Печать во Франции

«Золотой век» французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост

печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными

предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий.

Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой

полосе всегда должна быть «кровь». В 1903 г. газета «Пти паризьен» («Маленький

парижанин») достигает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с

подзаголовком – «самая крупная газета мира». В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который

отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и

прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в

печати существующих законов в области распространения информации передавались

судам присяжных.

Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд

газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них «Юманите»

(«Человечество», издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении,

затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет

газеты был значителен в период действия во Франции антифашистского Народного

фронта (1934-1938), объединения левых партий. Он издавал большое количество

разнообразных газет и журналов (еженедельники «Вандреди», «Регар», ежемесячники

«Коммюн», «Эзоп» и др.).

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты «Пари

суар» («Парижский вечер») – крупной иллюстрированной газеты, которая использовала

новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала

свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была

расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы

(ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Пети паризьен», «Матен») пошло на

сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе ан-

тифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета

коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения

(1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало

политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей

коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие

с фашистами, были запрещены.

Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка

снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в

частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему

информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему

распространения печати. Перестали выходить ряд газет («Франс либр», «Резистанс» и

«Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет

послевоенного времени выжила лишь одна – созданная в 1960 г. «Котидьен де Пари»

(«Парижская ежедневная газета»). В эти годы главных духовно-идеологических и

политических изданий было несколько: «Фигаро», «Франс суар» («Вечерняя Франция»),

«Паризьен либере» («Освобожденный парижанин»), «Орор» («Утренняя заря»), «Пари

жур» («Парижский день») – правые газеты, право- и левоцентристские «Монд» («Мир»),

«Комба» («Бой), «Круа» («Крест»); левые – «Юманите», «Попилер» («Народная»),

«Либерасьон» («Освобождение», выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали

даже свою вечернюю парижскую газету «Се суар» («Сегодня вечером») и ряд ежене-

дельников.

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов:

правые еженедельники «Аспэ де ля Франс» («Аспекты Франции», «Ривароль»,

«Каррефур» («Перекресток»); левые издания: «Тан модерн» («Нынешние времена»),

«Франс обсерватэр» («Французский обозреватель»), еженедельник «Экспресс».

Возникла так называемая «пресса сердца». Были популярны литературные

периодические издания «Эспри» («Дух»), «Летр франсез» («Французская

литература»), «Ревю де Пари» («Французское обозрение») и другие.

В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая «Либерасьон», «Матен де

Пари» (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла

провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4

парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение

тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появив-

шиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские

материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в

Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и

местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил

выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство

оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском

языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход

от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех

газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции

было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического

диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и

научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во

Франции:

- пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11

пари-жских газет);

- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной;

7889 – технической и профессиональной периодики; спортивная, научная,

«эротическая» и прочая периодика;

- экономическая пресса;

- пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные

еженедельники, например, «Пари матч»);

- печать документа и статистики.

__________________________________________________________________________________

Еще в годы оккупации Франции Германией пресса страны была расколота на 2 лагеря.

Подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками (оккупационная пресса).

Другая возникла в ходе антифашисткой деятельности, выходила нелегально. (Газета коммунистов «Юманите» всего 400 номеров). Период освобождения (1944) – рост количества левых изданий. 46 – начало холодной войны. 40-60 – межпартийная борьба сторонников 3х партий – социалистической, капиталистической и народно-республиканской. СМИ не остались в стороне.

Парижская пресса того времени делится на:

- Правонационалистиеская печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельник «Карефур» и др). Эти издания настроены к правительству оппозиционно.

Печать, отражающая взгляды среднего класса (газеты «Фигаро», журнал «Пари Матч»)

- Либерально-объективистская (газета «Монд»). Монд – наиболее серьезная. – большой объем информации, в основном внешнеполитической. СМИ левых группировок интеллигенции («Тан Модерн», «Франс Обсерватэр»). Редакторы критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли повлиять.

Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (основана в 1904, выходила более 60 лет) состояла из 5 отделов: внутренней политики, иностранного, культуры, общей информации и спорта.

Французы чаще классифицируют по тематике: общей или политической направленности, специализированную периодику (женская пресса, молодежная, техническая, экономическая, научная и т.д.).

Серьезную конкуренцию составляют в последнее время бесплатные газеты, содержащие как рекламу, так и журналистские материалы

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений.

Группа АШЕТТ. (образов 1826) Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг.

Объединение Байяр –пресс (основ в 1873), занимается выпуском католической прессы. Журналы «Капиталь Санте», «Эврика», «Максимум».

Первые радиопередачи во Франции были проведены в 1921 министерством почты и телеграфа. Правительство стремилось установить свою монополию в этой области. Возникла необходимость привлечения финансовых средств. 1933 – введена абонентская плата.

Первые передачи – 1936. 2 мировая война прервала эксперименты. 1948 – попытки возобновились. ТВ из-за финансирования развивалось медленно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: