Когда, благодаря практике йоги,
ум прекращает свое неугомонное движение
и становится спокойным, постигаешь Атман (Самость),
и полностью удовлетворяешься ею.
Тогда познаешь то бесконечное счастье,
которое можно понять чистым сердцем,
но невозможно ухватить чувствами.
Бхагавадгита
По мере углубления духовной практики, сосредоточение и спокойствие возрастают. Они приносят столь невыразимый и абсолютный покой, что Будда называл его высочайшей формой счастья. Христиане описывают его как "Божественный покой, превосходящий всякое понимание". Этот покой – врата к божественному; когда ум сосредоточен и невозмутим, он легко открывается своему Источнику.
Это было одно из самых ранних и наиболее важных духовных открытий человечества – безмятежный, сосредоточенный ум готов к пробуждению. Древнейший индийский религиозный текст – "Ригведа" – был составлен более трех тысячелетий назад, и наиболее почитаемый из входящих в него многих тысяч стихов гласит просто:
|
|
Да успокоим мы наши умы
Во славе Божественной Истины
Успокоение ума составляет суть йоги. Дисциплина йоги, занимающая центральное место в индийской религиозной традиции, сочетает этику и медитацию с управлением телом, дыханием и умом. В первых строках классического текста йоги провозглашается: "Йога – это успокоение ума в безмолвии". Точно так же, Бхагавадгита говорит:
Достигшие безмятежности
посредством практики духовных дисциплин,
созерцают его (Бога) в собственном сознании.
Это же открытие совершили и западные религии. Иудейская Тора убеждает: "Будьте спокойны и знайте, что Я есмь Бог", в то время как христианские созерцатели заявляют, что "путь, ведущий на небеса – это путь совершенного спокойствия".