Послевоенная история Франции подразделяется на три периода. Временный режим (1944-1946), когда после освобождения страны было сформировано Временное правительство, разрабатывалась новая конституция, началось восстановление экономики. Период с декабря 1946 г. до осени 1958 г. (принятие конституции) получил название Четвертой республики. Он завершился кризисом и установлением в 1958 г. Пятой республики на основе новой конституции.
Временный режим. 1944-1946 гг. Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование послевоенной партийно-политической системы во Франции и на характер новой конституции. Во Временное правительство страны вошли представители основных политических партий, участвовавших в Сопротивлении: коммунистическая партия, социалистическая партия, католическая партия - Народно-республиканское движение (МРП) и др. Правительство возглавил генерал де Голль, руководитель движения «Свободная Франция».
Четвертая республика. 1946-1958 гг. Во Франции утвердилась парламентская республика. Конституция 1946 г. провозглашала, кроме традиционных прав и свобод граждан, содержавшихся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., также права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, а также право трудящихся на участие в управлении производством, на профсоюзную и политическую деятельность.
|
|
До мая 1947 г. правительства формировались на основе сотрудничества трех главных партий. В мае 1947 г. коммунисты были удалены из коалиционного правительства по обвинению в нарушении правительственной солидарности(они поддержали стачку заводов Рено). С того времени и до падения Четвертой республики правительства формировались на основе коалиции целого ряда партий. Многопартийность была одной из причин неустойчивости режима - за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другой причиной нараставшего с годами кризиса республики были колониальные войны, которые вели правящие круги страны: во Вьетнаме в 1946-1954 ГГ., в Алжире с 1954 г.
Восстановление экономики. В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня. Первый план модернизации и реконструкции (план Монне), хотя и не носил обязательного характера, сыграл важную роль в развитии французской экономики. Высказывание Жана Монне «модернизация или упадок. отражало его действия на посту первого генерального комиссара по планированию. Однако политическая неустойчивость, колониальные войны, раскол в обществе по вопросу о путях внешней политики препятствовали последовательному осуществлению планов экономического и социального развития страны.
|
|
Социальные конфликты. В 50-е гг. обострились социальные конфликты. Рабочее движение добилось ряда существенных уступок: был принят закон о коллективных договорах, повышена заработная плата, введен гарантированный минимум заработной платы (СМИГ), который составлял около половины средней зарплаты. Массовые крестьянские движения требовали справедливых закупочных цен и снижения налогов. Недовольство лавочников и ремесленников вылилось в анти парламентское оппозиционное движение под руководством лавочника П. Пужада.
Алжирский кризис. Однако важнейшим проявлением кризиса Четвертой республики стали непрекращающиеся колониальные войны. Раскол в обществе и раскол в основных партиях проходил по линии сторонников ультраколо ниализма и неоколониализма. К началу 1958 г. сложился заговор ультра колониалистов, требовавших установления «сильной власти., способной добиться победы в Алжире. Заговорщики требовали призвать к власти де Голля, считая его способным навести порядок в стране. 13 мая 1958 г. в Алжире они подняли мятеж, требуя передачи власти де Голлю. 1 июня Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля, наделило его чрезвычайными полномочиями и дало согласие на разработку им новой конституции. После этого Национальное собрание прекратило свою деятельность. Так закончился период Четвертой республики.
Пятая республика. Режим «личной власти». 1958
1969 п. Новая конституция, разработанная де Голлем, была одобрена 79% участников референдума в сентябре 1958 г. На ее основе были проведены выборы в Национальное собрание по мажоритарной системе в два тура. Накануне выборов сторонники де Голля создали новую политическую партию «Союз В защиту новой республики., которая вместе с «независимыми» получила большинство в собрании. В декабре де Голль был избран президентом.
В 1962 г. было внесено изменение в порядок избрания президента. Согласно новому закону президент избирался всенародным голосованием, что ставило его над Национальным собранием. Де Голль сосредоточил в своих руках всю полноту власти. По основным вопросам он обращался к референдуму, ставя на всенародное голосование ряд важных решений. Он лично руководил внешней и военной политикой, а также политикой в отношении Алжира. Так был установлен режим «личной власти..
В 1960 г. была предоставлена независимость 14 африканским колониям Франции. Преодолев сопротивление ультра колониалистов и подавив мятеж армейского командования в Алжире, де Голль начал переговоры с Алжирской республикой, и в марте 1962 г. в г. Эвиане было подписано соглашение о предоставлении Алжиру независимости.
Внешняя политика. Покончив с колониальными войнами, де Голль и правительство Франции приступили к осуществлению главной идеи де Голля - восстановлению величия Франции на путях независимой внешней политики и экономической и социальной модернизации. Важнейшими акциями во внешней политике были выход Франции из военной организации НАТО, вывод американских баз с территории страны. Де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме.
Модернизация экономики. Воплощая свою идею возрождения величия Франции, де Голль осуществлял широкую программу экономической модернизации. При этом проводилась жесткая министерская регламентация деятельности государственных предприятий в сферах общенационального значения (угольные шахты, металлургические предприятия, транспорт, электростанции и др.). В то же время модернизация ставила перед частными предпринимателями задачи кардинального обновления самолетостроения, атомной энергетики, космической технологии и ракетостроения совместно с государственными предприятиями и при государственной организационной и финансовой поддержке.
|
|
Франция провела глубокую структурную перестройку экономики, осуществила технологическую модернизацию, подняла эффективность производства и производительность труда выше среднего западноевропейского уровня.
Наконец, важные преобразования произошли в сельском хозяйстве. Из прежнего раздробленного и мелко земельного крестьянства во Франции сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, что проходило при существенной помощи со стороны государства. Структура сельского хозяйства кардинально изменилась. Оно превратилось в современное товарное фермерское производство, тесно интегрированное с перерабатывающей и иной промышленностью, работающей на сельское хозяйство. Майский кризис 1968 Г. Однако модернизация экономики и сравнительно быстрое развитие имели свои негативные последствия. Не всех удовлетворила ломка традиционных структур, не все приспособились к новым условиям и переменам. Утомляла государственная регламентация бизнеса и трудовых отношений, разочаровывало отставание в развитии социальной сферы, инфляция. Все это подготавливало социальный взрыв. Нужен был лишь запал.
Выступление студентов Парижа за реформу образования стало толчком к политическому кризису 1968 г. Бастующие студенты заняли здание университета. Вызванная полиция зверски избила студентов. Сотни тысяч парижан13 мая вышли на демонстрацию протеста против голлистского режима. Опросы показали, что 4/5 населения столицы симпатизировало студентам. Некоторые ультрарадикальные, «гошистские» лидеры намеренно провоцировали полицию на применение насилия, стремясь побудить толпу к авантюрным действиям с целью реализовать свои призывы к немедленной революции.
Но в стране не было революционной ситуации. Экономика шла на подъем. Нация духовно возрождалась. Совершив тайную поездку в армейские части, де Голль убедился в поддержке армии и командования. Вернувшись в Париж, де Голль распустил Национальное собрание и назначил на 23 июня новые выборы, обещая реформы и «новое общество... На выборах победила голлистская партия, принявшая новое название - «Союз в защиту республики (ЮДР). Все левые партии - компартия, соцпартия, радикалы - понесли существенные потери на выборах. Левацкие организации все вместе не набрали и 5% голосов и не получили ни одного места.
|
|
Отставка де Голля. Майские события 1968 г. явились для де Голля неожиданным и тяжелым ударом. Несмотря на победу на выборах, он понимал необходимость проведения ряда реформ, чтобы ослабить социальные конфликты и направить их в русло компромиссов и социального партнерства. Одной из первых стала реформа местного самоуправления. В апреле 1969 г. большинство избирателей отвергло проект реформы. Де Голль воспринял это как личное оскорбление. Когда стали известны результаты голосования, президент немедленно заявил об отставке и удалился в свое имение. В ноябре 1970 г. генерал де Голль умер.
Франция после эпохи голлизма. Новым президентом Франции в 1969 г. был избран ближайший сподвижник генерала Жорж Помпиду, который после выборов так назвал свой курс: «Преемственность и диалог». Первая часть формулы означала продолжение политики де Голля, а вторая - сближение с оппозицией: в правительство был приглашен лидер «независимых республиканцев Валери Жискар д' Эстеи.
Преемственность во внешней политике означала продолжение курса на укрепление внешнеполитических позиций и независимой политики.
Политика диалога предполагала уступки европеистам в отношении «европейского строительства. Франция сняла возражения против вступления Англии в Общий рынок.
В социально-экономической стратегии произошла переориентация к неолиберализму, к «восстановлению эффективности рыночных отношений».
Этот поворот к рынку и постепенный отказ от программы «нового общества и социального партнерства, которые обещал де Голль, был следствием давления на правительство консервативных сил в ЮДР. Последствия не замедлили сказаться: на выборах в марте 1973 г. ЮДР потеряла 4 млн голосов. Впервые открыто выявился кризис голлизма. Завершила процесс внезапная смерть президента Ж. Помпиду в 1974 г.
Перегруппировка партийно-политических сил Франции в 70-е п. Президентом Франции на семилетний срок был избран Жискар д'Эстен, лидер группировки «независимых» республиканцев и ряда других мелких партий, которые получили общее название «Союз за французскую демократию» (СФД). Премьер-министром стал лидер другой политической партии - «Объединения в поддержку республики» (ОПР) Жак Ширак, который взял на себя миссию спасения остатков голлистской партии и объединения вокруг себя правого политического крыла страны. Парламентские выборы 1978 г. отразили пере стройку во Франции партийно-политической системы. На смену десятку парламентских групп, которые определяли в течение двух десятилетий парламентские блоки, пришло деление политических сил на четыре крупные партии: примерно по20-25% голосов получили ОПР, СФД, социалистическая партия и компартия.
Многопартийная система, возникшая в Четвертой республике, сменилась в 70-90-е гг. биполярной системой двух главных правых и двух левых партий.
Президенты В. Жискар д'Эстен, Ф. Миттеран, Ж. Ширак последовательно представляли либеральное, левое и правое политические течения. Президент В. Жискар д'Эстен (1974-1981) оказался во главе государства в трудные годы: начались мировые экономические и структурные кризисы (1974-1975, 1980-1982), развернулся новый этап научно-технической революции.
Фактически открылась новая эпоха в мировой истории, которая требовала новых инициатив. И каждый из сменяющих друг друга президентов Франции в последней четверти ХХ в. имел дело с одними и теми же глобальными и национальными проблемами, только они по разному пытались найти им разрешение.
В. Жискар д'Эстен представлял либеральное течение во французской политической жизни. Его идеей было создать «передовое либеральное общество», «без революций, но путем реформ». В 70-е гг. были проведены многократные повышения минимальной заработной платы, снижен избирательный ценз с 20 до 18 лет, разрешены аборты и проведен ряд других реформ. Президент был сторонником активизации рыночных инструментов экономического развития.
Совместная программа социалистической и коммунистической партий, принятая в 1972 г., предлагала иные пути решения социально-экономических проблем страны.
На выборах 1981 г. левые не только избрали президента социалиста Ф. Миттерана, но и завоевали абсолютное большинство в Национальном собрании. Впервые после1947 г. социалисты предложили коммунистам войти в коалиционное правительство. Правительство возглавил социалист П. Моруа. Его целью было проведение согласно Совместной программе национализации почти всех банков и части крупной промышленности (девяти крупнейших корпораций Франции), ослабление социальной напряженности, уменьшение социального неравенства, обеспечение полной занятости. Были проведены важные реформы по расширению платежеспособного спроса в духе кейнсианства. При этом росла безработица.
В 1984 г. на выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство, и при президенте-социалисте было сформировано правительство правых, которое начало денационализацию и режим жесткой экономии с целью сократить большой дефицит бюджета, что означало поворот к консерватизму.
Это помогло Ф. Миттерану вновь одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Ситуация противостояния левого президента и правого правительства без видимых политических кризисов сохранялась благодаря гибкости президента. При этом социалисты отказались от стратегии.разрыва с капитализмом. и выступили за смешанную экономику.
В 1995 г. мэр Парижа и лидер ОПР Жак Ширак был избран президентом Франции. Он победил под лозунгом. Франция для всех.. В его программу были включены левые тезисы о борьбе с социальным неравенством и безработицей. В 1997 г. Ширак объявил о досрочных выборах в Национальное собрание, рассчитывая на победу правых сил. Однако победила левая оппозиция (социалисты, коммунисты,.зеленые.). Франция вернулась к ситуации1984 г., но уже зеркальной: при правом президенте действовало правительство левых. Правительство социалиста Л. Жоспена (1997-2002) продолжило политику правых в области приватизации, которая сочеталась с активной социальной политикой.
Признание важности социальной политики со стороны правых и отказ от национализации со стороны социалистов привели к сближению позиций главных политических сил Франции. В прессе начали обсуждаться перспективы «третьего пути», при котором меры по де регулированию экономики, расширению частнохозяйственной инициативы в целях повышения конкурентоспособности французской экономики сопровождаются эффективной социальной политикой. Этот курс способствовал росту доверия инвесторов: к концу 90-х гг. Франция вышла на первое мес" то в Европе по объему привлеченных иностранных капиталовложений.
Выборы 2002 г., на которых Ж. Ширак.вновь был избрав президентом (но уже на б-летний срок в соответствии с результатами референдума 2000 г.), показали, с одной стороны, рост влияния крайне правого Национального фронта Ле Пена, а с другой - крах коммунистов, не сумевших обрести новое политическое лицо.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Какова роль движения Сопротивления и левых сил в послевоенной истории Франции?
2. Назовите причины кризиса Четвертой республики.
З. Как вы оцениваете роль личности в послевоенной истории Франции?
4. Охарактеризуйте режим личной власти Ш. де Голля.
5. Почему произошла смена многопартийной системы на биполярную?
6. Чем различаются политика и взгляды Ф. Миттерана и В. Жискар д'Эстена?
7. Каковы особенности президентства ж. Ширака?