double arrow

Работа на карте


Рис. 13. Измерение путевого угла ПУ навигационным транспортиром

Определение широты и долготыпункта на карте.

Для определения широты и долготыпункта на карте необходимо измерить циркулем или линейкой отрезок от этого пункта до ближайшей параллели и ближайшего меридиана. Полученные отрезки отложить от той же параллели и того же меридиана на рамке карты и по полученным точкам отсчитать широту и долготу. Можно также приложить к данному пункту линейку параллельно ближайшей параллели и ближайшему меридиану, заметить деления градусной рамки, у которых отсчитать широту и долготу данного пункта.

При наличии на карте 10-минутной разбивки меридианов и параллелей для определения широты и долготы можно пользоваться меридианами, а не рамками карты. Измерение путевых углов производится из такого расчета, чтобы заданное направление полета можно было выдерживать с помощью любого курсового прибора, имеющегося на самолете.

Условные путевые углы измеряются на карте относительно условных меридианов и наносятся правее линии пути в начале каждого этапа маршрута у контрольных ориентиров (точек коррекции курсового прибора). При использовании в полете магнитных компасов измерение производится от меридиана, проходящего посередине этапа маршрута. Для этого прикладывают центр транспортира к точке пересечения среднего меридиана с линией заданного пути так, чтобы вершина транспортира была направлена в сторону полета, а линия 0-180° лежала бы точно на меридиане. Истинный путевой угол отсчитывают от северного направления истинного меридиана у пересечения линии пути с оцифровкой транспортира (Рис. 13). Если угол транспортира направлен к востоку, отсчет ведется по внешней шкале 0°-180°, а если к западу, то по внутренней шкале 180°-360°




Расстояние на карте измеряется при помощи масштабной линейки, при этом на ней используется шкала, соответствующая масштабу данной карты. Масштабная линейка имеет пять шкал соответственно масштабам карт: 1:20000; 1:500000; 1:1000000; 1:2500000 и 1:4000000.

Длина измеряемой прямой линии получается при непосредственном приложении к этой линии масштабной линейки.

Точность измерения направления и расстояния на полетной карте зависит от геометрической точности карты и ошибок, обусловленных применяемой методикой измерений и определений. Средняя квадратическая ошибка определения направления достигает 0,6°, а средняя квадратическая ошибка измерения расстояния составляет 1,1-1,2 мм. Однако с учетом искажения длин и углов, присущих ряду картографических проекций, фактические ошибки могут быть несколько больше указанных величин.







Сейчас читают про: