Эффективное и неэффективное поощрение (по П. Массену, Дж. Конджеру и др.)
Эффективное поощрение
| Неэффективное поощрение
|
1. Осуществляется постоянно
| 1. Осуществляется от случая к случаю
|
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения
| 2. Делается в общих чертах
|
3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося
| 3. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося
|
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов
| 4. Учитель отмечает участие в работе вообще
|
5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов
| 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость
|
6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов
| 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование
|
7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося
| 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других
|
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям
| 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся
|
9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь
| 9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств
|
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения
| 10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т. д.
|
11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося
| 11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя
|
12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено
| 12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы
|