В Великой Отечественной войне

«Чем страшнее бич войны, охватывающий все бедствия и преступления, тем сильнее должна быть наша благодарность к тем мужественным соотечественникам, которые погибли, чтобы дать нам счастливый мир». (В.Вольтер)

9 мая мы отмечаем всенародный праздник - День Победы. Выросло новое поколение, и не одно, которое знает о войне лишь по фильмам, книгам и встречам с ветеранами. Поэтому задача школьного образования состоит в том, чтобы донести до будущих поколений правду о войне.

В «Российской газете» Даниил Гранин пишет: «60-лет назад всему миру казалось, что победа над фашизмом станет победой над всеми войнами. Именно Великая Отечественная война вернула чувство достоинства нашему народу. Но хорошей памяти, как и хорошей Родины, без правды не бывает». В этом же номере «Российской газеты» ветеран войны давал интервью и на вопрос журналиста:

-А вы воевали?

-Ответил: «Воевал... Не надо вспоминать... мы - уже история, которая никому не нужна. Москву вместе с панфиловцами защищал генерал Григоренко, а почему его нет? Он в Америке умер: его туда сослали, и он умер. Искажений много. Кто был не герой, тот стал героем, кто был герой - стал никем». (1 апреля 2005 г. «Российская газета»).

Почему сегодня я обращаю внимание на эти слова? Да потому что долгое время на официальном уровне замалчивалось участие ингушского народа в Великой Отечественной войне. Это и понятно: героизм, и мужество на фронтах не вязались бы с образом врага народа, который усиленно культивировался пропагандой. Сколько их еще не выявленных земляков, которые стояли насмерть, как под Брестом! Не может быть 2-х правд, наши дети живут не в безвоздушном пространстве, а среди людей, книг, компьютеров, газет и, сравнивая то, что мы говорим в школе, получая и другую информацию где угодно, в них будет зарождаться негативное отношение ко всему, что нам дорого. А нам с вами дорога память о тех десятках тысяч наших земляков, которые не за награды, а по долгу сердца и любви к Родине шли в бой. Советская власть и Родина-мать - разные понятия, и защиту Родины в час смертельной для нее опасности ставить в зависимость от обид мнимых и действительных, от симпатий и антипатий - недостойно звания сына своей Родины.

В своей книге «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич приводит воспоминания фронтовички: «Ладно, мы уходим. А кто там следом? Что после нас останется? Я - учительница истории. Старая учительница. На моей памяти историю уже переписывали три раза. Я учила по трем разным учебникам.... Боюсь, что и нашу жизнь перепишут. За нас, вместо нас.... Не говорите вместо нас и не судите....»

Мы судить не будем, но судить будет история.

«Беспристрастие истории - не безразличие зеркала, которое только отражает предметы; это - беспристрастие судьи, который смотрит, слушает и произносит свой приговор». (Ламартин).

В сложное время мы живем, с одной стороны - свобода слова, свобода печати, с другой - всеобщее нарушение прав человека, наличие демократии для одних слоев населения и полное отсутствие прав как таковых для других. И это заметьте во всем мире. Наши дети получают информацию в большем количестве, чем мы в своё время. Просмотрев ту или иную передачу по ТВ, они идут к нам за разъяснениями. Наша с вами прямая обязанность научить наших детей разбираться в этом сложном мире и наставить их на правильный путь. У нас в гимназии проводится большая патриотическая работа, которая не прерывается от одного праздника Дня Победы до другого, идет каждый день непрерывный воспитательный процесс, который дает учащимся знание истории ингушского народа, его этнокультуры, его героического прошлого и настоящего. Самая высокая духовная ценность ингушского народа - земля предков, Отцовский дом, Родина. Другие ценности земли, родных гор - это как место надежной защиты во все времена от всех невзгод. Родина для ингушей как мать. Что может быть дороже матери для человека. Понятия «Родина» и «Мать» тождественны у ингушей. Родину, как и мать, не выбирают, защищают. Эти знания обогащают наших детей, воспитывают чувство гордости, благодарности, любви к ушедшим поколениям. Многие учащиеся занимаются поисковой и исследовательской работой, для этого в гимназии ежегодно проводятся республиканские научно-практические конференции. После каждой конференции выпускается сборник лучших ученических работ. В 2000 году была проведена конференция, посвященная 55ой годовщине Дня Победы, которая называлась «Ингушский народ в годы войны 1941 -1945г.г.» Этот сборник стал бестселлером, и многие исследователи ссылаются на работы, опубликованные в нем. Большую помощь в поисковой работе гимназистам оказывают сотрудники Ингушского краеведческого музея. Работники музея с большой охотой и дружелюбием встречают гимназистов и помогают всем материалом, которым они располагают. Гимназисты участвуют не только в республиканских конференциях, они посылают свои исследования на всероссийские конкурсы. Только в этом году по теме «Великая Отечественная война» было направлено шесть работ об участниках Великой Отечественной войны - наших земляках.

В начале года учащиеся 8 -11-х классов получили задание написать творческую работу о своей семье: о своей фамилии, роде, об участниках войны и т.д. Был собран материал и написаны работы о ветеранах ранее неизвестных.

Это Галаев Юсуп Магомедович, который был призван в армию в 1939г. и участвовал в финской войне. Служил помощником командира взвода, а затем командиром взвода 9ой Кавказской дивизии 136-го кавалерийского полка. Летом 1940 г. принимал участие в операции присоединения Молдавии и Северной Буковины. Войну встретил лицом к лицу с врагом, храбро воевал, получив ранение в 1942г., долго лечился в госпитале. Летом 1942 года он снова в строю, принимает участие в Курской битве 1943г. Здесь, в этом самом жестоком сражении, он получает серьёзные ранения и становится инвалидом. После длительного лечения (до самого 1945г.) ищет свою семью.

Ужахов Гамид Ибрагимович пошел в военкомат г. Грозного 23 июня 1941г. «был направлен в Грозненское Военно-пехотное училище, которое готовило командиров Красной Армии. В апреле 1942 года ему присвоили звание лейтенанта и отправили служить во 2ой особый Чечено- Ингушский кавалерийский дивизион, где его назначают командиром конного разъезда по охране штаба Северо - Кавказского фронта, который потом передислоцировался в г. Ростов-на-Дону. Здесь он задерживает шпионов, за что получает благодарность от командования. Служа в 63-ей кавалерийской дивизии 4го Кубанского кавкорпуса, которая отдельно действовала в Ногайских степях, он получает свое первое ранение. После лечения в 1943 г. он был направлен в Москву, где принимает участие в традиционном параде 7 ноября. Оттуда был направлен на фронт, первым на своем участке форсировал Днепр, за что был представлен к званию Героя Советского Союза. Но представление вернулось с резолюцией: «Следующий подвиг приурочить к этому представлению». За героизм, проявленный в боях на Украине, был награжден Орденом Красной Звезды. За всю войну лейтенант Ужахов был четырежды ранен, прошел боями всю Украину, Польшу, Чехословакию и, наконец, вступил на землю Германии. За преодоление р. Одера он был вновь представлен к званию Героя Советского Союза. В 40 км от Берлина получает своё последнее ранение, его отвозят в тыловой госпиталь г. Киева. Оттуда он настойчиво добивается встречи с представителями власти в Москве. Однако как «враг отечества» оказывается в Средней Азии. В Грозном в музее хранились награды, документы героя, но война все уничтожила. Опять война....

Дарбазанов Туган Батиевич попал на фронт в 1942 г. семнадцатилетним юношей. С фронта он привез 18 благодарностей от Верховного Главнокомандующего, не считая правительственных наград - «За Отвагу», «За победу над Германией» и др.

Как бывший музейный работник, я посоветовала ребятам материалы об этих ветеранах отдать и в наш республиканский музей. О защитниках Бреста сейчас появилось много информации, но было время, когда она была под строгим контролем. Чеченский писатель Халид Ошаев долго, очень долго собирал материал о защитниках Бреста, ему строили всячески препоны, отказывали в информации, но он по крупицам собирал малейшие сведения и накопил материал на книгу, но её запретили издавать. Только в 90-е годы его сын сумел издать книгу «Брест-орешек огненный», где он перечислил имена 242 защитников Бреста, призванных из ЧИАССР. Ребята читали имена, фамилии, где служил защитник Бреста, откуда и когда был призван, а когда после всех сведений читали: «пропал без вести» или «судьба неизвестна», «погиб при взрыве снаряда» они удручённо молчали и впервые близко приняли к сердцу ту далекую битву за Брест. Ко Дню Победы, два года назад, на основе книги X. Ошаева мы провели внеклассное мероприятие: «Этот день мы приближали, как могли», поимённо назвав каждого нашего земляка, призванного из Малгобекского и Назрановского районов, защищавшего крепость Брест.

Вначале своего сообщения я приводила слова ветерана войны о том, что «не надо вспоминать…. Мы уже история, и это никому не нужно».

Нужно! Нам нужно! Нашим детям нужно. Только правда нужна. А она в том, что мой народ внёс достойный вклад в дело разгрома фашистской Германии и не его вина, что его оболгали, поставили клеймо «предателя», не отмечали по заслугам. Где те, кто раздавал награды? Что они выгадали за ложь? А мой народ трудится, строится, учится, созидает. И я желаю ему мира и благосклонности Всевышнего!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: