double arrow

Франция. Послевоенная история Франции подразделяется на три периода


Послевоенная история Франции подразделяется на три периода. Временный режим (1944-1946), когда после освобождения страны было сформировано Временное пра­вительство, разрабатывалась новая конституция, нача­лось восстановление экономики. Период с декабря 1946 г. до осени 1958 г. (принятие конституции) получил на­звание Четвертой республики. Он завершился кризисом и установлением в 1958 г. Пятой республики на основе новой конституции.

Временный режим. 1944-1946 гг. Движение Сопро­тивления оказало большое влияние на формирование по­слевоенной партийно-политической системы во Франции и на характер новой конституции. Во Временное пра­вительство страны вошли представители основных поли­тических партий, участвовавших в Сопротивлении: коммунистическая партия, социалистическая партия, католическая партия - Народно-республиканское дви­жение (МРП) и др. Правительство возглавил генерал де Голль, руководитель движения «Свободная Франция».

Четвертая республика. 1946-1958 гг. Во Франции утвердилась парламентская республика. Конституция 1946 г. провозглашала, кроме традиционных прав и сво­бод граждан, содержавшихся еще в Декларации прав че­ловека и гражданина 1789 г., также права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, а также право тру­дящихся на участие в управлении производством, на профсоюзную и политическую деятельность.

До мая 1947 г. правительства формировались на основе сотрудничества трех главных партий. В мае 1947 г. комму­нисты были удалены из коалиционного правительства по обвинению в нарушении правительственной солидарности(они поддержали стачку заводов Рено). С того времени и до падения Четвертой республики правительства форми­ровались на основе коалиции целого ряда партий. Мно­гопартийность была одной из причин неустойчивости ре­жима - за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другой причиной нараставшего с годами кризиса республики были колониальные войны, которые вели правящие круги страны: во Вьетнаме в 1946-1954 ГГ., в Алжире с 1954 г.

Восстановление экономики. В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня. Первый план модернизации и реконструкции (план Монне), хотя и не носил обязательного характера, сыграл важную роль в развитии французской экономики. Высказывание Жана Монне «модернизация или упадок. отражало его дейст­вия на посту первого генерального комиссара по планиро­ванию. Однако политическая неустойчивость, колониаль­ные войны, раскол в обществе по вопросу о путях внешней политики препятствовали последовательному осуществ­лению планов экономического и социального развития страны.

Социальные конфликты. В 50-е гг. обострились соци­альные конфликты. Рабочее движение добилось ряда су­щественных уступок: был принят закон о коллективных договорах, повышена заработная плата, введен гарантиро­ванный минимум заработной платы (СМИГ), который составлял около половины средней зарплаты. Массовые крестьянские движения требовали справедливых за­купочных цен и снижения налогов. Недовольство лавоч­ников и ремесленников вылилось в анти парламентское оппозиционное движение под руководством лавочника П. Пужада.

Алжирский кризис. Однако важнейшим проявлением кризиса Четвертой республики стали непрекращающиеся колониальные войны. Раскол в обществе и раскол в основ­ных партиях проходил по линии сторонников ультраколо ниализма и неоколониализма. К началу 1958 г. сложился заговор ультра колониалистов, требовавших установления «сильной власти., способной добиться победы в Алжире. Заговорщики требовали призвать к власти де Голля, счи­тая его способным навести порядок в стране. 13 мая 1958 г. в Алжире они подняли мятеж, требуя передачи власти де Голлю. 1 июня Национальное собрание выразило дове­рие правительству де Голля, наделило его чрезвычайными полномочиями и дало согласие на разработку им новой конституции. После этого Национальное собрание прекра­тило свою деятельность. Так закончился период Четвер­той республики.

Пятая республика. Режим «личной власти». 1958­

1969 п. Новая конституция, разработанная де Голлем, была одобрена 79% участников референдума в сентябре 1958 г. На ее основе были проведены выборы в Нацио­нальное собрание по мажоритарной системе в два тура. Накануне выборов сторонники де Голля создали новую политическую партию «Союз В защиту новой республи­ки., которая вместе с «независимыми» получила боль­шинство в собрании. В декабре де Голль был избран прези­дентом.

В 1962 г. было внесено изменение в порядок избрания президента. Согласно новому закону президент избирался всенародным голосованием, что ставило его над Нацио­нальным собранием. Де Голль сосредоточил в своих руках всю полноту власти. По основным вопросам он обращался к референдуму, ставя на всенародное голосование ряд важных решений. Он лично руководил внешней и воен­ной политикой, а также политикой в отношении Алжира. Так был установлен режим «личной власти..

В 1960 г. была предоставлена независимость 14 афри­канским колониям Франции. Преодолев сопротивление ультра колониалистов и подавив мятеж армейского командования в Алжире, де Голль начал переговоры с Ал­жирской республикой, и в марте 1962 г. в г. Эвиане было подписано соглашение о предоставлении Алжиру незави­симости.

Внешняя политика. Покончив с колониальными вой­нами, де Голль и правительство Франции приступили к осуществлению главной идеи де Голля - восстановле­нию величия Франции на путях независимой внешней по­литики и экономической и социальной модернизации. Важнейшими акциями во внешней политике были выход Франции из военной организации НАТО, вывод амери­канских баз с территории страны. Де Голль осудил амери­канскую интервенцию во Вьетнаме.

Модернизация экономики. Воплощая свою идею возро­ждения величия Франции, де Голль осуществлял широ­кую программу экономической модернизации. При этом проводилась жесткая министерская регламентация дея­тельности государственных предприятий в сферах общена­ционального значения (угольные шахты, металлургические предприятия, транспорт, электростанции и др.). В то же время модернизация ставила перед частными предприни­мателями задачи кардинального обновления самолетострое­ния, атомной энергетики, космической технологии и раке­тостроения совместно с государственными предприятиями и при государственной организационной и финансовой под­держке.

Франция провела глубокую структурную перестройку экономики, осуществила технологическую модернизацию, подняла эффективность производства и производитель­ность труда выше среднего западноевропейского уровня.

Наконец, важные преобразования произошли в сель­ском хозяйстве. Из прежнего раздробленного и мелко зе­мельного крестьянства во Франции сформировалось фер­мерство, окрепло кооперативное движение, что проходило при существенной помощи со стороны государства. Струк­тура сельского хозяйства кардинально изменилась. Оно превратилось в современное товарное фермерское произ­водство, тесно интегрированное с перерабатывающей и иной промышленностью, работающей на сельское хо­зяйство. Майский кризис 1968 Г. Однако модернизация эконо­мики и сравнительно быстрое развитие имели свои нега­тивные последствия. Не всех удовлетворила ломка тради­ционных структур, не все приспособились к новым условиям и переменам. Утомляла государственная регла­ментация бизнеса и трудовых отношений, разочаровыва­ло отставание в развитии социальной сферы, инфляция. Все это подготавливало социальный взрыв. Нужен был лишь запал.

Выступление студентов Парижа за реформу образова­ния стало толчком к политическому кризису 1968 г. Бас­тующие студенты заняли здание университета. Вызванная полиция зверски избила студентов. Сотни тысяч парижан13 мая вышли на демонстрацию протеста против голлист­ского режима. Опросы показали, что 4/5 населения столицы симпатизировало студентам. Некоторые ультрарадикаль­ные, «гошистские» лидеры намеренно провоцировали по­лицию на применение насилия, стремясь побудить толпу к авантюрным действиям с целью реализовать свои призы­вы к немедленной революции.

Но в стране не было революционной ситуации. Эконо­мика шла на подъем. Нация духовно возрождалась. Совер­шив тайную поездку в армейские части, де Голль убедил­ся в поддержке армии и командования. Вернувшись в Париж, де Голль распустил Национальное собрание и на­значил на 23 июня новые выборы, обещая реформы и «но­вое общество... На выборах победила голлистская партия, принявшая новое название - «Союз в защиту республи­ки (ЮДР). Все левые партии - компартия, соцпартия, радикалы - понесли существенные потери на выборах. Левацкие организации все вместе не набрали и 5% голосов и не получили ни одного места.

Отставка де Голля. Майские события 1968 г. явились для де Голля неожиданным и тяжелым ударом. Несмотря на победу на выборах, он понимал необходимость проведе­ния ряда реформ, чтобы ослабить социальные конфликты и направить их в русло компромиссов и социального парт­нерства. Одной из первых стала реформа местного само­управления. В апреле 1969 г. большинство избирателей отвергло проект реформы. Де Голль воспринял это как личное оскорбление. Когда стали известны результаты го­лосования, президент немедленно заявил об отставке и удалился в свое имение. В ноябре 1970 г. генерал де Голль умер.

Франция после эпохи голлизма. Новым президентом Франции в 1969 г. был избран ближайший сподвижник ге­нерала Жорж Помпиду, который после выборов так назвал свой курс: «Преемственность и диалог». Первая часть формулы означала продолжение политики де Голля, а вто­рая - сближение с оппозицией: в правительство был при­глашен лидер «независимых республиканцев Валери Жискар д' Эстеи.

Преемственность во внешней политике означала про­должение курса на укрепление внешнеполитических по­зиций и независимой политики.

Политика диалога предполагала уступки европеистам в отношении «европейского строительства. Франция сняла возражения против вступления Англии в Общий рынок.

В социально-экономической стратегии произошла пе­реориентация к неолиберализму, к «восстановлению эф­фективности рыночных отношений».

Этот поворот к рынку и постепенный отказ от програм­мы «нового общества и социального партнерства, которые обещал де Голль, был следствием давления на правитель­ство консервативных сил в ЮДР. Последствия не замедли­ли сказаться: на выборах в марте 1973 г. ЮДР потеряла 4 млн голосов. Впервые открыто выявился кризис голлизма. Завершила процесс внезапная смерть президента Ж. Помпиду в 1974 г.

Перегруппировка партийно-политических сил Фран­ции в 70-е п. Президентом Франции на семилетний срок был избран Жискар д'Эстен, лидер группировки «незави­симых» республиканцев и ряда других мелких партий, ко­торые получили общее название «Союз за французскую де­мократию» (СФД). Премьер-министром стал лидер другой политической партии - «Объединения в поддержку рес­публики» (ОПР) Жак Ширак, который взял на себя мис­сию спасения остатков голлистской партии и объединения вокруг себя правого политического крыла страны. Парла­ментские выборы 1978 г. отразили пере стройку во Фран­ции партийно-политической системы. На смену десятку парламентских групп, которые определяли в течение двух десятилетий парламентские блоки, пришло деление поли­тических сил на четыре крупные партии: примерно по20-25% голосов получили ОПР, СФД, социалистическая партия и компартия.

Многопартийная система, возникшая в Четвертой рес­публике, сменилась в 70-90-е гг. биполярной системой двух главных правых и двух левых партий.

Президенты В. Жискар д'Эстен, Ф. Миттеран, Ж. Ши­рак последовательно представляли либеральное, левое и правое политические течения. Президент В. Жискар д'Эстен (1974-1981) оказался во главе государства в труд­ные годы: начались мировые экономические и структурные кризисы (1974-1975, 1980-1982), развернулся новый этап научно-технической революции.

Фактически открылась новая эпоха в мировой истории, которая требовала новых инициатив. И каждый из сме­няющих друг друга президентов Франции в последней четверти ХХ в. имел дело с одними и теми же глобальны­ми и национальными проблемами, только они по разному пытались найти им разрешение.

В. Жискар д'Эстен представлял либеральное течение во французской политической жизни. Его идеей было создать «передовое либеральное общество», «без революций, но пу­тем реформ». В 70-е гг. были проведены многократные повы­шения минимальной заработной платы, снижен избиратель­ный ценз с 20 до 18 лет, разрешены аборты и проведен ряд других реформ. Президент был сторонником активизации рыночных инструментов экономического развития.

Совместная программа социалистической и коммунисти­ческой партий, принятая в 1972 г., предлагала иные пути решения социально-экономических проблем страны.

На выборах 1981 г. левые не только избрали президента ­социалиста Ф. Миттерана, но и завоевали абсолютное большинство в Национальном собрании. Впервые после1947 г. социалисты предложили коммунистам войти в коа­лиционное правительство. Правительство возглавил социа­лист П. Моруа. Его целью было проведение согласно Сов­местной программе национализации почти всех банков и части крупной промышленности (девяти крупнейших корпораций Франции), ослабление социальной напряжен­ности, уменьшение социального неравенства, обеспечение полной занятости. Были проведены важные реформы по расширению платежеспособного спроса в духе кейнсианст­ва. При этом росла безработица.

В 1984 г. на выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство, и при президенте-социа­листе было сформировано правительство правых, которое начало денационализацию и режим жесткой экономии с целью сократить большой дефицит бюджета, что означало поворот к консерватизму.

Это помогло Ф. Миттерану вновь одержать победу на пре­зидентских выборах в 1988 г. Ситуация противостояния лево­го президента и правого правительства без видимых полити­ческих кризисов сохранялась благодаря гибкости президента. При этом социалисты отказались от стратегии .разрыва с капитализмом. и выступили за смешанную экономику.

В 1995 г. мэр Парижа и лидер ОПР Жак Ширак был из­бран президентом Франции. Он победил под лозунгом. Франция для всех.. В его программу были включены ле­вые тезисы о борьбе с социальным неравенством и безрабо­тицей. В 1997 г. Ширак объявил о досрочных выборах в Национальное собрание, рассчитывая на победу правых сил. Однако победила левая оппозиция (социалисты, ком­мунисты, .зеленые.). Франция вернулась к ситуации1984 г., но уже зеркальной: при правом президенте дей­ствовало правительство левых. Правительство социалиста Л. Жоспена (1997-2002) продолжило политику правых в области приватизации, которая сочеталась с активной со­циальной политикой.

Признание важности социальной политики со стороны правых и отказ от национализации со стороны социалистов привели к сближению позиций главных политических сил Франции. В прессе начали обсуждаться перспективы «третьего пути», при котором меры по де регулированию экономики, расширению частнохозяйственной инициати­вы в целях повышения конкурентоспособности француз­ской экономики сопровождаются эффективной социаль­ной политикой. Этот курс способствовал росту доверия ин­весторов: к концу 90-х гг. Франция вышла на первое мес" то в Европе по объему привлеченных иностранных капита­ловложений.

Выборы 2002 г., на которых Ж. Ширак .вновь был из­брав президентом (но уже на б-летний срок в соответствии с результатами референдума 2000 г.), показали, с одной стороны, рост влияния крайне правого Национального фронта Ле Пена, а с другой - крах коммунистов, не су­мевших обрести новое политическое лицо.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какова роль движения Сопротивления и левых сил в послевоенной истории Франции?

2. Назовите причины кризиса Чет­вертой республики.

З. Как вы оцениваете роль личности в послевоенной ис­тории Франции?

4. Охарактеризуйте режим личной власти Ш. де Голля.

5. По­чему произошла смена многопартийной системы на биполярную?

6. Чем раз­личаются политика и взгляды Ф. Миттерана и В. Жискар д'Эстена?

7. Каковы особенности президентства ж. Ширака?


Сейчас читают про: