Утварь, мебель, интерьер русского дома

Основным украшением домов являлись образа, в каждом покое их было несколько. Чем зажиточнее были хозяева, тем больше имелось образов. Их ставили не только в жилых помещениях, но и в сенях, лавках, амбарах. Главный подарок, который обычно делали друг другу, - образа. Причем они были произведениями иконописи русских художников (икона (греч.) - изображение). Сакральность сознания русского человека после христианизации Руси была перенесена и на иконы. Считалось, что благодать не пребывает над тем образом, который писан человеком неправославной веры. Очевидно, наши предки ощущали особую атмосферу иконописной работы, о которой популярно говорить сейчас.

Образа писались на досках по краскам или золотому полю. Около головы святых делали венцы из золота или позолоченного серебра, украшенные по ободку драгоценными камнями или жемчужной обнизью. Часто целый образ обкладывался золотым или серебряным окладом, басмой, чеканкой, сканью и другими видами металлического искусства. (Басма - тонкие листы металла с вытесненным или вычеканенным рельефом рисунком. Скань - вид ювелирной техники, ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки. То же, что и филигрань).

Образа ставились в киоты. Некоторые киоты делались со створками, и как на наружной стороне, так и на внутренней писались изображения святых. Кроме икон, в большом употреблении были металлические складни, и на каждой створке (снаружи и внутри) нарезывались изображения и молитвенные слова. В большом употреблении были восьмиконечные кресты, золотые и серебряные, круглые медали (панагия) с изображениями на обеих сторонах.

Выбор святого на иконе зависел от личного вкуса хозяина и от обстоятельств его жизни. Предпочтительнее были образы Божьей Матери в различных наименованиях и Святого Николая Чудотворца. И это неслучайно. Приняв весь пантеон христианских святых, русские, тем не менее, предпочтение отдавали Богоматери и Николаю Мерликий-скому (Николаю Угоднику). В XVIII веке приехавший в Россию граф Казанова с пренебрежением писал, что русские - самый суеверный народ в мире, потому что из всех святых они молятся по преимуществу святому Николаю, что он их домашний Лар. Блистательный итальянский граф по европейскому невежеству своему не ведал, что любовь к этому святому - во-первых, перенесение на него функции одного из самых «домашних» порушенных языческих богов - Велеса (Волоса), а во-вторых, особое уважение вызывали качества, характерные для этого святого, которые так ценились на Руси: доброта, любовь к ближнему, скромность. Особое же почитание Богоматери можно также, на наш взгляд, объяснить языческими истоками: Дева-Зарница (языческое божество) обладала чудодейственными покровами, излечивающими от всех недугов, и способностью сострадать самому последнему грешнику, жалеть его и заступиться за него. Отголоском такого сознания в русской культуре можно считать стихотворенье А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...», в котором Пречистая заступилась за грешника, который «Богу не молился и не ве-дал-де поста», потому что он боготворил Святую Деву. Образа обычно ставили в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом. Кроме того, каждый образ поодиночке тоже закрывался (утрусец).

Утрусцы, пелены у богатых людей унизывались драгоценными камнями и дробницами (металлическим блеском по ткани). Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи. В доме у зажиточного хозяина была одна комната, где стояли во всю стену образа наподобие церковного иконостаса. Здесь обычно проходило домашнее моление.

Русский человек в домашнем устройстве имел некую особенность все укрывать и покрывать. Возможно, здесь следует искать особую популярность на Руси храмов в честь Покрова Божьей Матери. Эта особенность и определила во многом интерьер русского дома. Полы в зажиточном доме покрывались коврами, у менее зажиточных - рогожей и войлоком. В сенях и у дверей - рогожа или войлок для обтирания ног. Для сидения служили лавки, приделанные наглухо к стене и расположенные низко к полу. Если стены обивались материей, то и лавки покрывались той же материей. Но сверх этого на них накладывались куски ткани, которые называли полавочниками. Они делались из двух полотнищ так, чтобы одно было больше другого. Первое закрывало лавку во всю длину, второе - свешивалось вниз, закрывая пространство между лавкой и полом. Такие же куски материи клались на окна - наоконники. Как и полавочники, они были разных цветов.

Постепенно, начиная с ХУ1-ХУ11 веков, в интерьере русского дома только у знатных бояр стали появляться кресла и стулья, но в очень небольшом количестве, скорее не столько как функционирующая часть интерьера, сколько как диковинка. Столы были деревянные, большей частью дубовые, длинные и узкие. В богатых домах их иногда разрисовывали, а бока и ножки украшали резьбой. Кроме больших столов, были маленькие. У богатых - расписные и украшенные камнями. Большие столы ставили перед лавками и покрывали подскатерниками, но эта вещь была скорее для приличия. Во время еды накрывали стол скатертью, обычно изо льна, вышитую узорами.

В праздники в зажиточных домах скатерти и подскатерти были из бархата, персидской парчи, камки (китайская шелковая ткань с разводами), обязательно с золотошвейной каймой. Все это называлось хоромный наряд.

Стенных зеркал вовсе не было. Во-первых, они были дорогими. Во-вторых, против них у русских было сильное предубеждение. Их считали порождением дьявола и вкладывали в них сакральный смысл. Не случайно позже они становятся важным элементом гадания. Гадание порицалось церковью. Постепенно они стали появляться в домах богатых бояр (к XVII веку), небольшие по размеру использовались в женском обиходе.

Начиная с XVII века стали входить в моду настенные картины и эстампы, преимущественно церковного содержания.

Особая роль отводилась постели. Она состояла из пуховика или перины, подушек. Постель покрывали простыней из шелковой материи или полотна, а сверху она закрывалась одеялом, подушки клались поверх одеяла. Нарядные и богатые постели украшались наволокой из тех же тканей. Хоромные нарядные одеяла были из атласных тканей и обычно красными, подбитые соболями. Перина набивалась лебяжьим и чижиным пухом. Одеяла попроще подбивались заячьим мехом и овчинкой. Однако подобная постель была лишь украшением дома и свидетельствовала о достатке и богатстве хозяина. Сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре, на матраце, на войлоке, на печах. Детские колыбели делались висячими, всегда широкими и длинными, чтобы дитя могло свободно расти. А внутри их привешивались иконы, крестики, всякого рода обереги.

Домашние вещи хранились в скрынях (род комодов с выдвижными ящиками), сундуках, в погребцах, изготовляемых из дерева, бересты. При постоянной модели интерьера (консервативной форме мебели) идет усовершенствование рисунка, появляются новые формы росписи, инкрустации.

Для посуды употреблялось сооружение на столбах, уставленных со всех сторон полками, - поставцы. К низу их делали шире, к верху -уже. На нижних полках располагалась более массивная посуда, на верхних - мелкая. Такой принцип впоследствии дал возможность унификации этого сооружения, превратив, в конце концов, его в пристенную мебель - буфет.

Разные женские украшения хранились в ларцах. Это были самые красивые предметы (формы) интерьера. Сами по себе они уже были произведением искусства: великолепно украшены золотом, расписаны красками, окаймлены металлическими узорами. Это было наследство, которое вместе с драгоценностями, хранящимися в нем, передавалось из поколения в поколение.

Посуда. Посуда была в основном деревянная, прежде всего - бочки, кади, лукошки различных размеров. Самый употребляемый и функциональный предмет - бочка. В ней хранили буквально все: муку, зерно, лен, рыбу, сушеное мясо, мед, масло, гвозди, цепи, замки, топоры.

Для приготовления пищи на огне использовались котлы медные и железные (размеры их определялись количеством членов семьи). Кроме этого были котлы пивные и винные - большие достигали размера пяти ведер. Чтобы приготовить пищу в небольшом количестве, употреблялись горшки. Тесто замешивали в деревянных корытах или чанах. Для стирки белья использовались корыта, для воды - ведра, кумганы, ендовы, кувшины. Умывались из рукомойников, лоханей. У богатых они были серебряными или позолоченными; у людей среднего достатка - медными или оловянными, у бедных - деревянными.

Общее название посуды для пищи и питья - судки. В большом употреблении были ковши, скобкори, чаши, братины. Первоначально они были деревянными. Братины - посуда, в которой подносилось питье к праздничному столу. Они были разной величины, в зависимости от застолья. Иногда золотые и серебряные кубки, ковши, мисы, кружки украшались жемчугом и драгоценными камнями. Особым шиком в богатых домах считались чарки, сделанные из сердолика, отделанные серебром. Стеклянная, хрустальная, фаянсовая, каменная посуда имела те же названия, что и деревянная. Посуда - предмет услаждения вкуса, ее тоже любили дарить. Она преподносилась в знак изъявления благодарности, милости, преданности. Позже на ней стали появляться надписи. Несмотря на то, что в обиходе русского дома у богатых людей была золотая, серебряная, стеклянная, хрустальная, фаянсовая посуда, предпочтение русские отдавали деревянной посуде, которая украшалась различными видами росписей.

Сакральная сущность русского дома впоследствии превратилась в пристрастие, особенно в богатых домах, к различного рода украшениям - серебряным яблокам, позолоченным изображениям петуха с белым хвостом, мужичком серебряным, костяным городом с башнями и миниатюрным изображением различных домашних принадлежностей. Стремление к этим безделушкам во многом связано и со знакомством с Европой. Из всего того, что русский человек увидел в Европе, более всего он пленился настенными и карманными часами. Парадокс здесь, видимо, в том, что русские менее всего обладали тем главным качеством, которое так ценил деловой европейский мир, - точностью и обязательностью. Не то чтобы этих качеств у русского человека не наблюдалось. Просто, видимо, у него был свой временной отсчет. Вспомним знаменитые пушкинские строчки: «Не скоро ели предки наши, не скоро двигались кругом ковши, серебряные чаши...». Как видим, в противовес мощной временной динамике предпочтение отдается несуетности, величавости. И поэтому если в Европе использование часов носило функциональный характер, то для русского человека они являлись украшением и забавной диковинкой, что, на наш взгляд, характерно, например, для усадебного дома.

Одежда. Старинная русская одежда с первого взгляда представляла большую сложность и разнообразие. Но, внимательно присмотревшись к ней, легко можно было узнать во множестве наименований больше сходства между собой, чем отличий. Русская одежда была одинаковой по покрою как у зажиточных людей, так и у простых. Она носила одни и те же названия и отличалась лишь только степенью убранства и качеством тканей. Значительную часть одежды составляла рубаха. У крестьян - холщовая, у богатых - шелковая. Более всего русские любили красные рубахи, их считали нарядными и предпочитали другим.

Мужские рубахи - широкие и короткие (до колена). Подпоясывались низко, слабо, тонким пояском (опоясок). В холщовых рубахах под мышкой делались вставки из цветной тафты или другого полотна, расшитые пряжей, шелком. По подолу и по краю рукавов рубахи окаймлялись тесьмой, расшитой золотом и шелком. Иногда рубаху вышивали всю. Важен был ворот рубахи - ожерелье. До XVI века ожерелье делали отдельно, украшали вышивкой и жемчугом (это и была рубаха), а к нему пристегивалась сорочка пуговицами или запонками. У богатых пуговицы и запонки - золотые и серебряные, у бедных - железные.

Русские штаны (порты) шились без разрезов и были с узлом. У бедных - холщовые, белые или крашеные, из сермяги (грубой шерстяной ткани), у богатых - суконные с различной выделкой. Обычно летом бедные носили холщовые штаны, богатые - из тафты или другой легкой ткани.

На рубаху и штаны надевались три одежды одна на другую: домашняя; та, в которой принимали гостей; накидная. Домашняя, исподняя - зипун - платье узкое, короткое, достигавшее колен. Самым распространенным из второго типа одежды был кафтан. Его длина достигала до пят или до икр. До икр длина была тогда, когда нужно было показать раззолоченные сапоги. Рукава кафтана длинные, до земли. Их расшивали и украшали. Кафтаны либо завязывались завязками, либо застегивались пуговицами на правую сторону. Особо украшенные утепленные кафтаны носили название кожуха. Одним из типов кафтанов, приспособленных для путешествий и верховой езды, была так называемая чуга. Также были ферязь, армяк, тегиляй. Верхняя одежда - опашень, охабень, однорядка, епанча, шуба. Опашень -легкая одежда для осени в весны. В сырую погоду - однорядка. И та и другая одежда была широкой, до пят, с длинными рукавами, с украшениями. Охабень, плащ с рукавами и капюшоном, надевался в дальнюю дорогу. Епанча была двух видов: дорожная (верблюжья материя, сукно), нарядная (из богатой материи, подбитая мехом). Их обычно надевали, когда выезжали на лошадях. Шуба у русских не только функциональная часть одежды, но и признак особой принадлежности в обществе, признак места человека в мире. Русский человек принимал гостей в шубе. Первые знаки отличия одного человека от другого по социальному признаку - мех. Самый богатый мех - горностай, куница, затем соболь, только потом лиса, белка, заяц, овчина. Заячий мех по преимуществу детский. Самый дешевый мех - овчина. Ее носили люди бедные, почти неимущие. Насколько на Руси мех был «говорящий», свидетельствуют два эпизода в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Первый связан с дарением заячьего тулупчика Пугачеву. Здесь заячий тулупчик - не столько выражение классовой принадлежности героя, сколько возрастное. Не случайно он употреблен в уменьшительном значении. Второй же эпизод связан с овчинным тулупом, подаренным в свою очередь Пугачевым Гриневу. И здесь подарок вновь испеченного «амператора» говорит о социальной символике меха.

Необходимой принадлежностью русского мужского костюма был пояс. Считалось неприличным ходить без пояса. Их тщательно и виртуозно украшали. Они являли собой произведения искусства. Особенно любили украшать пояса золотыми и серебряными бляхами, чеканками. Важной частью одежды считалась шапка. Носили маленькие шапочки (тафья), остроконечные, четырехугольные, низкие с меховым околышем, обычно из черно-бурой лисы. По шапке определяли происхождение и достаток человека. Высокие меховые шапки могли носить люди знатного происхождения и особой значимости в государстве. Шапка могла более всего отразить социальную принадлежность. Посадские люди были достаточно богатыми, но они не имели права надевать высокие шапки - признак знатности («Не по Сеньке шапка»). Все носили бороды. Чем борода длиннее, тем осанка человека считалась почтенней и величественней. Ее берегли, расчесывали. Если у кого от природы не росла борода, к тому имели недоверие и считали способным на дурное дело. (Это касалось зрелых мужчин).

Носили драгоценные золотые или позолоченные цепи, а к ним прикрепляли кресты. На пальцы надевали множество перстней с алмазами, изумрудами, яхонтами, сердоликом. Перстней порой было так много, что трудно было согнуть пальцы.

Богатая одежда служила признаком благосостояния и достоинства. Как отмечает Н. И. Костомаров, «... когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев, раздавали вышитые золотом кафтаны из царской казны, чтобы приезжим чужеземцам показать толпу одетых в золото людей». По мнению власти, чужеземцы должны были заключить, что эта страна сильная и богатая.

Женская одежда имела свои отличительные особенности. Рубаха длинная, преимущественно белая или красная, с длинными рукавами, к которым пристегивались запястья, вышитые золотом, украшенные жемчугами. Поверх рубашки надевался летник. Вдоль одежды впереди делался разрез, достаточно глубокий, который застегивался до самого горла, потому что приличия требовали, чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее. К летникам пристегивались шейные ожерелья. Другой вид женской одежды - телогреи. Они были холодные и теплые. Теплые подбивались куницей или соболем. В торжественных случаях женщины надевали поверх своих одежд богатую мантию (подволока, приволока) из шелковой материи с разукрашенными краями.

Русские женщины очень любили украшения - браслеты, кольца, кресты, маленькие образки, монисты (жемчужные и золотые). Из шейных украшений популярны были изделия из финифти. С раннего возраста носили серьги. Главное украшение незамужней женщины - коса, которую заплетали слабо, перевивали нитями жемчуга и лентами. Оканчивалась она особым сооружением - косником, из других украшений были венцы без верха, кокошники.

Большое значение имел головной убор. Зимой надевали высокую шапку (столбунец), но из-под шапки девушки обязательно выпускали косу. Насколько важно было девушке показать волосы как атрибут девичества, красоты, настолько замужней женщине важно было их скрыть. Опростоволоситься - открыть волосы - для русской женщины было страшным бесчестьем. Поэтому ее голова всегда была покрыта маленькой шапочкой (волосник). Иногда правило скромности переходило в щегольство, потому что некоторые женщины под во-лосником так стягивали волосы, что едва могли моргать глазами. Поверх волосника накладывался платок, обычно он был белый, подвязывался под подбородком; концы его расшивались жемчугом. Этот платок назывался убрус. Праздничный головной убор - кика - шапка, края которой (чело) украшались самым виртуозным способом.

Обувь. Крестьяне носили лапти из древесной коры или сплетенные из прутьев лозы, иногда это были подошвы из кожи, подвязанные ремнями. Люди с достатком имели сапоги, чеботы, башмаки изготовленные из телячьей, конской кожи, юфти (кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте). Богатые люди предпочитали дорогую обувь из персидского или турецкого сафьяна. Сапоги, как правило, были до колен и утеплялись холстиною. Их украшали высоким железным подбором, подковывали множеством гвоздей по всей подошве.

Чеботы - полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носами. С сапогами и чеботами носили чулки шерстяные или шелковые, а зимой - подбитые мехом. Башмаки были с такими высокими подборами, что носок ступни не касался земли, если встать на каблук. С башмаками носили ичетыги (ичеготы) - сафьяновые чулки. Эта старая обувь, заимствованная от татар, сохранялась в России долго. Женская обувь была почти та же, что и мужская. Вся перечисленная обувь, кроме лаптей, была цветная, чаще красная и желтая. Русская обувь расшивалась золотом, особенно в верхних частях. Рисунки с изображением единорога, листьев, цветов унизывались жемчугом. Женские башмаки украшали так густо, что не видно было материала, из которого их шили.

Пища и питье. Хотя русские столы отличались огромным количеством блюд, кушанья были просты. Стол в богатых домах расписывался на год. Каждый день определялся своим значением в церковном круге. Посты свято соблюдались как бедными, так и богатыми. Блюда делились на скоромные и постные, которые в свою очередь делились по припасам, из которых готовились: мучные, молочные, мясные, рыбные, растительные. Хлеб предпочитали преимущественно ржаной. Его ели как в бедных, так и в богатых домах. Считалось, что он питательнее пшеничного. Иногда, особенно в богатых домах, к ржаной муке примешивали ячневую, которая была редкостью. Из пшеничной муки делали калачи, и это было праздничным блюдом («Калачом не заманишь»). Иногда калачи пекли из сочетания пшеничной и ржаной муки, при этом не обязательно из свежей, без соли, в таких калачах русские чувствовали особый смак. Их ели и цари.

В ХУ1-ХУН веках в большом употреблении было толокно (овсяная мука). Наряду с калачами у русских в чести были пироги. По способам печения их разделяли на пряженые и подовые. Мука была разного помола и сорта. Пеклись и ржаные пироги. Начинка в скоромные дни - мясная: баранина, говяжье сало, говядина, зайчатина. В качестве наполнителя к мясным начинкам - каши, лапша. На масленицу пекли пироги из пресного теста с творогом на коровьем масле, с рыбой, в которую добавляли искрошенные яйца; готовили тельное — рыбные котлеты. В постные рыбные дни - пироги со всевозможными сортами рыбы, с рыбными молоками на конопляном, маковом, ореховом масле. Крошеная рыба перемешивалась с кашей или сарацинским пшеном (рисом). В постные нерыбные дни - пироги с рыжиками, маком, горохом, репой, капустой на каком-нибудь растительном масле или сладкие с изюмом и другими ягодами.

Пироги, за исключением сладких, подавались горячими. Другой вид печеного - каравай. Это сдобный хлеб, приготовленный различными способами: битный (взбивался с маслом), ставленый (на молоке), яицкий (на большом количестве яиц), каравай с сыром.

Другие наиболее употребляемые блюда: оладьи, сырники, блины, хворосты, кисели, котлома (разновидность оладьев, в которые добавляли меньше яиц).

В особой чести были всякого рода кисели. Они делались из овсяной и пшеничной муки, необязательно сладкие. Типичное русское блюдо - каши: овсяная, гречневая, реже пшеничная. В большом употреблении была лапша. Мясные блюда были вареные и жареные. Вареное мясо подавалось в щах, ухе, рассоле, под взварами. В щи добавляли сметану при варке, а не на столе. К щам обычно подавалась гречневая каша. Ухой назывался суп или похлебка. Рассол - род нынешней солянки, мясо варили в огуречном рассоле © примесью пряностей. Из разнообразных сортов мяса русские предпочтение отдавали баранине.

Говядину свежую ели мало, предпочитали соленую. Свинину ели преимущественно в праздники, причем мясо солилось или коптилось. Зайчатину употребляли духовую, вареную в рассоле и под соусами, особенно сладкими. Кур - в щах, ухе, рассоле, жареными. Из других птиц употребляли таких, как утки, гуси, лебеди, журавли, цапли, тетерева, рябчики, куропатки, перепела, жаворонки. К каждому мясу подавали свои огородные и пряные приправы. Так, репа - к зайцу, чеснок - к говядине и баранине, лук - к свинине.

Н. И. Костомаров упоминает об одном оригинальном блюде, которое называлось «похмелье», и приводит его состав: «... это изрезанные ломтики холодной баранины с мелко искрошенными огурцами, огуречным рассолом, уксусом и перцем».

Рыбу употребляли морскую и озерную: лососину, осетрин, белорыбицу, сырть; речную: судаков, карасей, щук, лещей, гольцов, пескарей. По способу приготовления рыба была: свежая, вяленая, сухая, соленая, провесная, ветряная, паровая, подваренная, копченая.

Из питья употреблялись квасы, легкие кисели, взвары (напитки на основе ягод, меда). В большой чести было пиво. Многие напитки делались на меду.

Все сказанное выше являет собой модель русского дома. Обратим внимание на то, что эта модель отличается определенной устойчивостью. Но, будучи устойчивой, эта модель могла изменяться и модифицироваться. Это зависело от благосостояния семьи и ее принадлежности к определенному сословию. Она могла расширяться или сужаться (заполняться различными материальными объектами или наоборот). Таким образом, существовала амплитуда модели дома и семьи: от богатства к бедности, от прочности к ветхости, от плохой к хорошей. Но, тем не менее, основные ее принципы оставались неизменными, достаточно устойчивыми. Такой порядок продолжался до XVIII века.

То, как реализовывалась эта модель на всех уровнях и составляющих русского дома: на уровне технологий, индустрии питания, одежды, экономики, педагогики, отношений внутри пространства этого дома - свидетельствует уникальный памятник русской культуры XV-XVI веков - «Домострой», о котором мы скоро будим говорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: