Принципы ценообразования и виды цен

Проблема выбора принципов и методов ценообразования в основном относится к группе готовых изделий, поскольку продавцы сырья чаще всего вынуждены подчиняться складывающимся на мировых рынках сырья уров­ням и соотношениям цен, в частности, рассмотренным выше биржевым котировкам или политике ведущих компаний-лидеров.

В целом принципы ценообразования на мировом рынке те же, что и на национальных рынках. Цены формируются по примерно одинаковым схемам, отражающим те или иные позиции и стратегии ценообразования, принятые в национальных или транснациональных корпорациях. Эти теоре­тические схемы подробно описаны в бесчисленном количестве учебников по маркетингу. Тема ценообразования в компаниях в условиях маркетинга, который получил сегодня всеобщее применение, достаточно объемная и потому специально и подробно останавливаться на ней в рамках данной главы не имеет практического смысла.

Исключение составляют цены внутрифирменного оборота транс­национальных корпораций — трансфертные цены. Их суть в корне отли­чается от обычных рыночных цен товаров, продаваемых как на националь­ных рынках, так и на мировом рынке. Это, во-первых, зависит от характера отношений между отдельными подразделениями той или иной трансна­циональной корпорации (степень их автономности и независимости мо­жет быть столь высока, что внутрифирменные поставки могут совершен­но не отличаться от обычной внешнеторговой сделки, а может быть и такой, при которой цена будет выполнять исключительно внутрифирменную рас­четную функцию, ничего общего не имеющую с реальным рынком данно­го товара). И, во-вторых, трансфертные цены (их уровни, соотношения и динамика) зависят от проводимой политики транснациональной корпо­рации, которая, исходя из сугубо своих собственных интересов и страте­гий, может вовсе не ориентироваться на рынок, определяя особый режим ценообразования для каждой категории товаров, производимых на ее пред­приятиях. Нередко эти цены устанавливаются транснациональными кор­порациями исходя из задачи уменьшения налогообложения своих това­ров, пересекающих национальные границы стран, они могут существенно завышать или занижать цены по сравнению с ценами аналогичных товаров.

Вопрос установления той или иной цены на товар во внешнеторго­вом контракте является чрезвычайно важным, ибо он в конечном счете является главным фактором определения экономической эффективности внешнеторговой сделки. В контракте цена обычно устанавливается: за количественную единицу товара (за единицу массы, площади, объема, за штуку, комплект); за счетную единицу (за десяток, сотню, дюжину и т.д.); за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для продукции на основе химических соединений), а также исходя из колебаний натурального веса, содержания посторонних примесей и влажности и пр. При поставках по одному контракту товаров разного качества и ассортимента цена устанавливается отдельно за единицу товара каждого вида, сорта, марки. При поставках комплектного оборудова­ния в спецификациях указывается цена на каждое комплектующее изделие.

В международных операциях используются разные виды цен. Назо­вем основные.

Базисные цены — это, как правило, цены, публикуемые в различных официальных справочниках (справочные цены) и прейскурантах (прейс­курантные цены). Эти цены обычно отражают общее направление дина­мики цен за предшествующий период, их можно использовать при заклю­чении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров, а при установлении более стабильных торговых связей базисные цены подле­жат дальнейшему изменению с целью применения скидок или надбавок.

Закупочные цены — вид оптовых цен, по которым в ряде стран осу­ществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий.

Биржевые цены (или котировки) — цены на товары, устанавливаемые на биржах (о чем уже писалось выше).

Цены каталогов (проспектов) — разновидность цен, применяемых во внутренней и внешней торговле, в особенности готовыми изделиями, машинами и оборудованием. Эти цены по своей сути относятся к справоч­ным ценам, близким к ценам производителя, публикуются, однако, не­регулярно, как правило, продавцом (экспортером).

Цены производителей — определяются предприятием — изготовите­лем продукции на стадии начала производства и, как правило, ориентиру­ются на затраты по производству и реализации товара. Эти цены, как пра­вило, не совпадают с рыночными ценами и отражаются в ценах каталога, проспекта, прейскуранта.

Цены фактических сделок (контрактов) — цены купли-продажи про­дукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации про­дукции и являются наиболее важной и достоверной информацией для участ­ников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены обычно малодоступны, поскольку являются коммер­ческой тайной. Но даже если сведения о заключенных контрактах и пуб­ликуются в различных экономических и отраслевых изданиях, то, как пра­вило, без указания многих существенных условий контракта (качественных показателей, условий платежа и др.), что несомненно снижает ценность такой информации. По многим товарам потребительского назначения, цены на которые хотя и меняются в зависимости от сорта, качества и других показателей, но все же относительно определенны и сопоставимы, полу­чение информации не представляет особых трудностей — здесь могут быть использованы цены фактической реализации товаров на рынке.

В международной торговой практике применяется несколько спосо­бов фиксации цен в контракте. Различают следующие виды цен: твердые, подвижные, скользящие, с последующей фиксацией. Названия этих цен отражают способы их фиксирования в зависимости от условий поставки товаров.

Большое значение имеют валютные условия контрактов. Неправиль­ный выбор валют, в которых устанавливаются цены (а это предмет отдельной договоренности сторон в процессе переговоров) и ведутся рас­четы между партнерами, может в конечном итоге превратить выгодный контракт в убыточный. Общий принцип определения валюты, в которой выражается цена, таков: хотя интересы экспортера и импортера при фор­мировании валютных условий контрактов противоположны, но валютная компонента цены должна не использоваться для наживы одной стороны за счет другой, а выполнять задачу защиты экономических интересов сто­рон на основе взаимности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: