Символ веры. Сказал ан-Насафий (да смилуется над ним Аллаh); «Сказали люди истины 1.(ахль аль-хакк): «Сущности/сути

بِسْـــمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

Сказал ан-Насафий (да смилуется над ним Аллаh); «Сказали люди истины 1. (ахль аль-хакк): «Сущности/сути вещей утверждённые (сабита) 2. И знание о них осуществимо (мутахаккык) 3, вопреки мнению софистов 4. Причин знания у людей – три 5: здоровые чувства 6, правдивое сообщение 7 и разум 8. Чувств – пять: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание 9. С помощью каждого чувства из них воспринимается то, для чего оно было создано 10, как слух, вкус и обоняние 11. Правдивое сообщение имеет два вида 12.

Одно из них – сообщение, заслуживающее доверия (хабар мутаватир) [повторяемое сообщение – предание, восходящее одновременно к нескольким сподвижникам Пророка, мир Ему] 13. И оно есть сообщение, утверждённое устами народа, сговор (тайное соглашение) которых не представляется в целях лжи 14. И оно (таватур: т.е. передача сообщения от большого числа сподвижников) является причиной необходимого знания (ильм дарури) 15, подобно знанию о бывших правителях (царях) в прошлые времена и в далёких странах 16.

Другой вид – сообщение Посланника (хабар ар-расуль), мир Ему, подкреплённое чудом 17, и оно является причиной дедуктивного (умозрительного) знания (ильм истидляли) 18. Знание, утверждённое им, похоже на знание, утверждённое необходимостью (по необходимости) в установленности и уверенности 19.

Что же касается разума, то он также является причиной для знания 20. И то, что было утверждено из него посредством очевидности, есть необходимое (дарури) 21, подобно знанию о том, что всякая вещь больше своей части 22. А то, что было утверждено выводом (истидляль) есть приобретаемое (иктисаби) 23.

Вдохновение (ильхам) не является причиной познания (ма‘рифа) о подлинности вещи у людей истины 24.

Мир во всех его частях сотворён во времени (мухдас) 25, так он состоит из телесных субстанций (аъйан) и акциденций 26. Субстанция – это то, что существует само по себе 27, и оно либо составное и тогда является телом (джисм) 28, либо не составное и является неделимой частицей, как сущность/атом (джаухар) 29, и это часть, которая не делится 30. Акциденция – это то, что существует не само по себе, а проявляется как признак тел и атомов (сущностей) 31, как цвета, виды бытия (акван), вкусовые качества и запахи 32.

Создатель этого мира есть Аллаh Всевышний, Один, Вечный без начала, Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всеслышащий, Всевидящий, Сущный, Обладающий Волей 33, Не являющийся акциденцией 34, телом 35, атомом (джаухар) 36, воображаемым 37, ограниченным 38, исчисляемым 39, делимым на части 40, расчленяемым 41, состоящим из частей 42 и конечным 43. И Он Не описывается сущностью/природой (махийа) и видом (кайфийа). Он Превыше того, чтобы быть связанным с понятием места 45 и времени 46. И ничто не похоже на Него 47. И ничто не выходит из Его Знания и Могущества 48.

У Него Есть вечные Качества, Которые Присущи только Ему 49, Которые не есть Он 50 и не есть иное, чем Он 51. И Они следующие: Знание 52, Могущество 53, Жизнь 54, Всемогущество 56, Слышание 57, Видение, Воля (Ирада) 58, Проявление Своего желания (Машииа) 59, Действие 60, Создание 61, Обеспечивание пропитанием 62 и Речь 63.

Он есть Говорящий Речью Своей 64, и Речь (Его) – Свойство извечное 65, не из рода букв и звуков 66, и Свойство, не совместимое с молчанием и поражением 67. Аллаh Всевышний есть Гласящий Ею 68, Приказывающий 69, Запрещающий 70 и Оповещающий 71. И Кур‘ан – Речь Аллаhа Всевышнего, не является созданным 72. Он записан в наших свитках 73, сохранён в наших сердцах (наизусть) 74, читаем нашими устами 75, слышен нашим слухом 76, не располагаясь в них 77.

Создание (таквин) есть извечное Свойство Аллаhа Всевышнего 78. Оно есть сотворение Им мира 79 и всякой части из его частей для времени его бытия 80. И он не выражение и не качество Его Сущности по нашему мнению 81.

И Воля (Его) извечное Свойство, нет свойства, равного этому Свойству Всевышнего 82.

Видение Аллаhа Всевышнего (на том свете) допустимо с точки зрения разума 83, и обязательно по преданию (Хадису) 84. Имеется передаваемое доказательство об обязательности видения Аллаhа Всевышнего верующими на том свете 85. Но Он Будет Виден ни в каком-либо месте 86, и не со стороны сопоставления 87 или соединения лучей 88 или утверждения расстояния между наблюдающим и Аллаhом Всевышним 89.

Аллаh Всевышний есть Творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием 90. И все они есть по Его Воле, Желанию, Мудрости, Установлению и Предопределению 91.

Его рабам принадлежат добровольные (ихтийярийя) действия (т.е. свобода выбора в них) 92, за которые они вознаграждаются 93 и наказываются 94. Хорошие из них происходят с Довольствия Аллаhа Всевышнего 95, а скверные из них не с Его Всевышнего Довольствия 96.

Способность (истата‘ату) есть вместе с действием 97, и она суть силы (возможности), посредством которой происходит действие 98. Этот термин применяется к здравости (благополучию) причин, орудий (действия) и органов 99.

Правильность возложения (таклиф) основывается на эту способность 100. И на раба Божьего не возлагается то, что он не может сделать 101.

То, что есть от боли у того, кого ударили, после удара какого-то человека, и от разбитости в стекле после разбивания (его) каким-то человеком и т.п., всё это создано Аллаhом Всевышним 102. И у Его рабов нет в этом участия. И убитый умерщвлён в свой срок 103. Смерть, происходящая с умирающим, есть создание Аллаhа Всевышнего 104. И у раба Божьего нет участия с Аллаhом в этом, созданием и приобретением 105. И срок (отпущенный для жизни) один 106.

Запрещённое (харам) есть (тоже) пропитание (средство к существованию) 107. Каждый сполна получает своё пропитание, разрешённое (халяль) или запрещённое (харам) 108. И не представляется, что какой-либо человек не съест своё пропитание или, что его пропитание съест другой человек 109.

Аллаh Всевышний Не дает встать (на правильный путь) тому, кому Сам Желает, и Наставляет (на правильный путь) того, кого Сам Желает 110.

То, что более пригодно для раба Божьего, не является обязательным для Аллаhа Всевышнего 111.

Наказание в могиле неверующих и некоторых верующих ослушников, оказание милости людям послушания в могиле, допрос (в могиле Ангелами) Мункаром и Накиром достоверно по доказательству преданий 112.

Воскрешение (тел после смерти на том свете) есть истина 113, и взвешивание (деяний на Весах в Судный день) есть истина 114, и Книга (деяний) есть истина 115, и Отчет перед Всевышним (в Судный день) есть истина 116, и Пруд (Пророка, мир Ему, в Судный день) есть истина 117, и Сират (мост, протянутый над Адом к Раю) есть истина 118.

Рай есть истина 119, и (Адский) огонь есть истина 120, и Они (Рай и Ад) существуют сегодня, и будут вечными 121, и не исчезнут Они и Их обитатели (народ) 122.

Смертный (большой) грех не выводит верующего раба из веры (иман), и не вводит его в неверие (куфр) 123.

Аллаh Всевышний Не прощает придавание Ему сотоварища (ширк), но Прощает другие грехи, большие и малые, кому Хотел 124. И возможно наказание за малый грех, и прощение большого греха 125, если это не было из категории разрешения (запретного). Разрешение (запретного) есть неверие 126.

Заступничество (шафа‘а) Посланников, мир Им, и лучших (людей) за мусульман, совершивших смертные грехи, подтверждено большим числом (достоверных) сообщений 127. Верующие, совершившие смертные грехи, не будут вечно пребывать в (Адском) огне, даже если они и умерли, не раскаявшись 128.

Вера (иман) по Божественному закону есть подтверждение (тасдик) того, с чем пришёл Пророк (да пребудет над Ним благословение и мир) от Аллаhа Всевышнего, и признание/утверждение (икрар) этого языком 129. Что касается деяний, то они постепенно увеличиваются в себе 130. А вера (иман) не прибавляется и не убивает 131. Вера (иман) и Ислам есть одно и то же 132. Поэтому, если у раба есть подтверждение (тасдик), и признание (икрар), то будет верно, если он скажет; «Я верующий, поистине» 133, и будет не верно, если он скажет: «Я верующий, если Желает Аллаh» 134.

Счастливый может стать несчастным 135, а несчастный может стать счастливым 136. И изменение происходит со счастьем и несчастьем 137 без осчастливливания и ввергания в несчастье 138. И они (осчастливливание и ввергание в несчастье) – из Атрибутов Аллаhа Всевышнего 139, и нет изменения с Аллаhом Всевышним и с Его Свойствами 140.

В посылании Посланников, мир Им, есть мудрость 141. И Аллаh Всевышний Послал людям Посланников, мир Им, из людей с благими увещеваниям, предупреждением и разъяснением для людей того, в чём они нуждаются из дел этой жизни и религии 142. И Он Подкрепил Их чудесами, противоречащими обычному состоянию вещей 143. Первый из Пророков – это Адам (да пребудет над Ними Всеми мир), а последний из Них – это Мухаммад (да благословит Его Аллаh и Приветствует) 144. И уже было передано разъяснение об Их числе в некоторых хадисах 145, и лучше не ограничиваться на каком-либо числе (их) при упоминании 146, ведь Сказал Аллаh Всевышний: «О некоторых Мы Рассказали тебе, о других Не рассказывали» (40: 78) 147. Нет гарантий в упоминании определённого числа, что в Их число не войдёт тот, кто не из Них, или, что из Их числа выйдет Тот, Кто из Них 148. Все Они (Пророки), мир Им, были вестниками, осведомителями об Аллаhе Всевышнем, и искренними, и честными (советчиками) 149. Самый лучший из Пророков – Мухаммад (благословение и мир Ему) 150.

Ангелы – рабы Аллаhа Всевышнего, действующие по Его повелению, и Они не имеют мужского и женского рода 151.

Аллаhу Всевышнему принадлежат Книги (святые Писания), Которые Он Ниспослал Своим Пророкам, мир Им. И Он Разъяснил в Них Свои повеления и запреты, и Свои обещания и угрозы 152.

Вознесение (ми‘раж) Посланника Аллаhа (да благословит Его Аллаh и приветствует) наяву в Своей личности (в своём теле) к небесам, затем к тому, что Хотел Аллаh Всевышний из возвышения (величия) есть истина 153.

Малые чудеса (карамат) святых (аулия) – истина, исходя из известных сообщений и обильного числа рассказов лучших (из людей) 154. Проявляется такое чудо путём противоречия обычному состоянию вещей у святого (вали) 155, например: пересечение длинного расстояния за короткое время 156, появление еды, напитков и одежды при потребности 157, ходьба по воде 158, полёт в воздухе 159, речь неживого объекта и не говорящего (немого) существа 160, (защита путника от напасти, спасение обеспокоенного от врагов), и другие подобные дела 161. И это является чудом (мугджиза) Посланника, мир Ему, из уммы (общины) которого проявилось для определённого человека – это малое чудо (карамат) 162, потому что посредством него проявляется то, что он есть святой 163. Но он не будет святым, кроме как, если он не будет верным своему вероисповеданию, а его вероисповедание – утверждение миссии его Посланника, мир Ему, 164.

Самый лучший из людей после нашего Пророка, мир Ему, – Абу-Бакр ас-Сыддык (правдивейший) (да будет Доволен им Аллаh) затем Умар аль-Фарук (различающий добро и зло), затем Усман Зун-Нурейн (обладатель двух светочей), потом Али аль-Муртада (Богоугодный) (пусть будет им Милость Аллаhа) 165. Халифство (халифа) или правление (вышеназванных) халифов утверждено так же по этому порядку 166. Халифат (правление 4-ех халифов) длился 30 лет 167, затем после него начался период царства/монархий (мульк) и эмирата (имара) 168.

Мусульманам необходимо назначить какого-либо имама (предводителя), чтобы он проводил в жизнь их правила и законы 169, осуществлял среди них надзор за приведением в исполнение налагаемых по закону наказаний 170, защищал их границы, готовил их армию 171, собирал пожертвования и налоги 172, обеспечивал безопасность от насильников, воров и грабителей 173, проводил пятничные и праздничные церемонии 174, устранял споры, возникающие между рабами Аллаhа 175, принимал свидетельства, основанные на правах 176, проводил бракосочетания молодых юношей и девушек, у которых нет опекунов 177, распределял трофеи и делал тому подобное 178.

Затем необходимо, чтобы имам (правитель) был явным (доступным для взоров народа), а не скрытым и не ожидаемым, и чтобы он был из курайшитов 179. И не допустимо, чтобы он был из другого племени 180. Также он не обособляется только родом бану Хашим (хашимитов) и потомков Али (да будет Доволен им Аллаh) 181. Не обязательно, чтобы имам (предводитель) был непогрешимым 182 и лучшим из людей своего времени 183. Но обязательно, чтобы он был из людей, обладающих соответствующими моральными, интеллектуальными и физическими качествами, и был политиком и тем, кто может приводить в исполнение законы и нормы, защищать границы Исламского государства и предотвращать несправедливость 184. Имам (правитель) не смещается со своего поста по причине порочного поступка и жестокости 185.

Допускается совершать молитву за всяким благочестивым и грешным имамом (представителем на общественной молитве) 186. Также и погребальная молитва совершается над всяким благочестивым и грешным усопшим (мусульманином) 187.

Нельзя упоминать сахабов (сподвижников Пророка, мир Ему), кроме как с добром 188. И мы свидетельствуем, что десять из них, которых Пророк (да благословит Его Аллаh и Приветствует) Обрадовал Раем, будут вознаграждены Раем 189.

Мы (ханафиты) считаем правильным протирание (влажной рукой) мокроступов (небольших кожаных сапожков) во время омовения (Вуду) в оседлом состояний и в путешествии 190. Также мы (ханафиты) не запрещаем набиз ат-тамр (разновидность арабского напитка, приготовленного процессом варения из фиников) 191. Какой-либо святой (вали) не достигает степеней Пророков, мир Им, никогда 192. Также раб Божий, когда он является совершеннолетним и разумным, не достигает положения, при котором он не обязан соблюдать повеления и избегать запретов Всевышнего 193.

Тексты (откровения) должны пониматься открыто и явно (в прямом смысле), кроме особенных случаев, имеющих указание (далиль) на это 194. Отклонение от смыслов, утверждаемое батинитами (сторонниками свободного, аллегорического толкования Откровения, искавших в нём тайный смысл), есть безбожие (ильхад) 195. Отрицание этих Текстов есть неверие (куфр) 196. Разрешение порочного поступка (магсыйя) и пренебрежение им – неверие (куфр) 197. Издевательство (высмеивание) над шариатом – неверие 198.

Также отчаяние в Милости Аллаhа Всевышнего – неверие 199. И думать, что мы освобождены полностью от наказания Аллаhа Всевышнего есть неверие 200.

Верить гадальщику в том, что он сообщает из сокрытого (гайб) – неверие 201. Несуществующее (ма‘дум) не является чем-то 202.

В молитве живых для усопших и в их пожертвованиях за них есть польза для них (усопших) 203. И Аллаh Всевышний Отвечает на молитвы (просьбы) и Исполняет просьбы (молящихся) 204.

То, что сообщил Пророк (да благословит Его Аллаh и Приветствует) о признаках Судного дня, таких как появление Даджаля (Антихриста), живого существа по имени «даббат аль-ард», народов Йаджудж и Маджудж (гог и магог), нисхождение с небес в этот мир Исы (Иисуса), мир Ему, и восход солнца с запада есть истина 205.

Муджтахид (учёный, имеющий право выносить самостоятельные решения по вопросам фикха), может ошибаться и может поступать верно 206.

Посланники, мир Им, из людей лучше, чем Посланники из Ангелов 207, а Посланники Ангелов лучше общей массы людей 208, а те, в свою очередь, лучше общей массы Ангелов 209. И Аллаh Знает лучше» 210.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: