double arrow

Список сокращений


МВФ – Международный валютный фонд

IFS – Международная финансовая статистика

NBER – Национальное бюро экономических исследований США

OECD – см. ОЭСР

OPEC – см. ОПЕК

RAND – сокращение от Rand Corporation (некоммерческая исследовательская организация)

UN/DESA – UN Department of Economic and Social Affairs – Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН

WIDER – World Institute for Development Economics Research – Институт развития мировой экономики

USDA – Министерство сельского хозяйства США

WB WDI. World Bank – World Development Indicators – Показатели мирового развития, Всемирный банк

ВВО «Продинторг» –Всесоюзное внешнеторговое объединение

Всесоюзный институт комплексных топливно‑энергетических проблем при Госплане СССР

ВЦИОМ –Всесоюзный центр изучения общественного мнения по социально‑экономическим вопросам

ГА РФ –Государственный архив Российской Федерации

ИМЭМО – Институт мировой экономики и международных отношений

лпх –Личное подсобное хозяйство

МВЭС –Министерство внешних экономических связей

ОПЕК –Организация стран – экспортеров нефти

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества н развития




РАГС –Российская академия государственной службы

РГАНИ –Российский государственный архив новейшей истории

РГАЭ – Российский государственный архив экономики

САНИ – Сербская академия наук и искусств

СЭВ – Совет экономической взаимопомощи

IMF – International Financial Statistics (IMF), Статистическая служба FAO (Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству)

Управление энергетической информации США


[1]Отношение советского руководства к своим восточноевропейским сателлитам наглядно иллюстрирует то, что во время переговоров, проходящих после вторжения советских войск в Чехословакию Л. Брежнев обвинил арестованного первого секретаря КПЧ А. Дубчека в том, что последний не представлял проекты своих политических докладов в Москву. По информации чешских властей, примерно 30 % состава Министерства внутренних дел Чехословакии работало на КГБ. (См.: Dawisha К. The Kremlin and the Prague Spring. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1984. P. 6, 53.)

[2]Комсомольская правда. 2004. 19 января.

[3]Проханов А. Господин Гексоген. М.: Ad Marginem Press, 2002. С. 426.

[4]Дугин А. Основы геополитики. М.: Арк‑центр, 2000. С. 195.

[5]См., например: Strayer R. Why Did the Soviet Union Collapse? Understanding Historical Change. N. Y.; L.: M.E. Sharpe Inc., 1998. Авторитетный российский политолог И. Яковенко пишет: «Начиная с эпохи Ивана Грозного Московское царство существовало как империя. Вначале имперская идея вдохновляла элиту Московии, создававшую «державу». Далее, в течение четырех столетий всероссийское общество создавало империю, жило в ней, получало блага и несло тяготы имперского существования. Имперское сознание вошло в плоть общества, пронизало собой все уровни культуры, отпечаталось в массовой психологии. Сама по себе империя ни хороша и ни плоха. Это особый способ политической интеграции больших пространств, соответствующий определенной стадии исторического развития. На наших пространствах, в данную историческую эпоху он себя исчерпал. Но эта констатация – сухое аналитическое суждение. Для людей традиционного склада, сложившихся в рамках имперского бытия, империя – целый космос, способ жизни, система мировидения и мирочувствования. Именно этот космос им органичен, другого они не знают и не принимают. Традиционный человек склонен воспринимать устойчивое как вечное и неизменное. Тем более что о вечности и нерушимости СССР говорила государственная идеология. С этих позиций распад империи – случайность, противоестественное течение событий, результат заговора враждебных сил, нашедших себе опору внутри 'нашего" Общества». (См.: Яковенко И. Украина и Россия: сюжеты соотнесенности // Вестник Европы. 2005. Т. XVI. С. 64.)



[6]Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию сийской Федерации. 25 апреля 2005 г. См.: hnp.//president.kreml in.ru/ /appears/2005/04/87049.shtmi.

[7]Von Hagen M. Writing the History of Russia as Empire: The Perspective Federalism // Kazan, Moscow, St. Petersburg: Multiple Faces of the Empire. Moscow, 1997. P. 393.

[8]Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1989. Т. 2. С. 42.

[9]Ожегов СИ. Словарь русского языка. АН СССР. Институт русского языка. М.: Русский язык, 1991. Т. 1.С. 662.



[10]Словарь русского языка. В 4‑х т. АН СССР. Институт русского языка. М.: Русский язык, 1981. С. 248.

[11]Точнее говорить о колониальных империях с заморскими территориями (как это сделано выше), но термин укоренился, и мы будем использовать его в представленной вниманию читателей работе.

[12]Arnold G. Britain Since 1945: Choice, Conflict and Change. L, Blandford, 1989. V. 419.

[13]Broszat M. Hitler and the Collapse of Weimar Germany. N. Y.: BERG. 1987. P, 45.

[14]Broszat М. Hitler and the Collapse of Weimar Germany. P. 55, 56.

[15]Эти материалы были опубликованы немецким историком Ф. Фишером лишь в 1960‑х годах. В 1920‑х годах социал‑демократическое правительство выделило немалые финансовые ресурсы, чтобы пропагандировать тезис о невиновности Германии в начале Первой мировой войны. (См.: Dehmer S. Weimar Germany: Democracy on Trial. N. Y.: Macdonald and C°., 1972, P. 52.)

[16]О том, что быстрый и неожиданный развал империи воспринимается как катастрофа, но катастрофа преодолимая, см.: Подвинцев Б. Постимперская адаптация консервативного сознания: благоприятствующие факторы // ПОЛИС. 2001. № 3 (62). С. 25–33.

[17]О риске, который несет радикальный национализм, порожденный постимперским синдромом устойчивости демократических институтов см.: Gerschenkron A. Bread and Democracy in Germany. Los Angeles: University of California Press, 1943. О связи проимперской политики и авторитарных тенденций в современной России см. также: Преодоление постимперского синдрома. Стенограмма дискуссии 21 апреля 2005 г. в рамках проекта «После империи» фонда «Либеральная миссия». http://www.liberal.ru/sitan.asp?Num‑549.

[18]Яковенко И. Украина и Россия: сюжеты соотнесенности // Вестник Европы. 2005. Т. XVI. С. 65, 66.

[19]Подробнее о взаимосвязи этих событий в главе 8.

[20]В мае 1926 г. президент П. Гинденбург издал указ, в соответствии с которым над германскими дипломатическими представительствами за рубежом должны развеваться и флаги Республики, и имперские флаги.

[21]Delmer S. Weimar Germany: Democracy on Trial. О влиянии германской гиперинфляции 1922–1923 гг. на дезорганизацию среднего класса (см. также: Weisbrod В. The Crisis of Bourgeois Society in Interwar Germany / Bessel R. (ed.). Fascist Italy and Nazi Germany. Comparisons and Contrasts. Cambridge: Cambridge University Press, 1972. P. 30.

[22]Brustein W. The Logic of Evil: the Social Origins of the Nazi Party, 1925–1933. New Haven: Yale University Press, 1996.

[23]Значительная часть российского общества воспринимает Российскую Федерацию как временное, промежуточное образование, которое со временем либо расширится, либо распадется. Лишь 28,4 % опрошенных социологами россиян полагают, что «Россия должна остаться самостоятельным государством, ни с кем не объединяясь».(См.: Солозобов Ю. Россия в постимперский период: применим ли постколониальиый опыт Великобритании? hnp://www.ukpolitics.ru/rus/members/9/09.doc).

[24]Гудков Л. Память о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. 2005. № 40–41. С. 46–57.

[25]Брайс Дж. Священная Римская империя. М.: Типография А.И Мамонтов и К0, 1891. С. 71.

[26]О сохранении престижа императорского титула, с которым связывается верховная власть, в глазах варварских государей в Бельгии, Испании, Африке, Италии см.: Диль Ш. История Византийской империи. М.: Гос. изд‑во иностр. лит‑ры, 1948. С. 26.

[27]Barraclough G. The Mediaeval Empire. Idea and Reality. Historical Association: George Phillip & Son, 1950. P. 9–11.

[28]Elliott J. H. Spain and Its World, 1500–1700. Selected Essays. New Haven; L.: Yale University Press, 1989. P. 9.

[29]Cullen L. M. A History of Japan, 1582–1941. Cambridge University Press, 2003. P. 178–182; Ihsanoglu E. (ed). History of the Ottoman State, Society & Civilisation. Istanbul: 1RCICA, 2001. Vol. I. P. 73–76, 80; Международные отношения на Дальнем Востоке. М.: Мысль, 1973. Кн. 1, с. 58–62

[30]Gopal R. British Rule In India: An Assessment. L.: Asia Publishing House, 1963. P. 17–19.

[31]Палм Датт Р. Кризис Британии и Британской империи. М: Изд‑во иностр. лит‑ры, 1954. С. 14.

[32]Историческая статистика недостаточно точна, чтобы это можно было оценить точно. Результат, который дают расчеты, основанные на данных А. Мэддисона, – 22Л%. (См.: Maddison A. The World Economy. Historical Statistics. Paris: OECD, 2003.) Реалистично говорить о 20–25 %.

[33]Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge; Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press 1962.

[34]Гайдар E. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. С. 36–46

[35]О неспособности английской политической элита найти путь адаптации к миру, в котором Британия не является доминирующей державой, как предпосылки череды мировых войн XX в. см.: Gamble А. Britain in Decline. Economic Police, Political Strategy and the British State. Boston: Beacon Press, 1931

[36]О влиянии поражения России в Русско‑японской 1904–1905 гг. на развитие событий в английских колониях см. Rawlinson H. G. The British Achievement in India. London Edinburgh Glasgow: William Hodge & Company, Limited, 1948.

[37]Aron R. France Steadfast and Changing: The Fourth to the Fifth Republic. Cambridge: Harvard University Press, I960.

[38]Палм Датт P. Кризис Британии н Британской империи. М.: Изд‑во иностр. лит‑ры, 1954. С. 31.

[39]О несовместимости имперских структур и демократической организации см.: Tilly С How Empires End / After Empire, Multiethnic societies and Nation Building. The Soviet Union and Russia, Ottoman and Habsburg Empires. N. Y.; L.: Boulder, 1997. P. 3.

[40]Glaise‑Horstenau Е. V. The Collapse of the Austro‑Hungarian Empire. L.; Toronto; J.M. Dent and Sons. Ltd, New York: E.P. Dutton and C°. Inc., 1930.

[41]Согрин В. Политическая история современной России. 1985–1994: От Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс‑Академия, 1994. С. 101.

[42]Aron R. France Steadfast and Changing: The Fourth to the Fifth Republic. Cambridge: Harvard University Press, 1960.

[43]Morris‑Jones W. H., Austin D. (eds,). Decolonisation and After: The British and French Experience // Studies in Commonwealth Politics and History. № 7. L.: Frank Cass, 1980. P. 121; Goldsworthy D. Colonial Issues in British Politics 1945–1961. Oxford: At the Clartndon Press, 1971.

[44]Goldsworthy D. Colonial Issues in British Politics 1945–1961. Oxford: At the Clarendon Press, 1971.

[45]Накопленные в ходе Второй мировой войны финансовые обязательства Англии перед Соединенными Штатами дали американским властям инструменты позволяющие влиять на политику Англии по отношению к ее колониям. (См.: Goldsworthy D. Colonial Issues in British Politics 1945–1961. Oxford: At the Clarendon Press, 1971.).

[46]Rady D. L. Fascism and Resistance in Portugal: Communists, Liberals and Military Dissidents in the Opposition to Salazar, 1941–1974. Manchester: Manchester University Press, 1988; Porch O. The Portuguese Armed Forces and the Revolution. L., Stanford: Groom Helm, Hoover Institution Press, 1977; Bruce N. Portugal. The Last Empire. L.: David & Charles, 1975.

[47]Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. Сб. ст. М.: Типолитография И. Н. Кушнерева и K°, 1885. Т. I. С. 106.

[48]Morris‑Jones W. H. Austin D. (eds). Decolonisation and After; The British and French Experience // Studies in Commonwealth Politics and History. № 7. L.: Frank Cass, 1980.

[49]Rawiinson H. G. The British Achievement in India. London Edinburgh Glasgow: William Hodge & Company, Limited, 1948. P. 189. По новому закону в имперском законодательном совете число выборных членов увеличивалось до половины, а в законодательных советах при губернаторах провинций избиралось большинство их членов.

[50]Churchell W. Memories «The Second World War». L., 1952. Vol. 5. P. 88.

[51]Goldsworthy D. Colonial Issues in British Politics 1945–1961. Oxford: At the Clarendon Press, 1971.

[52]Arnold G. Britain Since 1945: Choice, Conflict and Change. L.: Blandford, 1989.

[53]Morris‑Jones W. H., Austin D (cds). Decolonisation and After: The British and French Experience // Studies in Commonwealth Politics and History. № 7. L.: Frank Cass, 1980. P. 23.

[54]И применительно к Англии говорить о безболезненном роспуске империи можно, лишь сравнивая ее с другими подобными политическими образованиями. Постимперский синдром оказывает влияние на проводимую в 1950‑1960‑х годах английскими властями внешнюю политику, Долго не позволяет определить позиции страны в вопросах европейской интеграции.

[55]Ferreira H. G., Marshall M. W. Portugal's Revolution: Ten Years On. Cambridge: Cambridge University press, 1986.

[56]Черкасов И. И. Распад колониальной империи Франции. М.: Наука, 1985.

[57]То, что Британия после Второй мировой войны в соответствии с национальной традицией отменяет систему призыва, было одним из важнейших факторов, объясняющих относительную легкость, бескровность расформирования Британской империи. В 1950‑х годах английским властям стало ясно, что сохранение империи при помощи вооруженной силы, по меньшей мере, требует восстановления призыва. Последнее по политическим мотивам было исключено.

[58]Talbott J. The War Without a Name. Prance in Algeria, 1954–1962. N. Y.: Alfred A. Knopf 1980. P. 39.

[59]Там же.

[60]Talhott J. The War Without a Name. France in Algeria, 1954–1962 N. Y.: Alfred A. Knopf, 1980. P. 202.

[61]Williams P. M. Wars, Plots and Scandals in Postwar France. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. P. 151.

[62]О причинах специфики этнического развития Австро‑Венгрии, невозможности здесь повторить пугь, пройденный Англией и Францией, см.: Jaszi О. The Dissolution of the Habsburg Monarchy. Chicago: The University of Chicago Press, 1961.

[63]Glaise‑Horstenau Е. V. The Collapse of the Austro‑Hungarian Empire. L.; Toronto: J.M. Dent and Sont Ltd, New York: E.P. Dutton and C°. Inc., 1930. P. 270

[64]Стародубровская И. В., May В. А. Великие Революции: От Кромвеля до Путина. М: Вагриус, 2001. С. 25–92.

[65]М. Крох, изучавший национальные движения в европейских странах в XIX в… обращает внимание на то, что все они проходят три этапа: исследовательский и просветительский; патриотического оживления, когда группы сторонников патриотического возрождения видят свою миссию в распространении национального самосознания; третий этап – подъем массового национального движения. (См.: Hroch М. Social Pieconditions oi National Revival in Europe. A Comparative Analysis of the Social Composition of Patriotic Groups Among the Smaller European Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 23.)

[66]Рубинштейн Е. И. Крушение австро‑венгерской монархии. М.: Изд‑во Академии наук СССР, 1963. С. 325.

[67]Jaszi О. The Dissolution of the Habsburg Monarchy. Chicago: The University of Chicago Press, 1961. P. 7, 11.

[68]Вишневский А. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. С. 331.

[69]Брубейкер У.Р. Постимперская ситуация и разъединение народов в сравнительно‑исторической перспективе, http://www.hrights.ru/text/b3/Chapter2.htm.

[70]Robinson R. D. The First Turkish Republic. A Case Study in National Development. Cambridge – Massachusetts: Harvard University Press, 1963.

[71]Достоевский Ф. М., «Дневники писателя» за 1881 г. Гл. Ш. Геок‑Тепе. Что такое Азия? Полн. собр. соч. в 30 т. Л.: Мысль, 1984. Т. 27. С 26–28.

[72]О роли национального фактора в революции и Гражданской войне в России см.: Россия в XX в. Реформы и революции. Т. 1 / Ред. Г. Н. Севостьянов. М.: Наука, 2002.

[73]Besancon A. L'empire russe et la domination sovierique // Le concept d'empire. Paris: PUF, 1980. P. 367–368.

[74]Бауэр О. Национальный вопрос и социал‑демократия. СПб: Серп, 1909.

[75]Serbin R. Lenine et la question Ukrainienne en 1914: le discours «separatiste» de Zurich. PJurie/ 1981. JVs 25. P. 83–84.

[76]«Подобно коммунистической, националистическая идея обладала очень высоким политическим и мобилизационным потенциалом. Она всегда объединяла вокруг себя массы людей, не сумевших приспособиться к переменам, испытывавших ностальгию по прошлому, по былой этнической обособленности, по возможности иметь привилегии без конкуренции и т. д., придавала определенность их неясным настроениям, разжигала их недовольство, сплачивала их несбыточными посулами. Все это превращало национализм в серьезную идеологическую и политическую силу, общественным группам, ведшим борьбу за передел богатства и власти, трудно было удержаться от искушения вступить в союз с ним». (Вишневский А, Серп и рубль. – консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. с. 317.)

[77]Брубейкер У. Р. Постимперская ситуация и разъединение народов в сравнительно‑исторической перспективе, http://www.hrighis.ru/text/b3/Chapter2.htm

[78]Югославия – страна для меня не чужая. Провел там немало лет. Знаю сербохорватский язык. Осенью 1994 г. в Пале в разгар боснийской войны много часов провел вместе с будущим премьер‑министром Сербии З. Джинджичем, который впоследствии был убит террористами, пытаясь убедить лидера боснийских сербов Р. Караджича в необходимости достижения компромисса именно сейчас, когда военные успехи на стороне сербов, в том, что цена отказа от взаимных уступок будет высокой. Был в Белграде и в 1999 г. во время бомбежек, пытался договориться об условиях прекращения огня. Представляю себе развитие событий, связанных с югославской трагедией. Но эта книга – не мемуары, а попытка разобраться в механизме создания и крушения империй, формирования постимперского синдрома. Поэтому, касаясь проблематики, связанной с крахом Югославии и последовавшей за ним кровопролитной войной, предпочитаю обсуждать ее, не обращаясь к личным воспоминаниям.

[79]Лещиловская И. И. Исторические корнн югославского конфликта // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 40–56.

[80]Романенко С. Л. Югославия; история возникновения, кризис, распад, образование независимых государств. М., 2000. С. 57–59.

[81]Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990–2000). М.: Издатель А. Соловьев, 2001. С. 53–54.

[82]Woodward S. L. Balkan Tragedy. Chaos and Dissolution after the Cold War. Washington: The Brookings Institution, 1995, C. 45.

[83]Источник: UN Statistics Division (http://unstats,un,org/unsd/cdb); Mitchell B.R International Historical Statistics, Europe 1750–1993, London; Macmillan Reference LTD, 1998.

[84]Ward В. The firm in Illiria: Market syndicalism // American Economic Review. 1958. Vol. 48. № 4. P. 266–289; Ward В. The Socialist Economy: A Study of Organizational Alternatives. N.Y.: Random House, 1967.

[85]Woodward S. L. Balkan Tragedy. Chaos and Dissolution after the Cold War. Washington: The Brookings Instimtion, 1995. P. 129.

[86]Kovacevic S., Daji P. Hronologija jugoslovenske krize 1942–1993. BeoRrad: 1ES, 1994. S. 284.

[87]См., например: Bennett С. Yugoslavia's Bloody Collapse: Causes, Course and Consequences. N. Y.: New York University Press, 1995; Denitch В. Ethnic Nationalism. The Tragic Death of Yugoslavia. Minneapolis; L.: University of Minnesota Press, 1996; GHgorov V. Why Do Countries Break Up? The Case of Yugoslavia. Uppsala: Uppsala University, 1994, Oherscha W. T. The Fall of Yugoslavia // Journal of the Budapesl, University of Economic Sciences. 1992. Vol. XVIII (3).

[88]И. Тито отправил в отставку в 1971 г. почти все руководство хорватской компартии, когда оно начало активно эксплуатировать идею национализма.

[89]О влиянии отсутствия демократических традиций, наследия авторитарного прошлого на развитие радикального национализма в югославских республиках см.: Янин Д. Кризис национального самоопределения и этнические столкновения в посткоммунистическом обществе // Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. Материалы Международной конференции. Москва. 15–17 мая 1996 г. Рукопись. С. 13.

[90]Muxajnoeuh К., Крестик В. Меморандум САНУ: Одговорн на критике. Београд: САНУ, 1995. С. 150.

[91]Типичный пример подобного же рода проблем – выборы, прошедшие в 2005 г. в Ираке. И среди шиитов, и среди суннитов, и среди курдов было немало политических движений с радикально различающимися экономическими и социальными установками. Тем не менее выборы вылились в перепись населения, демонстрирующую, кого в стране больше, проигнорированную иракцами‑суннитами. Они точно знали, что их меньше. Проблема в том, что перепись населения остроты межэтнических конфликтов не снимает.

[92]Meier V. Yugoslavia; A History of its Demise. L.; N. Y.: Routledge, 1995.

[93]Dornbusch R.. Edwards S. The Macroeconomics of Populism in Latin America. Chicago: The University of Chicago Press, 1991.

[94]Конституционные монархии, в которых глава государства выполняет церемониальные функции, а ключевые политические вопросы – формирование исполнительной власти, финансы, законодательство – контролирует парламент, по сути являются демократическими режимами.

[95]Под аграрным обществом принято понимать тип социальной организации, сформировавшейся после неолитической революции, освоения и распространения в мире навыков земледелия и разведения скота. Такое общество доминировало в мире на протяжении тысячелетий. Оно просуществовало в мире до XIX в., начала современного экономического роста. Подробнее см.: Гайдар Е. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. С. 127–170

[96]Olson М. Power and Prosperity. Outgrowing Communist and Capitalist Dictatorships. N. Y.: Basic Books, 2000.

[97]См. подробнее: Гайдар Е. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. Глава 7.

[98]О взаимосвязи социальных изменений, связанных с современным экономическим ростом, социальной мобилизацией и подрывом традиционных основ легитимности государственного строя, см.: Deutsch K. W. Social Mobilization and Political Development // American Political Science Review. J 961. September. Vol. 55. P. 494, 495; Eisenstadt S.N. (ed.) Comparative Social Problems. N. Y.: Free Press of Glencoe, Inc., 1964; Lipset S.M. Political Man. Garden City, N. Y.: Doubleday & Company, Inc., 1960.

[99]Т. Пэйн писал, что если монархия унижает граждан, то право наследования является очевидным оскорблением. Все люди первоначально равны. Никто по праву рождения не имеет права добиваться преимуществ перед другими. Кто‑то может претендовать на почет современников. Но из этого не следует, что его наследники достойны тон же чести. (См.: Paine Т. Common Sense and Other Political Writings. N. Y.; L.: Putnam, 1783.)

[100]Я пользуюсь распространенным определением демократии как политического режима, в рамках которого тех, кто управляет страной, выбирают в ходе конкурентных выборов. С этой точки зрения демократия – политическая система, в которой правящая партия не имеет гарантии от поражения на очередных выборах. (См.: PrzeworskiA. eta!. Democracy and Development. Political Institutions and Weil‑Being in the World, 1950–1990. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.)

[101]Авторитарными называют политические режимы, в которых власть переходит к новому правителю не на основе определенных и принятых обществом правил, не по праву престолонаследия или на основе демократических процедур, а по праву сильною; политические и гражданские права и свободы не соблюдаются.

[102]В 1973 г. – в Греции, в 1974 г. – в Португалии, в середине 1970‑х годов – в Испании.

[103]Парламентский акт 1624 г. в Англии гласил: «Тот, кто не имеет собственности, не является свободным». (См.‑. Hill С. The Century of Revolution. 1603–1714. N. Y.; L.: W.W.Norton & Company, 1982 P. 38.)

[104]Huntington S. P. The Third Wave. Democratization in the Twentieth Century. Norman; L.: University of Oklahoma Press, 1993. P. 16–18.

[105]О преемственности средневековых установлений Европы и формировании концепции свободного общества см.: Moore В. Jr. Social Origins of Dictatorship and Democracy. Boston: Beacon Press, 1967. P. 415.

[106]De Schweinitz K. Jr. Industrialization, Labor Controls and Democracy // Economic Development and Cultural Change. 1959. Vol. 7(4). P. 385–404.

[107]Первый дошедший до нас диалог, документированный Фукидидом, связанный с устойчивостью режимов, основанных на насилии и не воспринимаемых подданными как легитимные, – дискуссия между мелосцами и афинянами. (См.: Фукидид. История. М.: Ладомир; ACT, 1999. С. 344–349.)

[108]Н. Макиавелли в своей работе «Государь» писал: «… невесть откуда взявшаяся власть, как все в природе, что рождается и растет слишком скоро, не имеет корней и ответвлений. Почему и гибнет от первой же непогоды». (См.: Макиавелли Н. Избранное. М.: Рипол‑Классик, 1999. С. 385.)

[109]Руссо Ж.‑Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. А. Д. Хаютина и B. C. Алексеева‑Попова. М.: КАНОН‑Пресс; Кучково поле, 1998. С. 18.

[110]Классические работы, посвященные механизму функционирования авторитарных режимов, принадлежат перу Дж. Линза. (См.: Linz J. An Authoritarian Regime: Spain / E. Allardt, Y. Lettunen. (eds.). Cleavages, Ideologies and Party Systems: Contributions to Comparative Political Sociology // Transactions of the Westermarck Society. 1964. Vol. 10. P. 292–343.) О том же см.: Eisenstadt S. N. Modernization: Protest and Change. New Jersey: Prentice‑Hall, Inc.; Englewood Cliffs. 1966. P. 69.

[111]Средняя продолжительность жизни авторитарных режимов, завершивших свое существование к 1990‑м годам, составляла 9,3 года. (См.: Przeworski A. et.al. Democracy and Development. Political Institutions and Weil‑Being m the World, 1950–1990. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 50.)

[112]Vacs А. С. Authoritarian Breakdown and RL*democratization in Argentina / Malloy J. M., Seligson M. A. (eds). Authoritarians and Democrats. Regime Transition in Latin America. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1987. P. 15–42

[113]Характерный пример правительства, не уверенного в своем праве руководить страной и вынужденного решать «проблему выхода», – бразильский военный режим, пришедший к власти после переворота 1964 г. (См.: Baretta S. R. D., MarkqffJ. Brazil's Abertura: A Transition from What to What? / Malloy J. M., Seligson M. A. (eds). Authoritarians and Democrats. Regime Transition in Latin America, Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1987.)

[114]Olson М. Power and Prosperity. Outgrowing Communist and Capitalist Dictatorships. N. Y.: Basic Books, 2000. P. 21.

[115]Burke E. Reflections on the Revolution in France. Chicago: Regnery, 1955. P. 92.

[116]Гайдар E. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. Глава 15.

[117]Под тоталитарными обычно понимают политические режимы, стремившиеся обеспечить контроль иад всеми сферами жизни общества. О специфике тоталитарных режимов см., например: Muvcin Pei. From Reform to Revolution: The Demise of Communism in China and the Soviet Union. Cambridge: Harvard University Press, 1994.

[118]Cline H. F. The United States and Mexico. Cambridge, Harvard University Press, 1963. P. 52; Parker H. B. A History of Mexico. Boston: Houghton Mifflin, 1950. P. 308.

[119]Ларин А. Г. Два президента, илн Путь Тайваня к демократии. М: Academia, 2000. С. 139.

[120]Medhurst К. Spain's Evolutionary Pathway from Dictatorship to Democracy / G. Pridham (ed.). The New Mediterranean Democracies: Regime Transition in Spain, Greece and Portugal. L.: Frank Cass, 1984. P. 30, 31.

[121]Куртуа С., Верт И. и др. Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии. М, Три века исторнн, 1999. С. 433.

[122]Во время студенческих беспорядков в Иране в ответ на вопрос «Будем ли мы применять оружие против них?» один из офицеров Гвардии Шаха ответил: «Нет, мы не можем. В конце концов, они же наши дети». (См.: New York Times. 1961. December 4. P. 10. Цит. по: Huntington S. P. Political Order in Changing Societies. New Haven; L.: Yale University Press, 1968. P. 211.) Разумеется, можно поставить вопрос о том, был ли режим Шаха в Иране к этому времени авторитарным. Ведь по форме это была традиционная монархия. Но тогда стоит вспомнить, что за Р. Пехлеви не стояли поколения царственных иранцев

[123]Creeping Revolt. Cuba//Time. 1957. January 7. P. 33.

[124]Phillips R. H. Cuba Says Rebels Number Only 50 // New York Times. 1957. March 2; Matthews H. L. Castro Rebels Gain In Face of Offensive By the Cuban Army // New York Times. 1957. June 9. P. I, 13; Cuban Rebels. Andrew St. George interview with Fidel Castro // Look. 1958. Feb. 4. P. 30; Phillips R. H. Castro's Power At Peak On Eve of Cuban Vote // The New York Times. 1958. November 2. 4E; Batista's Drive To Crush Rebels Called Failure // The New York Times. 1958. July 2. P. 1; Into the Third Year Cuba//Time. 1958. December 1. P. 32.

[125]Гевара Че. Эпизоды революционной войны. М.: Военное изд‑во Министерства обороны СССР. 1974. С. 210–217.

[126]Matthews H. L. Rebel Strength Gaining in Cuba, But Batista Has the Upper Hand // The New York Times. Monday. 1957. February 25; Huberman L., Swcezy P.M. Cuba: Anatomy of a Revolution. N. Y.: Monthly Review Press, 1960. P. 59, 60.

[127]Sullivan W. H. Mission to Iran; N. Y.: W.W. Norton, 1981. P. 156.

[128]Przeworski A. etal. Democracy and Developmem. Political Institutions and Well‑Being in the World, 1950–1990. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

[129]DeLong J.B. International Financial Crises in the 1990s: The Analytics. November 2001. http://www.j‑bradford‑delong.net/; Dombmch R A Primer on Emerging Market Crises // NBF.R Working Paper № 8326. 2001; Goldstein M. IMF Structural Programs. Paper prepared for the NBER Conference on Economic and Financial Crises in Emerging Market Economies. Woodstock, Vermont. 2000. October 19–21.

[130]Amuzegar J. Managing the Oil Wealth: OPEC's Windfalls and Pitfalls L.; N.Y.:I.B. Tauris, 1999.

[131]Benedict R. O'G. Anderson <ed). Violence and ihe State m Suharto's Indonesia New York: Southeast Asia Program Publications, Cornell University, 2001; Hal Hill. Indonesia: The Strange and Sudden Death of a Tiger Economy // Oxford. Development Studies. 2000. Vol. 28 (2). P. 117–139.

[132]Binnendijk H. (ed). Authoritarian Regimes in Transition. Washington: Foreign Service Institute of the US Department of State, 1987.

[133]Немало людей, работавших в кубинских органах власти после революции, впоследствии эмигрировавших, говорили мне, что приняли это решение после того, как поняли, что Куба для Ф. Кастро интереса не представляет. Для него она – в рамках программы‑минимум – средство начала антиамериканской революции в Латинской Америке, в рамках программы‑максимум – инструмент уничтожения Соединенных Штатов.

[134]В. Липпман справедливо отмечает: «Нет ничего более важного для человека, чем жить в сообществе, которое является управляемым, хорошо, если самоуправляемым, замечательно, если хорошо управляемым, но в любом случае – управляемым». (См.: Lippman W. New York Herald Tribune. 1963. December 10.) Последний номер основанного Н. Карамзиным и продолженного М. Стасюлевичем журнала «Вестник Европы» за январь‑апрель 1918 г. наглядно демонстрирует характерное для общественного сознания российской либеральной интеллигенции непонимание того, что крах несовершенного и коррумпированного режима может привести к крушению государственных институтов, хаосу в экономике и обществе, делающему привычную, несовершенную, но нормальную жизнь невозможной. (Нольде Б. Вопросы внутренней жизни // Вестник Европы. Петроград. 1918. Январь‑апрель. С. 374–396.)

[135]Weber М. Politik als Benif. Mttnchen, 1919.

[136]О трудностях стабилизации демократических режимов после краха авторитаризма см.; O'Donne// G.. Schmitter PC. Whitehead I. (eds). Transitions from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions About Uncertain Democracies. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1986.

[137]Maravall J. The Transition to Democracy in Spain. L.; Canberra; N.Y.: Croom Helm, St.Martin's Press, 1982; Gilmour D. The Transformation of Spain: From Franco Constitutional Monarchy. L.: Quartet Books, 1985.

[138]O'Donnell G., Schmitter P, (eds.). Transitions from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions about Uncertain Democracies. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1986. P. 41.

[139]Elliott J. H. Imperial Spain 1469–1716. L.: Edward Arnold Publishers LTD., 1965. P. 174.

[140]Источник: расчеты по: Hamilton E. J. American Treasure and the Price Revolution in Spain, 1501–1650. Cambridge: Harvard University Press, 1934. P. 34. Индекс цен взят из: Flytm DO. Fiscal crisis and the decline of Spain (Castile) // The Journal of Economic History. 1982. Vol. 42. P.142.

[141]Мартин Д. Аспилкуэта, экономист, связанный с университетом в Саламанке, по‑видимому, первым в Европе этого времени обратил внимание на связь повышения уровня цен с притоком золота и серебра из Америки. (См.: Grice‑Hutchinson М. The School of Salamanca. Readings in Spanish Monetary Theory, 1544–1605. Oxford: Clarendon Press, 1952. P. 91–96.) Классическая работа, посвященная влиянию притока американского золота на экономику Испании, принадлежит перу Дж. Гамильтона, (Hamilton E. J. American Treasure and the Price Revolution in Spain, 1501–1650. Cambridge: Harvard University Press, 1934.) Как обычно бывает с подобного рода сложными вопросами экономической истории, она неоднократно подвергалась критике. (См., например: Nadal J. O. La Revolucion de los Precios Espanoles en cl Siglo XVI // llispania. 1959. Vol. XIX. P. 503–529.) Более поздние исследования продемонстрировали, что революция цен XVI – начала XVII в. была связана не только с притоком золота н серебра из Америки. Начиная с 60‑70‑х годов XV в. Португалия начинает в крупных масштабах экспортировать суданское золото в Европу. Общий объем экспорта с 1470 по 1500 г. составил 17 т. (См.: Wilks I Wangara, Akan and the Portuguese in the Fifteenth and Sixteenth Centuries / Wilks I. fed J. Forests of Gold: Essays on the Akan and the Kingdom of Asante. Athens: Ohio, 1993. P. 1–39). Сыграла свою роль начавшаяся в конце XV в. разработка серебряных месторождений в Южной Германии, заметно увеличивших предложение серебра в Европе. (См.: Munro J. The Monetary Origins of the «Price Revolutions South German Silver Mining. Merchant‑Banking, and Venetian Commerce, 1470–1540. Department of Economics and University of Toronto. Working Paper. June. 1999. № 8; OuthwaiteR.B. Inflation in Tudor and Early Stuart England. Studies in Eco‑nomic and Social History Series. L.: Macmillan, 1969; Burke P. led.). Economy and Society in Early Modern Europe: Essays from Annales. L.: Routledge & Kegan Paul, 1972.) Джои Неф оценивал объемы производства серебра в Южной Германии, Австрии, Богемии, Словакии, Венгрии в 1526–1535 гг. в диапазоне 80–90 т в год. (См.: Nef J. Silver Production in Central Europe, 1450–1618 //Journal of Political Economy. 1941. Vol. 49. P. 575–591 >. Все эти факты, являющиеся предметом интересной экономико‑исторической дискуссии, не могут заслонить главною – связи повышения цеи в Европе в XVI–XV11 вв. с ростом предложения драгоценных металлов. (См.: Marjorie Grice‑Hutchinson. The School of Salamanca: Readings in Spanish Monetary Theory, 1544–1605. Oxford: Clarendon Press, 1952. P. 95.)

[142]Gonzalez de Celldrigo М. Memorial de la Politica Necesaria у util Restauracion a la Republica de Espana. Valladolid, 1600 / Grice‑Hutchinson M. (ed). The School of Salamanca: Readings in Spanish Monetary History 1544–1605. Oxford: Clarendon Press, 1952.

[143]Ramirez A. Lpistolario de Justo Lapsio у los espanoles. Madrid: Castalia, D.L., 1966. P. 374. Цит. no: Elliott J. H. Spain and lis World, 1500–1700. Selected Essays. New Haven; L.: Yale University Press, 1989. P. 25.

[144]Doxies R. T. The Golden Century of Spain, 1501–1621. L.: Macmiilan & Co Ltd, 1954. P. 263, 264.

[145]Elliot J. H. Imperial Spain 1469–1716. L:. Edward Arnold Publishers LTD, 1965.

[146]Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. N. Y.: Random House, 1987. P. 55.

[147]Казнь ненавидимого многими в Испании Родриго де Кальдерона в 1621 г. – характерный этому пример. (См.: Elliott J. H. Imperial Spain, 1469–1716. L.: Edward Arnold Publishers LTD., 1965.)

[148]Elliott J. H. Spain and Its World, 1500–1700. Selected Essays. New Haven; L.: Yale University Press, [989. P. 25].

[149]Trevor‑Roper И. The Crisis of the Seventeenth Century. N. Y.: Liberty Fund, 1967. P. 51.

[150]World Development Indicators 2000. Washington, DC: World Bank, 2000.

[151]Об определении богатых ресурсами стран см.; Sachs J.D, Warner A. M. Economic Convergence and Economic Policy. NBER Working Paper № 5039. 1995: Wood A., Berge K. Exporting Manufactures: Human Resources, Natural Resources and Trade Policy // Journal of Development Studies. 1997. Vol. 34(1). P. 35–59; Gylfason T. Herbertsson T.T., Zoega G. A Mixed Blessing: Natural Resources and Economic Growth // Macroeconomic Dynamics. 1999. Vol. 3. P. 204–225; Syrquin M, CheneryH.B. Patterns of Development, 1950 to 1983. World Bank Discussion Paper № 41. Washington: World Bank, 1989.

[152]О проблемах, с которыми сталкиваются богатые ресурсами страны в обеспечении устойчивого экономического развития, см.: Gelb А. Н. Windfall Gains; Blessing or Curse? N. Y.: Oxford University Press, 1988; Sachs J. D., Warner A. M. Natural Resource Abundance and Economic Growth. NBER Working Paper № 5398. 1995; Sachs J. D.. Warner A. M. The Big Push, Natural Resource Booms and Growth // Journal of Development Economics. 1999. Vol. 59. P. 43–76; Gylfason T, Herbertsson Т. Т., ZoegaG. A Mixed Blessing: Natural Resources and Economic Growth// Macroeconomic Dynamics. 1999. Vol. 3. P. 204–225; Ranis G, The Political Дсопоту of Development Policy Change / Meier G. M. (ed.J. Politics and Policy Making in Developing Countries: Perspectives on the New Political Economy. San Francisco: ICS Press, 1991; Lai D., Myint H. The Political Economy of Poverty, Equity and Growth. Oxford: Clarendon Press, 1996.

[153]Sala‑I‑Martin X, Subramanian A Addressing the Natural Resource Curse: An Illustration From Nigeria. NBER Working Paper № 9804. June 2003. P. 4.

[154]Есть авторы, доказывающие, что институциональная слабость – характерная черта многих богатых ресурсами стран – является важнейшим фактором, замедляющим их развитие. (См.: Karl T. L. The Paradox of Plenty: Oil Booms and Petro‑States. Berkeley: University of California Press, 1997.)

[155]О проблемах, стоящих перед странами, экономика которых зависит от конъюнктуры сырьевых рынков, см.: Cardenas М., Partow Z Oil, Coffee and Dynamic Commons Problem in Colombia. Inter‑American Development Bank Office of the Chief Economist Research Network Document R‑335. 1998.

[156]Как правило, в богатых ресурсами странах уровень поступлений от налогов, не связанных с перераспределением ренты, ниже, чем в государствах того же уровня развития, но обделенных ресурсами. (О связи низкого уровня общих налогов с ресурсным богатством см.: Karl T. L. The Paradox of Plenty: Oil Booms and Petro‑States. Berkeley: University of California Press, 1997.) В Саудовской Аравии, крупнейшей нефтедобывающей стране мира, к середине 1980‑х годов более 90 % доходов бюджета было связано с добычей и экспортом нефти. (См.: Kingdom of Saudi Arabia: Achievements of the Development Plans 1970–1986. Riyadh: Ministry of Planning Press, 1986.) Важную роль в политическом и экономическом развитой богатых ресурсами стран играет то, в какой степени государство имеет возможность концентрировать в своих руках связанные с этими ресурсами доходы. П. Сутела обращал внимание на то, что ресурсное богатство Норвегии средних веков – обильные запасы трески – сосредоточить в распоряжении государства было трудно. Отсюда отсутствие проблем, связанных с борьбой за перераспределение рентных доходов. (См.: Сутела П. Это сладкое слово – конкурентоспособность // Хелантера А… Оллус С.‑Э. Почему Россия не Финляндия: Сравнительный анализ конкурентоспособности. М.: ИЭПЛ, 2004.)

[157]Источник: Расчеты по данным: Auty R.M fed.) Resource Abundance and Kco‑nomic Development. Oxford: Oxford University Press, 2004 (Мексика, Саудовская Аравия); Salazar‑CarriUo J. Oil and Development in Venezuela during the Twentieth Сепшгу. Praeger Publishers, Westpon, CT, J994 (Венесуэла).

[158]North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. Индоиезийская Нефтяная компания, финансировавшая Вооруженные силы страны, проводя непрозрачные операции, – наглядная иллюстрация того, как Действуют добывающие сырье предприятия в странах, не имеющих устойчивой традиции демократических институтов. (См.: McDonald Н. Suharto's Indonesia. Honolulu: University ofHawaii Press, 1981.)

[159]О влиянии ресурсного богатства на качество национальных институтов и влиянии этого фактора на низкие темпы роста богатых ресурсами стран см.: Sala‑i‑Martin X. Subramanian A. Addressing the Natural Resource Curse: An Illustration From Nigeria. NBER Working Paper № 9804. June 2003; Mehlum H.. Moene K.. Torvik R. Institutions and the Resource Curse. 2005. http://www.svt.ntnu.no/iso/Ragnar.Torvik/world‑economy7. pdf; Bulte E. H., Damanm R.. Deacon R.T Resource Abundance, Poverty and Development. World Development 2005. http://www.econ.ucsb.edu/papers/wp21 ‑03.pdf

[160]Салтыков‑Щедрин M. E. Собр. соч. В 10 т. М.: Изд‑во «Правда», 1988. Т. 7. «За рубежом». С. 19.

[161]Learner Е. Е., Maul Н., Rodriguez S., Schott Р. К. Does Natural Resource Abundance Increase Latin American Income Inequality? // Journal of Development Economics. 1999. Vol. 59(1). P. 3–42.

[162]Williamson J. G. Growth, Distribution and Demography; Some Lessons from History // Explorations in Economic History. 1998. № 34(3). P. 241–271.

[163]Krueger A. Foreign Trade Regimes and Economic Development: Liberalization Attempts and Consequences. N. Y.: Columbia University Press, 1978. О влиянии борьбы за распределение ренты на распространение коррупции в богатых ресурсами странах см. также: Tornell A., Lane P. Voracity and Growth // American Economic Review. 1999. Vol. 89– P. 22–16; Mauro P. Corruption and Growth // Quarterly Journal of Economics. 1995. Vol. 90. P. 681–712, Leite C. Weidmann M. Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption and Economic Growth. IMF Working Paper WP/99/85, 1999.

[164]Collier P., Hoffler A. Greed and Grievance in African Civil Wars. L.: Oxford University Press, 2004.

[165]Gylfason T. Natural resources; education and economic development // European Economic Review. 2001. Vol. 45. P. 851.

[166]May В. Уроки Испанской империи, или Ловушки ресурсного Изобилия // Россия в глобальной политике. 2005. № 1.

[167]Sachs J., Warner A. M. Natural Resource Abundance and Economic Growth // Mayer J. Chambers В… Farooq A. (eds). Development Policies in Natural Resource Economies. Cheltenham‑Northampton: Edward Elgar, 1999. P. 26.

[168]Corden М., Neary J.P. Booming Sector and Duich Disease Economics: A Survey // Economic Journal. 1982. December. Vol. 92. P. 826–844; Kamas L. Dutch Disease Economics and the Colombian Export Boom // World Development. 1986. September, Davies GA. Learning to Love the Dutch Disease: Evidence from the Mineral Economies // World Development, 1995. Vol. 23(10). P. 1765–1779; Gylfason T. Lessons from the Dutch Disease: Causes, Treatment and Cures. Institute of Economic Studies. Working Paper Series № 01/06. August 2001; Krugman P. The Narrow Moving Band, the Dutch Disease and the Competitive Consequences of MRS. Thatcher: Notes on Trade in the Presence of Scale Economies // Journal of Development Economics. 1987. Vol. 27. P. 41–55; Moiseev A. Analysis of Influence of the «Dutch Disease» and Taxation on Economic Welfare. Working Paper BSP/99/030. 1999; Struthers J. J. Nigerian Oil and Exchange Rates: Indicators of «Dutch Disease» // Development and Change. 1990. Vol. 21(2). P. 309–341; Jazayeri A, Economic Adjustment in Oil‑based Economies. Atdershot: Avebury, 1988.

[169]Для России эти проблемы особенно остры. В отличие от арабских государств Персидского залива наша страна индустриализирована При этом обрабатывающая промышленность не может похвастаться высокой конкурентоспособностью. Отсюда значимость проблем, связанных с феноменом «голландской болезни», для России. (См.: Кадочников П., Синельников‑Мурылев С., Четвериков С. Импортозамещение в Российской Федерации в 1998–2002 гг. М.: ИЭПП, 2003).

[170]Sachs J. D., Warner A. M. The Curse of Natural Resources // European Economic Review. 2001. Vol. 45. P. 827–838.

[171]Gylfason Т., Herbertsson Т.Т., Zoega G. A Mixed Blessing: Natural Resources and Economic Growth // Macroeconomic Dynamics, 1999. Vol. 3. P. 204–225; Gylfason T Natural Resources, Education and Economic Development. Paper presented at the 15th Annual Congress of the European Economic Association. Bolzano. August‑September 2000.

[172]Gylfason T. Natural Resources and Economic Growth: A Nordic Perspective on the Dutch Disease. WIDER Working Papers № 167. October 1999. s. Prebisch R Commercial Policy in the Underdeveloped Countries // American Economic Review. 1949. Vol. 49. P. 251–273; Prebisch R. International Trade and feyments in an Era of Coexistence: Commercial Policy in Underdeveloped Countries// The American Economic Review, 1959. May, Vol. 49. Issue 2. Papers *nd Proceedings of the Seventy‑first Annual Meeting of the American Economic Association. P. 251–273; Economic Survey of Latin America and the Caribbean. Economic Commission for Latin America and the Caribbean, N. Y.: United Nations, 1968; La mano de obra у el desarroUo Economico de America Latina en los ultimos.

[173]Economic Commission for Latin America. N. Y.: United Nations, 1964.

[174]Samuelson Р. А. Lessons from the Current Economic Expansion // The American Economic Review. 1974. Vol. 64(2). P. 75–76.

[175]Skeet I. OPEC: Twenty‑Five Years of Prices and Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 195. О специфике сырьевых отраслей, осложняющей сокращение добычи в условиях веблагоприятной конъюнктуры, см.: Bowling Е. Т., Hilton F. G. Oil in the 1980s: An OECD Perspective // Shojai S., Katz B. S. (eds). The Oil Market in the 1980s: A Decade of Decline. New York: Praeger, 1992. P. 77. О соотношении капитальных и текущих расходов, трудностях сокращения производства в условиях падения глобального спроса на примере добычи меди см.: Mikesell R. F. The World Copper Industry. Structure and Economic Analysis. Baltimore; L.: Published for Resources for the Future by The Johns Hopkins University Press, 1957.

[176]Pritchett L. Patterns of Economic Growth: Hills, Plateaus, Mountains, and Plains. Policy Research Working Paper Series № 1947. 1998; Mabro R OPEC Behavior 1960–1998: A Review ol the Literature //Journal of Energy Literature. 1998. June. Vol. 4(1). P. 3–27.

[177]Brunner A. D. El Nino and World Primary Commodity Prices: Warm Water or Hot Air? IMF Working Paper, 2000. P. 3

[178]Fakoff М. Modern Chile 1970–1989: A Critical History. New Brunswick L.: Transaction Publishers, 1989.

[179]Skeet I. OPEC: Twenty‑Five Years of Prices and Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 157, 158.

[180]Kanovsky E. Economic Implications for the Region and World Oil Market // Karsh E. (ed). The Iran‑Iraq War: Impact and Implications. L.: MacMillan Press, 1989. P. 241.

[181]Jadresic К., Zahler R. Chile's Rapid Growth in the 1990s: Good Policies, Good Luck or Political Change? IMP' Working Paper WP 00/153. 2000.

[182]Rodrik D. Why Do More Open Economies Have Bigger Govern‑merus? // The Journal of Political Economy. 1998. Vol. 106(5). P. 997–1032; Daniel J. A. Hedging Government Oil Price Risk. IMF Working Paper, 2001; Washington Post. March 27. 1991.

[183]Amuzegar J. Managing the Oil Wealth: OPEC's Windfalls and Pitfalls. L.; N.Y.: LB. Tauris Publishers, 2001. P. 12.

[184]De Santis R. A. Crude Oil Price Fluctuations and Saudi Arabian Behaviour. Kiel Working Paper № 1014. Ociober 2000. P. 6.

[185]Yergin D. The Prize. The Epic Quest for Oil, Money, and Power. N. Y.: Simon and Schuster. 1992

[186]Amuzegar J. Managing the Oil Wealth: OPEC's Windfalls and Pitfalls. L.; N.Y.: I.B. Tauris Publishers, 2001. P. 24

[187]Amuzegar J. Managing the Oil Wealth: OPEC's Windfalls and Pitfalls. P. 25.

[188]Sheet I. OPEC: Twenty‑Five Years of Prices and Politics. Cambridge; Cambridge University Press, 1988; Андреасян PH. Нефть н арабские страны в 1973–1983 гг. Экономический и социальный анализ. М: Наука, 1990. С. 80.

[189]Penrose Е. Oil and the International Economy: Multinational Aspects. 1900–1973 // Ferrier R. W.. Fursenko A (eds). Oil in the World Economy. L.; N.Y.: Routledge, 1989. P. 14.

[190]Amuzegar J. Managing the Oil Wealth: OPEC's Windfalls and Pitfalls. P. 28.

[191]С 1869 г. средние многолетние цены на нефть в ценах 2004 г. составляли 18 долл. 59 центов (в ценах 2000 г. – 1 8,43 долл.) за баррель. Цена на нефть, равнявшаяся в 1958 г. 16 долл. за баррель (в долларах 2004 г.), составляла к 1970 г. менее 13 долл. (в ценах 2000 г. – 15 н 12 долл. соответственно) за баррель. (См.: Oil Price History and Analysis. 2004. http://www.wtrg.com/prices.htm)

[192]Yergin D. The Prize. The Epic Quest for Oil, Money, and Power. P. 567.

[193]Darmstadter J., Landsherg H. H. The Economic Background // Vernon R. (ed). The Oil Crtsis. New York: Norton, 1976. P. 31.

[194]Skeet I. OPEC: Twenty‑Five Years of Prices and Politics. P. 86.

[195]Rybczymki T. M., Ray G. F. Historical Background to the World Energy Crisis // Rybczymki T. M. (ed.). The Economics of the Oil Crtsis. L.: The Macmillan Press / Trade Policy Research Centre, 1976. P. 2.

[196]Barsky R. B., Luiz К. Do We Really Know that Oil Caused the Great Stagflation? A Monetary Alternative. NBER Working Paper № 8389. July 2001. P. 5, 14.

[197]Sobel L. A. fed). Energy Crisis. Vol. 1. 1969–1973. N. Y.: Facts on File Inc., 1974. P. 199–206.

[198]Kanovsky E. Economic implications for the Region and World Oil Market // Karsh E. (ed). The Iran‑Iraq Wan Impact and Implications. L.: MacMillan Press, 1989. P. 231.

[199]Terry Lynn Karl. The Paradox of Plenty: Oil Booms and Petro‑States. Berkeley: University of California Press, 1997.

[200]Андреасян Р. Н. Нефть и арабские страны в 1973–1983 гг. Экономический и социальный анализ. М.: Наука, 1990. С. 124–130.

[201]Dowling Е. Т., Hilton F. G. Oil in the 1980s: An OECD Perspective // Shojai S.. Katz B. S. (eds.). The Oil Market in the 1980s: A Decade of Decline. N. Y.: Praegcr, 1992. P. 74.

[202]Yousaf Hasan J. Mohammad. OPEC Strategies for the Monopoly Oil Profits // Shojai S.. Katz B.S. (eds). The Oil Market in the 1980s: A Decade of Decline. P, 37; Wickham P. Volatility of Oil Prices. IMF Working Paper, 1996.

[203]Se‑Нагк Park. Falling Oil Prices and Exchange Rate Fluctuation // Shojai S, Katz B. S. (eds.). The Oil Market in the 1980s: A Decade of Decline. P. 6.

[204]Skeet I. OPEC: Twenty‑Five Years of Prices and Politics. P. 207, 208.

[205]Shojai S., Katz B. S. (eds). The Oil Marko in the 1980s; A Decade of Decline. N. Y.: Praeger, 1992. P. ХIII.

[206]Terry Lynn Karl. The Paradox of Plenty: Oil Booms and Petro‑States. Berkeley: University of California Press, 1997. P. 32.

[207]Everhart S., Duval‑Hernandez R. Management of Oii Windfalls in Mexico. Historical Experience and Policy Options for the Future. Policy Research Working Paper № 2592. April 2001. P. 2.

[208]Looney R. E. Economic Policymaking in Mexico; Factors Underlying the 1982 Crisis. Durham: Duke University Press, 1985. P. 40.

[209]Guzman O. PEMEX's Finances // Guzman O.. Gutierrez R. (eds.). Energy Policy in Mexico. Boulder: Wesrview Press, 1988.

[210]Tornell A., Lane P. Are Windfalls a Curse? A Non‑Representative Agent Model of the Current Account and Fiscal Policy. NBER Working Paper № 4839. 1994. О связи ресурсной ренты, режима закрытой демократии и высокого уровня коррупции в Мексике см.: Davies E. G. The Mexican Experience // Shojai S., Katz B. S. (eds.). The Oil Market in the 1980s: A Decade of Decline. P. 45.

[211]Chislett W. G. The Causes of Mexico's Financial Crisis and the Lessons to be Learned // Philip (ed.). Politics in Mexico. Sydney: Croom Helm, 2001, P. 1, 3.

[212]Looney R. E. Economic Policymaking in Mexico: Factors Underlying the 1982 Crisis. Durham: Duke University Press, 1985. P. 49.

[213]Auty R. M. Large Resource‑Abundant Countries Squander their Size Advantage: Mexico and Argentina // Auty R. M. (ed.). Resource Abundance and Economic Development. Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 208–223, 218; Gelb A. H. and Associates. Oil Windfalls: Blessing or Curse? N. Y.: Oxford University Press, 1988.

[214]Hausmann R. Dealing with Negative Oil Shocks; The Venezuelan Experience in the Eighties. Inter‑American Development Bank Working Paper Series 307. 1995. P. 12.

[215]Everhart S., Duval‑Hernandez R. Management of Oil Windfalls in Mexico. Historical Experience and Policy Options for the Future. Policy Research Working Paper № 2592. April 2001. P. 5.

[216]Рассчитано no: World Development Indicators online database, The World Bank (http://devdata.worldbank.org/dataonline/).

[217]Daniel J. A. Hedging Government Oil Price Risk. IMF Working Paper. 2001.

[218]О причинах, побуждающих богатые ресурсами страны создавать стабилизационные фонды, см.: Arrau P.. Claessens S. Commodity Stabilization Funds. IMF Working Paper. WPS 835. January 1992.

[219]Fasano U. Review of the Experience with Oil Stabilization and Savings Funds in Selected Countries. IMF Working Paper. WP/00/112. 2000. P. 3.

[220]О проблемах, встающих перед странами, создающими стабилизационные фонды, см.: Daniel J. A. Hedging Government Oil Price Risk. IMF Working Paper, 2001. P. 12.

[221]Montenegro S. Macroeconomic Risk Management in Nigeria: Dealing with External Shocks // Macroeconomic Risk Management – Issue and Options. Report № 11983. Western Africa Department. Washington DC: World Bank, 1994.

[222]Terry L. K. The Paradox of Plenty: Oil Booms and Petro‑States. P. 160.

[223]Gylfason Т. Natural Resources and Economic Growth: A Nordic Perspective on ihe Dutch Disease. Paper presented for UNU/W1DER research project on Resource Abundance and Economic Development: Improving the Performance of Resource‑Rich Countries. 1999. P. 33. http://www.hi.is/~gylfason/pdf/unuwider13.pdf

[224]Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Т. 1. Черновые протокольные •записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Изд. 2‑е / Гл. ред. А. А. Фурсенко. М.: РОССИЭН, 2004. С. 702

[225]Андропов Ю. (председатель Комитета госбезопасности при СМ СССР) в ЦК КПСС. Аналитическая справка «О характере и причинах негативных проявлений среди учащейся и студенческой молодежи». 12декабря 1976 г. № 2798‑А. http://www.2nt1.com/archive/pdfs/ideolog/ct37b76.pdf. Здесь и далее мы ссылаемся на материалы, приведенные в книге В. Буковского, которые в настоящее время недоступны в открытом хранении в российских архивах. Цитируя их, мы полагаемся на ответственность автора. Позволю себе использовать эти материалы, так как, на мой взгляд, репутация человека, который их опубликовал, не позволяет сомневаться в их подлинности. При цитировании всех архивных документов советского периода орфография и пунктуация сохранены в оригинальном виде.

[226]Андропов Ю. (Председатель КГБ) в ЦК КПСС. О высказываниях руководителей компартий Франции и Италнн по правам человека в СССР. № 3213‑А от 29 декабря 1975 г. http://www.2ntl.com/archive/pdfs/dis70/kgb75‑9.pdf

[227]Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980‑х гг.). С. 401–404.

[228]Ермаков Е. Взгляд в прошлое и будущее // Правда. 1988. 8 января.

[229]Кудров В. М. Советская экономика в ретроспективе. М.: Наука 2003. С. 19.

[230]Гайдар Е., Лацис О. По карману ли траты? // Коммунист. 1988. № 17. С. 26–30. В данной и следующих главах цитирую собственные статьи, опубликованные в журнале «Коммунист» как первоисточник. В соответствии с решением партийного руководства. ЦСУ СССР, затем Госкомстату СССР было поручено проверять все статистические данные, которые публикуются в журнале «Коммунист». В этой связи «Коммунист» тех лет является не менее надежным отражением представления официальных статистических органов СССР о том, что происходит в стране, чем их публикации.

[231]Доклад М.С. Горбачева «О пятилетнем плане экономического и социального развития СССР на 1986–1990 годы и задачах партийных организаций по его реализации». 16.06.1986 г. Решения партии н правительства по хозяйственным вопросам. М.:







Сейчас читают про: