ Херсонеса. Он принял мученический венец. А остров, на котором он оказался, назывался островом св. Эферия еще в X в. (Константин Багрянородный. Об управлении империей. - М.: Наука, 1991. С.48-50).
О времени и обстоятельствах учреждения христианской епархии Готии в Таврике достоверных сведений нет. Возможно еще константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (398-403/4) послал этим готам епископа Унилу. Местоположение кафедры тогдашней епархии точно не определено. Известно лишь, что после смерти Унилы, готы просили у Златоуста нового епископа в 404 г.
В середине VI в. эти готы известны под именем тетракситов. Они имели своим главным городом Дору (Мангуп) и своего собственного епископа, по смерти которого около 547 г. они отправили четырех послов к императору Юстиниану (на его 21-м году правления) просить себе нового архипастыря. На правление Юстиниана приходится постройка великолепной базилики на Мангупе.
По мнению некоторых церковных историков, в последующее время готы иногда признавали над собой верховную власть епископа Херсона (чему внятных подтверждений мы не находим), а чаще имели своего собственного епископа (Макарий /Булгаков/ Митрополит московский и коломенский. История русской церкви. Книга первая. М., 1994. - С. 120). К середине VIII в. статус епархии Готии оставался прежним — епископ Готии был напрямую подчинен патриарху Константинополя.
Не менее затруднительно подтвердить документально предполагаемые границы готской епархии. Из жития св. Иоанна следует, что к его епархии относились торжища Парфенитов и Курасаитов, Дорос и город Фулов, страна Тавроскифов и земля Готов.
Во времена патриарха Фотия готская митрополия состояла из семи епархий, две из которых, готская и охоцирская, былирасположены соответственно окрест Дороса и города Фуллов, Ха-расия (на так

Император Юстиниан.

называемой Черной Воде), то есть, опять же, в юго-западной Таврике.
На заседаниях VII Вселенского собора в 787 г. вместо Иоанна под документами ставил подпись его представитель, монах Кирилл, который имел в подчинении местечко Никита, расположенное в окрестностях современной Ялты.
Некоторую информацию о восточных границах готской епархии можно извлечь из материалов тяжбы митрополитов Херсона, Готии и Сугдайи в 1384-1386 гг. по поводу подчинения церквей г. Алустона (Алушты) и местности Элисс (Андуз) (???????????? 1965, 83-84). Из этих документов следует, между прочим, что и херсонский иерарх претендовал на южнобережные местности от Символона (Балаклавы) до Алустона (Алушты), оспаривая их у митрополита готского. В итоге можно предполагать, что готская епархия в VIII в. охватывала территории современных Бахчисарайского района и Севастопольского, Ялтинского и Алуштинского горсоветов, имея своими географическими пределами реки Альма и Черная, горные массивы Чатырдаг и Демерджи, перевал Судаке-кие Ворота.Исторические границы с епархией Херсона пролегали по холмистой местности у перемычки Гераклейского п-ова, а с епархией Сугдайи - по местности между Судакскими Воротами и Ускутом. Ко времени преподобного Иоанна, готская епархия была самой обширной среди таврических епархий Херсона, Сугдайи и Воспора, однако в сравнениями с другими епископствами Византии и католического Запада она представляется незначительной.
Преобразование готской епископии в митрополию произошло во время понтификата константинопольских патриархов Игнатия (847-858) и Фотия (858-867) в результате успешной миссии Константина в Хазарию. Однако, как следует из жития Константина, в окрестностях Херсонеса, особенно в Фулльской области, было еще много язычников, а объектом почитания по-прежнему оставалось дубовое дерево с омелой («дуб, сросшийся с черешнею»). В перечне подчиненных готскому митрополиту епископов нет только херсонского, сугдайского и боспорского, сохранивших статус ставропи-гийных архиепископий.
Епархия Готии середины IX в. включала:
1) епископа Охоциров, вокруг (города) Фулов и (города) Хара-сия на так называемой Черной Воде,
2) епископа Астил(ского), на так называемой реке Астил (страны) Хазарии, есть и крепость (Астил)
3) епископа Хвалис(ского)
4) епископа Ретег(ского)
5) епископа Гуннов
6) епископа Тиматархи
[С. de Boor, Zeitschrift far Kirchengeschichte, Bd., XII (1891), S. 533]. Выходит, что тогда мангупскому митрополиту подчинялись в церковном отношении епископы соседней народности охоциров (Тепе-кермен и Чуфут-кале?), Право- и Левобережного Цимлянских городов (у греч. писателей Астил, Атил - река Дон и столичная крепость хазар на ней), города Хвалис (на Ниж. Волге или Куме?), города Ретег (на Тереке?), народности Гуннов (Дагестан?) и города Тьмутаракань (Тамань). Все это — важнейшие центры Хазарского каганата времен его расцвета.
Приход к власти Македонской династии в Константинополе принес изменения в положение готской епархии. Всехазарская митрополия была упразднена, из ее состава были выведены все шесть епископств, включая Фулльское. В самом начале X века Готская архиепископия по-прежнему управлялась напрямую из Константинополя и занимала 44-е место в списках епархий. В?????????,??????????????????????????? (901-907) находим: № 19 Херсон [??'????????,???????], № 37 Боспор [??/?????????], № 44 Готия [??'???????], № поврежден (?) Фуллы [???'?????????], № 45 Сугдайя |??'?????????]... До прихода татар, в Х-ХШ вв., готское епископство не играло сколько-нибудь заметной роли в церковной жизни православного мира. Даже обращение в христианство Руси прошло мимо готской епархии.
Позднее, во времена Палеологов (1261—1453), ранг готской епархии был повышен до митрополии. Но память о Хазарской принадлежности митрополии Готской, как видим, сохранялась до конца XV в.
Пришедшие после турецкого завоевания в упадок христианские округа были укрупнены, исчезли митрополии Сугдайи и Фуллов. В Таврике остались две митрополии Кафинская и Готская, которые исчезли вместе с переселившимися в Приазовье таврическими православными гото-греками в 1778 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: