Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь – система взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Основные объекты безопасности – личность, общество, государство.
Основной субъект обеспечения безопасности – государство, действующее через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Угрозы национальной безопасности – действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Структурные составляющие национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.
Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая, инфраструктурная, инновационная, внешнеэкономическая.
|
|
Угрозы экономической безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.
Приоритетность экономической составляющей в системе национальной безопасности обусловлена тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, а также устойчивого развития страны.
Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение экономической безопасности как главного условия эффективной и стабильной жизнедеятельности общества.
Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом внешнеэкономических связей.
Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, золотовалютным запасом, размером внешнего и внутреннего долга, нормализацией финансовых потоков и т. п.
Продовольственная безопасность предполагает, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Для обеспечения продовольственной безопасности национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия.
|
|
Энергетическая безопасность предполагает достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения комфортных условий проживания населения. Для повышения энергетической безопасности страны планируется выполнить следующее:
· диверсифицировать импортные поставки топливно-энергетических ресурсов по видам топлива и его поставщикам;
· повысить долю собственных энергоресурсов в топливно-энерге-
тическом балансе до 25–30%;
· модернизировать тепловые электростанции;
· повсеместно внедрить энергосберегающие оборудование и технологии.
Инфраструктурная безопасность предполагает развитие производственной (транспорт, связь, электро-, газо- водоснабжение и др.) и социальной инфраструктуры (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.). Для Беларуси, учитывая ее географическое положение и открытый характер экономики, приоритетное значение имеют транспорт и связь.
Инновационная безопасность предполагает вложение существенных средств в развитие науки и внедрение новых технологий.
Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности экономики, защиту интересов белорусских производителей.
Система экономической безопасности характеризуется совокупностью индикаторов и показателей, которые определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования экономики.
Показатели и индикаторы экономической безопасности – это наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономики страны.
Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации экономики, обострению социальной и политической ситуации.
Тест
Закончите фразу, выбрав один или несколько правильных ответов.
1. Основными угрозами производственной безопасности являются:
а) износ и старение оборудования;
б) высокая энерго- и материалоемкость производства;
в) снижение численности населения страны.
2. Производственная безопасность страны обеспечивается при рентабельности экономики на уровне:
а) более 4%;
б) более 8%;
в) более 12%.
3. Государство сохраняет финансовую безопасность, если уровень инфляции не превышает:
а) 40%;
б) 30%;
в) 20%.
4. Основным продуктом сельскохозяйственного производства в обеспечении продовольственной безопасности является:
а) картофель;
б) зерно;
в) мясо;
г) молоко.
5. Энергетическая безопасность страны обеспечивается:
а) использованием местных видов топлива;
б) строительством АЭС;
в) внедрением энергосберегающих технологий;
г) повышением энергоемкости производства;
д) заменой древесного топлива углем.
6. Внешнеэкономическая безопасность обеспечивается:
а) увеличением внешнеторгового оборота;
б) увеличением внешнеторгового оборота за счет экспорта;
в) положительным сальдо внешнеторговых операций;
г) государственным долгом на уровне 15, 25 или 35% от общих валютных поступлений.
7. Национальная безопасность – это:
а) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;
б) укрепление обороноспособности государства, обеспечение военной безопасности;
|
|
в) обеспечение безопасности государства от внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности;
г) выявление экономических проблем и решение проблем деградации окружающей среды.
8. Обеспечение национальной безопасности не включает:
а) определение жизненно важных интересов личности, общества и государства;
б) выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности;
в) формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам;
г) процессы глобализации в современном мире.
9. Принцип «всеобщей безопасности» предполагает:
а) соблюдение норм международного права и национального законодательства;
б) взаимный учет и соблюдение интересов всех субъектов отношений в сфере безопасности как внутри страны, так и на международном уровне;
в) соблюдение баланса жизненно важных интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения национальной безопасности;
г) постоянное информирование граждан республики по вопросам состояния национальной безопасности.
10. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет:
а) Президент Республики Беларусь;
б) Совет Безопасности Республики Беларусь;
в) Совет Министров Республики Беларусь;
г) Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
11. Экономическая безопасность является структурной составляющей:
а) политической безопасности;
б) военной безопасности;
в) национальной безопасности;
г) информационной безопасности.
12. К внутренним факторам, создающим угрозы национальной безопасности Республики Беларусь в сфере экономики, относятся:
а) ослабление научно-технического и технологического потенциала страны;
б) потеря отдельных традиционных рынков сбыта продукции;
в) изношенность производственных мощностей;
г) высокая степень зависимости Республики Беларусь от импортных энергоносителей.
13. Переход к устойчивому развитию в соответствии с требованиями национальной безопасности предполагает:
|
|
а) социально ориентированное развитие;
б) учет экологических требований;
в) укрепление экономического потенциала;
г) высокий уровень монополизации экономики.