Экстатическое видение и темная ночь души

По мере того, как духовная практика становится зрелой, как моменты ясного осознания начинают повторяться все чаще, око души открывается и начинает распознавать божественное во всем. Одно из самых знаменитых описаний этого принадлежит Уильяму Водсворту, который говорит и об экстазе обладания этим даром, и о боли его утраты:

Бывало, луг, и роща и ручей,

И вся земля, куда не посмотри

Казалось, были

Облачены в небесный свет,

Великолепие и свежесть сна.

Не занимаясь систематической созерцательной практикой, Водсворт не был способен постоянно поддерживать это экстатическое видение, и в конце поэмы он сетует: "Тот свет, что видел я когда-то, уже не возвращается ко мне"

Утрата этих переживаний может быть угнетающей. После того, как человек на мгновение увидел картину мира, наполнившую его жизнь необычайным смыслом и восторгом, после того, как он вкусил неописуемого блаженства своей собственной природы, жизнь, лишенная этих даров может показаться пустой и пресной. Это темная ночь души, о которой писал св. Иоанн Креста. И есть только одно лекарство – продолжать практику, оттачивать свое осознание и очищать свое сердце, веря, что, как обещал Маймонид, "Тот, кто удовлетворяет этим условиям – такой человек, несомненно, будет воспринимать лишь очень необычайные и божественные вещи".

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВСПЫШЕК ОЗАРЕНИЯ В ПОСТОЯННЫЙ СВЕТ

У тех, кто настойчив, первоначальные проблески постепенно становятся периодически повторяющимся видением, пиковые переживания, расширяясь, выходят на плато, измененные состояния сознания становятся измененными свойствами сознания, и вспышки озарения преобразуются в устойчивый свет. Желаемые состояния – такие, как вдумчивость, или осознание Бога – все в большей степени становятся естественной привычкой. Как раньше ум автоматически впадал в бессознательное отвлечение, так теперь он начинает переходить в состояние ясного осознания. Там, где раньше требовалось постоянное усилие, теперь достаточно просто намерения.

Это решающий этап продвинутой практики. В буддизме он известен как " пассивное усилие ", в даосизме как " ву вей " (недеяние), а в суфизме как длительность (способность оставаться в божественном единении в гуще мирских дел). Суфизм прекрасно описывает этот этап, как процесс, в ходе которого памятование ума (стремление всегда сознательно помнить о Боге) и памятование языка (япа, или повторение имени Бога) становятся памятованием сердца (преходящим мистическим опытом) и, наконец, памятованием души (когда сознательная память о Боге и повторение его имени становятся постоянными). В конце концов, это памятование продолжается даже во сне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: