Цель настоящего документа - обеспечить экипаж всесторонним руководством по накоплению и сдаче/сбросу судового мусора в соответствии с положениями ПРИЛОЖЕНИЯ 5 (Загрязнение мусором) Конвенции МАРПОЛ.
Правило 9 Приложения 5 требует назначить офицера, ответственного за выполнение положений этого Приложения и указаний Руководства по Утилизации Мусора.
На борту судов Компании этот офицер называется Офицером По Контролю за Охраной Окружающей Среды (ЕСО) и таковым является Старший Помощник Капитана.
Офицер по Контролю за Охраной Окружающей Среды отвечает за выполнение требований Приложения 5 МАРПОЛа и процедур, предусмотренных настоящим Руководством. Он должен планировать, координировать, инструктировать и руководить операциями с мусором, особенно накоплением и размещением мусора, а также вести журнал операций с мусором в соответствии с инструкциями.
ЕСО возглавляет проведение операций с мусором и руководит следующими представителями судовых служб, ответственных за накопление, распределение и хранение мусора, произведенного их службами:
ПАЛУБА: Боцман;
МАШИНА: 2-й Механик;
БЫТА: Повар.
Основной задачей в процессе сбора мусора является правильное обращение с каждым видом мусора. Поэтому должны иметься в наличии отдельные емкости (канистры, мусорные ведра, мешки) для сортировки мусора по следующим группам:
• Пластики (отдельно) и пластики, смешанные с непластиковым мусором, которые должны храниться на борту для сдачи в приемные устройства портов, за исключением случаев сжигания мусора до его превращения в пепел. Если пластики невозможно отделить от другого мусора, то этот смешанный мусор должен считаться пластиком.
• Пищевые отходы (включая материалы, загрязненные пищевыми отходами за исключением пластиков).
• Другой мусор, который может быть сброшен в море, включая бумагу, ветошь (не промасленную), стекло, металлические емкости, фаянс, сепарационные, обивочные и упаковочные материалы и т.д.
Хранение мусора должно производиться с разделением по четырем категориям и должны быть в наличии отдельные емкости соответствующей вместимости и конструкции, обеспечивающей плотное и надежное закрытие этих емкостей:
а) Весь мусор, который нельзя сбрасывать в море (пластики, канаты, промасленная ветошь и одежда; мусор, содержащий пластики и т.д.) должны накапливаться в емкостях КРАСНОГО цвета
Весь мусор, связанный с перевозкой грузов (сепарация, обивка и т.д.) должен накапливаться в емкости ЖЕЛТОГО цвета (В случае непринятия груза фруктов, мяса и т.д. который должен остаться на борту после выгрузки, такой груз не должен считаться мусором связанным с перевозкой груза т.е. должен храниться как пищевые отходы.)
с) Бумага, ветошь, металлы, бутылки, фаянс и т.д. должны накапливаться в емкости ЧЕРНОГО цвета. Пищевые отходы должны накапливаться в емкости СИНЕГО цвета.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ: Специальные районы это районы моря, в которых, учитывая океанографические и экологические условия, плотность судоходства, требуется установление специальных мер по предотвращению загрязнения моря.
Согласно Приложения V, пр.5(1) конвенции МАРПОЛ, установлены следующие специальные районы:
СРЕДИЗЕМНОЕ И ЧЕРНОЕ МОРЯ
БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ (включая Ботнический и Финский заливы)
КРАСНОЕ МОРЕ
РАЙОН ЗАЛИВОВ (Персидский Залив)
СЕВЕРНОЕ МОРЕ (ЮЖНЕЕ ПАРАЛЛЕЛИ 62*Сев.широты, включая проливы Категат и Скагеррак
АНТАРКТИЧЕСКИЕ МОРЯ (к югу от параллели 60*Южн.широты)
КАРИБСКИЙ БАССЕЙН (включая Мексиканский залив и Карибское море)