1. Напишите модели, по которым построены следующие словосочетания: зеленый сад, просить остаться, жить припеваючи, очень неприятно, нужно ехать, кивнуть головой, говорить о театре.
2. Установите структурный тип словосочетаний: довольно неловко, поздний ужин, провожать друзей, красочность пейзажа, пора идти, помощь сестре, смотреть вперед.
3. Преобразуйте глагольные словосочетания в субстантивные: шить костюм, разоблачить ложь, предупредить об опасности, стремиться к цели, помогать сестре, выбрать профессию, распределить обязанности.
4. Определите вид синтаксической связи между словами в словосочетаниях: давно убедилась, подобные люди, обладать силой, вызвать интерес, жить хорошо, стоять неподвижно, темный сарай.
5.Укажите смысловые отношения между компонентами словосочетаний: тетрадь в клетку, стрелять в мишень, купить сумку, изъедена молью, пройти пешком, стеклянная ваза, предупреждение инспектора.
6. Какими средствами связаны между собой выделенные слова в нижеприведенных предложениях? 1. Она принялась за работу. 2. Бытие определяет сознание. 3. Солнце осветило поля. 4. Я расспросил обо всем брата товарища. 5. Весло задело платье.
|
|
7. Найдите ошибки в связях слов: мы такими родились на свете; заинтересованность к песенному жанру, ребенок - это кандидат в человека; чтобы две жизни нам вместить в одной.
8. Разграничьте словосочетания с объектными отношениями и фразеологически связанные сочетания слов: приготовить обед, принять меры, сделать столик, сделать попытку, чинить карандаш, чинить препятствия, иметь терпение.
9. Произведите разбор словосочетаний: 1) установите структурный тип словосочетания; 2) установите способ синтаксической связи; 3) установите смысловые отношения между компонентами: купить книгу, очень жаль, прибытие делегации, пойти в лес, результаты работы, храбрый воин, приезд друга.
10. Выявите схемы, по которым построены данные простые предложения: 1. При свете фонаря были видны ухабы; 2. Отворилась форточка на втором этаже флигеля; 3. Плохие мысли иногда приходят в голову;
4. Изба лесника состояла из одной комнаты. 5. На поляне стоял большой бревенчатый дом.
11. По схеме каждого из пяти предложений упражнения 10 постройте предложение, например: При анализе статьи стали очевидны недостатки (ср. с предложением 1 упр. 10).
12.Что позволяет найти подлежащее в предложениях, представленных схемами: 1) -а -et -u; 2) v -u -ut -i; 3) -aja -a -la s –oj?
13.Что позволяет найти сказуемое в предложениях, представленных схемами: 1) - -l -a; 2) - i -uju -u; 3) - u -la -a?
14. Из каких членов состоят предложения, представленные схемами: 1) - -et -u; 2) - i -ut v -u; 3) - a -la -uju -u na –u?
|
|
15. Составьте предложения по следующим грамматико-семантическим схемам: 1) производитель действия (агенс) + действие + предмет, на который направлено действие (объект); 2) предмет + признак предмета; 3) субъект + состояние субъекта; 4) предмет + его местонахождение; 5) субъект + его деятельность + время деятельности.
16.Установите омонимичность предложений (расставьте знаки препинания): 1. Соседи мои учителя; 2. Мой брат Толя и я поехали на рыбалку; 3. Магазин принимает от населения старые журналы и книги.
17.Укажите возможные различия в трактовке синтаксических отношений внутри предложений и средства выражения этих различий: 1. Часто наблюдаемые факты не объясняются. 2. Успокоенная сестра ушла.
3. Мой товарищ встречал брата с сестрой. 4. Я развлекал его стихами моего брата.
18. Нарисуйте дерево НС для двух вариантов предложения 3) упражнения 17.
19. Нарисуйте дерево НС следующих предложений: 1. Петр быстро приближался к месту своего назначения; 2. Важные лингвистические открытия нередко незаслуженно отвергались.
20. Изобразите схематически предложения 1) и 2) упр. 19, использовав прием скобочной записи.
21. Перестройте сложные предложения в простые, применяя приемы трансформации: 1. Не пугайтесь, если я приеду рано; 2. Я проснулся, как только взошло солнце; 3. Мы считаем, что вы человек дела; 4. Мы уедем еще до того, как стемнеет; 5. Мне не нравится, как вы себя ведете.
22. Примените прием трансформации (Т-пассивизации, Т-номинализации, Т-атрибутивизации) к следующим предложениям: 1) Писатель написал книгу; 2. Родители воспитывают детей; 3. Начальник цеха перестроил работу.
23. Постройте различные предложения и обороты на основе пропозиции: УЧИТЬСЯ (мальчик, школа).
24. Запишите предложения, в основе которых лежат пропозиции: ХОТЕТЬ (УЧИТЬСЯ (мальчик, школа)); НАЧАТЬ (СТРОИТЬ (рабочие, стадион)); НЕ ХОТЕТЬ (БЫТЬ ПОБЕЖДЕННЫМ (воин)).
25. Установите пропозициональное содержание следующих предложений: 1) Отдохнув немного, моряки поехали дальше; 2) Из-за наступившей темноты Сережа заблудился; 3. Заведующий кафедрой, назначенный ректором, провел заседание.
26. Установите семантические роли аргументов в предложениях: Мальчик разбил палкой окно; Девочка плачет; Я вижу море; Собака бежит.
26. Как изменяется смысл предложения Дети бегали в саду в зависимости от того, какое слово выделено ударением?
27. Укажите возможное актуальное членение предложения Многие слова современного немецкого языка были заимствованы из французского и английского языков.
Список литературы
Касевич В.Б.Элементы общей лингвистики. М., 1977.
Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.
Сусов И.П. Основы общего синтаксиса. Электронный учебник.
Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М, 2001.