Еще со времен древних греков, размышлявших о мудрости, было принято считать, что она включает в себя два разных, но взаимосвязанных элемента: визионерский, или аспект понимания, и практический, или прикладной аспект.
Видение и понимание
Визионерский аспект мудрости происходит от умения видеть глубоко и ясно, проникая под поверхность внешней видимости вещей и распознавая более глубинную природу сущего и жизни. Для этого требуется чрезвычайно утонченное сознавание, характеризующееся ясностью, остротой, и проницательностью. Эта проницательность, в значительной мере, обусловлена сосредоточением, и в классическом буддизме сосредоточение считается предшественником или непосредственной причиной мудрости.
Видение дает интуицию, из которой рождается понимание. Ясное, сосредоточенное видение позволяет видеть вещи такими, как они есть, а понимание рождается из активного исследования и анализа того, каковы вещи. Исследование столь важно, что буддисты относят его к числу семи факторов просветления – тех качеств и способностей ума, что необходимы для глубокого пробуждения. Неоконфуцианский мудрец обещал: "Если человек проникает в глубину себя, исследует, изощряет и утончает себя, то однажды наступит день, когда он обретет самопросветление".
|
|
Точно так же, великий неоконфуцианец Ван Ян Мин сообщал, что его собственное просветление случилось, когда он осознал значение фразы: "исследуй вещи так, чтобы знание могло дойти до предела".
Исследуя вещи, мудрость способна выявлять важнейшие принципы и их следствия для благополучной жизни. На простом уровне она распознает причинно-следственные взаимосвязи, например: "Такого рода поведение ведет к страданию; такой образ мышления способствует счастью". На более сложном уровне мудрость способна создавать целые психологии и философии, которые точно формулируют и объясняют визионерские догадки мудрости и их практические приложения.
Визионерский аспект мудрости видит и исследует три вещи: жизнь, ум, и природу реальности.
Жизнь
Мудрость исследует природу жизни и размышляет о ней, особенно, о причинах счастья и о причинах страдания и средствах избавления от него. Она видит, что в мире существует огромное количество ненужных страданий, большую часть которых вызывают люди, ослепленные такими разрушительными силами, как алчность или ненависть. Мудрость видит, что некоторые поступки – например, аморальные или продиктованные алчностью – ведут к кратковременному удовольствию и к гораздо большей долговременной боли, тогда как другие, например, нравственные или великодушные – ведут к стойкому благополучию. Люди настолько часто не замечают этого, что ведут жизнь, которая препятствует самой возможности счастья.
|
|
Визионерская мудрость видит, что привычный образ жизни изобилует страданиями. Практическая мудрость начинается тогда, когда человек сознает, что должен быть лучший образ жизни и посвящает себя его нахождению. Начинаются поиски пробуждения.
Ум
Мудрость распознает ужасающую власть ума создавать и омрачать переживания, порождать экстаз или страдание, обучаться или пребывать в застое. Коль скоро вы оценили по достоинству всепоглощающую силу ума, обучение тому, как действует ваш ум и как его воспитывать, становится жизненно важной задачей.
Мудрость видит, что нетренированный ум – дикий и неуправляемый. Но она также сознает, что ум можно тренировать, подчинять себе, преобразовывать и превосходить, и что это необходимое средство для достижения счастья, воспитания любви и альтруизма, и освобождения. Тренировка ума становится первоочередной задачей, и эта тренировка, в свою очередь, способствует дальнейшему росту мудрости.