Одна из основных тенденций развития мирового хозяйства – это регионолизация. Она проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной страны или группы наиболее развитых стран. Эти страны становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя интеграционную группировку. Экономическая интеграция – это сближение и переплетение национальных хозяйств нескольких стран, направленное на создание единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе. Она предполагает концентрацию и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики. Цели интеграции различны. Они могут быть экономическими – если страны таким образом решают проблему ограниченности ресурсов, углубляя специализацию внутри стран группировки, или если они решают за счет интеграции проблему технологического обмена, минимизируя расходы на НИОКР. В некоторых случаях доминирующими являются внеэкономические факторы – укрепление коллективной обороноспособности, социальная стабильность, устойчивое развитие. На развитие экономической интеграции существенно влияют два фактора: НТР; деятельность МНК. Интеграционные процессы в МЭО проходят на двух уровнях:
|
|
1) микроуровень – через создание ТНК;
2) макроуровень – через межгосударственное согласование экономической политики, а в более узком плане – с помощью мер по урегулированию взаимодействия национальных хозяйственных комплексов.
По глубине происходящих интеграционных процессов можно выделить следующие виды интеграционных объединений:
1) зона свободной торговли – при ее учреждении страны договариваются об отмене таможенных тарифов и других ограничений во взаимной торговле;
2) таможенный союз – в этом случае свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
3) общий рынок – при образовании общего рынка ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала;
4) экономический союз – предполагает согласование экономической политики стран-участниц, межгосударственное регулирование отдельных социально-экономических процессов; его основные черты – создание общих законодательных норм, унификация налоговой базы, введение единых стандартов в производственной и социальной сферах, проведение согласованной монетарной политики (регулирование объема и скорости обращения денежной массы);
5) полная интеграция – связана с переходом к единой экономической политике, предполагает наличие общей валюты и требует образования органов наднационального регулирования.
|
|
Преимущества интеграции можно сформулировать следующим образом:
- расширение масштабов рынка, которое повышает скорость оборота капитала благодаря эффекту увеличения предложения, что имеет особенно большое значение для малых и средних стран, национальный рынок которых ограничен;
- развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц, которое снижает накладные расходы;
- возрастание авторитета и престижа члена интеграционного блока, что обеспечивает ему лучшие позиции в ходе различного рода торгово-экономических переговоров;
- ускорение темпов информационно-технологического обмена, содействующего снижению себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности экспортной продукции;
- увеличение миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать многие социально-экономические проблемы;
К негативным последствиям интеграции можно отнести:
- отток ресурсов из стран с более слабой экономикой в пользу сильнейших партнеров – это может привести к появлению «отсталых» зон внутри группировки;
- возрастание роли ТНК и национальных монополий как результат слияний и заключения негласных картельных соглашений между компаниями, которые ограничивают «здоровую» рыночную конкуренцию;
- формирование значительных издержек, связанных с функционированием бюрократических институтов интеграционного блока, о чем свидетельствует опыт ЕС.
Развитие Содружества Независимых Государств прошло ряд этапов:
Первый этап – 1991-1992 гг. – характеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса, стремлением государств к автономии, самостоятельному выходу на внешние рынки. В этот период было принято решение о формировании СНГ.
Второй этап – 1993-1995 гг. – период резкого спада производства и инвестиционной активности, падения уровня жизни в большинстве стран, галопирующего роста инфляции, общего кризиса в экономике, политике и культуре. В этот период был подписан Устав СНГ в первой редакции.
Подписан 24 сентября 1993 г. договор о создании Экономического союза, конечной целью которого являлось воссоздание единого экономического пространства. Была предпринята попытка создания единой рублевой зоны, но она закончилась неудачей. В это время подписан ряд интеграционных документов, таких как Межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о Платежном союзе, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, создании транснациональных хозяйственных и финансовых структур, о сотрудничестве в области инвестиций и проведении антимонопольной политики. В это же время созданы первые наднациональные организационные структуры, прежде всего Межгосударственный экономический комитет. Важным событием этого периода явилось также заключение Россией, Беларусью и Казахстаном тройственного таможенного союза. Позже к нему присоединился Кыргызстан и Таджикистан.
Третий этап – 1996-1999 гг. – период, когда четко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:
- Россия и Беларусь – наиболее глубокая форма Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими структурами управления;
- Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан – углубленная, прежде всего экономическая, интеграция. Эти страны являются участниками Таможенного и Платежного Союза, в 2000 году ими образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – целью является создание общего рынка;
- станы-участницы СНГ в целом – межгосударственное объединение, исполняющее преимущественно координационные функции.
|
|
К концу этого этапа развития наметились кризисные явления, которые могли привести к распаду СНГ – наднациональные органы не имели возможности и полномочий реализовывать принятые решения, эти решения часто не выполнялись государствами, формально их подписавшими. Встал вопрос о дальнейшей целесообразности существования СНГ. Поэтому в апреле 1999 года был принят ряд решений о реформировании структур Содружества и пересмотре их полномочий и функций.
Четвертый этап – 1999 г. и по настоящее время – период пересмотра целей и задач СНГ, согласование позиций государств-участников в отношении функций этого объединения, реорганизация институциональной структуры.
Однако реформирование структуры СНГ практических результатов пока не приносит. Так, до сих пор в полном объекте не исполняются решения СНГ. Беларусь, на территории которой расположен исполком СНГ, выполнила процедуры по 92,8% договоров, Таджикистан - по 84,7%, Казахстан - 74%, Киргизия - 73,8%, Армения - 70,5%, Азербайджан - 60,6%, Украина - 60%, Молдова - 59,2%, Узбекистан - 58,5%, Россия - 57,5%, Грузия - по 18%. Всего в рамках СНГ было принято около 1,5 тысячи документов, из которых более 400 уже прекратили действие.
В рамках СНГ также созданы следующие интеграционные объединения:
1. Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) – включает Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан (с 1998), создано в 1994 году, цель – создание единого экономического пространства.
2. ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан (с 1999), Азербайджан, Молдова, цель – миротворческая деятельность, интеграция в европейские структуры, сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», развитие транспортного пространства.