Как вы оцениваете результат уже реализованных правительством антикризисных мер? Можно ли говорить об эффективности их по итогам 2008 года?

Принятые правительством антикризисные решения ничего принципиально не изменили. Развитие кризиса не удалось сдержать даже ненадолго. Накачка сверху деньгами ведущих компаний никак не улучшила их положения: проблемы продолжают накапливаться, потребность в платежных средствах возрастает. Резервы России сокращаются, а кризис беспрепятственно развивается. Падение отечественных биржевых показателей на 76% – мировой рекорд говорящий сам за себя. Он демонстрирует через отказ в доверии российским бумагам, насколько дурно оценивается состояние и перспективы национальной экономики.

Накануне нового года Минэкономразвития обнародовал свой прогноз на 2009 год. Предполагаемый рост ВВП должен составить 2,4%. Заложенная цена нефти – 50 долларов за баррель. Ожидается, что промышленное производство в стране снизится на 3%. Планируется рост реальных доходов населения в размере 2,5%. Инфляция должна по планам чиновников оказаться в районе 10-12%. Как вы оцениваете подобное экономическое видение года?

Прогноз Министерства финансов на 2009 год не реален. Ситуация в экономике уже много хуже того, что предполагается чиновниками в будущем. Реальные доходы населения падают в темпе, намного опережающем официальную инфляцию. Программирование их роста, наряду со снижением производства всего на 3% – мистика. Самое малое вероятное падение заработков в 2009 году, при сохранении нынешней антикризисной политики, должно составлять 30-40%. Спад производства еще только начался и увольнения в самом начале. Успокаивать тут никого не нужно, а нужно принимать меры изменяющие ситуацию. Готовы ли на это власти? У них свой антикризисный план. Он интересы населения затрагивает в основном в виде подобных прогнозов и деклараций.

Цены на нефть в будущем году продолжат снижаться. Нет ни одного фактора, который мог бы повлиять на изменение тенденции. Сокращение добычи, происходящее в странах-экспортерах, отстает от падения спроса. Стоимость барреля российской нефти еще до лета способна опуститься ниже $20, несмотря на все попытки сдержать процесс за счет политической нестабильности в мире. При этом объемы продаж также уменьшатся. Угрозы снижения поставок потребителей больше не пугают. Нефти в условиях кризиса оказывается больше чем надо. То же относится и к иным видам сырья.

При уже известных масштабах промышленного спада, обещать в 2009 году рост ВВП немыслимо для серьезного экономиста. Сейчас объем промышленного производства в стране снизился уже на 13-15% по сравнению с 2007 годом. Это означает, что все иные сферы, учитываемые при расчете ВВП, сжались практически в 2 раза больше. Существенно сократился спрос на услуги. Если рассчитывать ВВП без подкручивания и учета натуральной сферы под видом услуг (включая домашние хозяйства), то уже этот факт даст нам неприятный результат.

Потери валового продукта по итогам года составят: по классической схеме (учитывающей только товары нашедшие конечного покупателя – ВНП) 10-15%, по современной схеме подсчета расходов (учитывающей сферу услуг, торговлю, государственные расходы и инвестиции) отрицательный ВВП может быть равен 20%, а может оказаться и большим. В 2009 году никакого роста ВВП ожидать не приходится. Сокращение продолжится. От мер властей будет зависеть, превысит ли оно масштаб 2008 года или нет. Снижение промышленного производства (исходя из проводимой политики борьбы с кризисом) можно ожидать порядка 20%. Прогнозировать инфляцию ниже результатов 2008 года неверно, она окажется значительно выше.

Всякий серьезный прогноз делается исходя из имеющейся экономической политики с учетом ее возможной смены. Настоящая картина в экономике такова, что хозяйственная политика властей кризису не препятствует. Даже шаги в верном направлении носят запоздалый, половинчатый и бессистемный характер. Это не случайность, не следствие недопонимания (хотя оно имеет место в огромной степени), а выражение классовой экономической политики. Спасают бизнес, не понимая, что без спасения потребителей помочь предприятиям не в силах никакие субсидии. Помогать населению считается неверным в принципе.

Частично реализовать прогноз МЭР возможно лишь благодаря смене хозяйственной стратегии государства. Доходы населения должны стимулироваться одновременно с поддержкой национального производства. Государство должно взять на себя жесткую регулирующую роль. Оно должно не только ограничивать банковские проценты, но и определять, кто, сколько и в какие сроки должен производить, где, когда и как продавать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: