Новая парадигма мировой экономики

Возникает вопрос, почему одни страны побеждают, а другие остаются в проигрыше. Существует много объяснений, но не одно не удовлетворяет экономистов, потому что практика мирового хозяйства показывает противоречивые факты. Так, теоремы Д.Рикардо, А.Смита, Хекшера-Олина в одном случае подтверждаются, в другом – нет. На смену их пришло новое объяснение конкурентоспособности страны как явления макроэкономического, определяемого такими переменными как курс валюты, процентные ставки, бюджетный дефицит. В этих условиях многие страны поднимали уровень жизни, несмотря на бюджетный дефицит (Италия, Корея), падение курса национальной валюты (Германия, Швейцария) и высокие процентные ставки (Италия, Корея).

Другие авторы высказывают мнение, что фактором, определяющим расположение в мировом хозяйстве, являются природные ресурсы. Однако большего успеха добились наиболее бедные в природном обеспечении страны — Германия, Япония, Швейцария, Италия, Корея, которым все время приходилось импортировать.

Ряд авторов придерживается точки зрения, что на первый план необходимо выдвигаться не конкурентоспособность страны, а уровень жизни. Последний зависит от продуктивности капитала и труда. Вместе с тем Корея оставшись без капитала позволила себе наладить экспорт, а США, имея квалифицированную рабочую силу, уступает по ряду отраслей. Произошла нивелировка между факторами производства. Так, развиваются технологии, что дает фирмам возможность обходить узкие места, глобальная конкуренция позволяет фирмам искать конкурентные преимущества по всему миру. Если у фирм есть ускользающие преимущества, то удел фирмы падает из-за этих факторов, поскольку другие фирмы предоставляют эти возможности. Поэтому необходимы новые объяснения. К таким в последнее время относят эффект масштаба фирмы, что приводит к более низким издержкам. Если у Д. Рикардо производительность рассматривалась как фактор, дающий преимущества странам, то в настоящее время используют технологические преимущества. Выдвигается и такой тезис, что транснациональные корпорации являются не только экспортерами, но и производителями продукции, что оказывает влияние на другие страны. Казалось бы, что на первом месте, исходя из этих факторов, должна стоять конкурентность фирмы. Однако последняя не может достичь преимуществ без национальной базы. Последняя — это страна, в которой создаются и поддерживаются важнейшие конкурентные преимущества фирмы. На национальной базе сосредоточены самые производительные рабочие силы, технология, что оказывает воздействие на другие отрасли. Это во-первых. Во-вторых, новая парадигма объяснения мирового хозяйства должна включать не только сегментацию рынков, дифференциацию товаров, технологические различия и эффект масштаба, что представляет собой конкурентность фирмы. Именно конкурентность фирмы должна стать неотъемлемой частью теории конкурентного преимущества страны. Исходя из новой парадигмы мирового хозяйства, необходимо рассматривать и интеграцию Республики Беларусь в мировое хозяйство, включая все выше перечисленные факторы, которые имеются налицо, а также смешанный тип экономики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: