Старообрядчество

В отличие от церковно-реформаторских движений, которые часто вначале складываются в виде некоего учения, системы взглядов, а затем вызывают общественное движение, старообрядчество сформировалось в обратном порядке: в первые десятилетия это была, прежде всего, общественная оппозиция церковным нововведениям, не опирающаяся на свою «позитивную» программу или доктрину. Богословствование начального староверия было направлено на защиту церковных традиций и на критику реформы.

Первоначально после Собора 1666/67 гг. одни старообрядцы надеялись на какое-то чудо, на некий поворот событий, при котором царь и церковная иерархия осознают ошибочность реформы, вернутся к «древлему благочестию». Они верили, что вся эта смута, все это церковное нестроение не означает полнго крушения православной веры и будет предопределено.

Другие, настроенные гораздо более мрачно, полагали, что если свершилось падение последней православной державы, то в течение ближайших лет произойдет и конец света. Поэтому они думали, что нынешний исторический период будет очень кратким. Следовательно, не надо создавать никаких специальных догматических, богословских обоснований своего существования в отсутствие церковных иерархов. Достаточно прожить эти оставшиеся годы, сохраняя непоколебимую верность святоотеческим заветам. Но спустя десятилетия, к началу XVIII в., ситуация не то чтобы меняется, но ставит перед старообрядчеством принцпиально новые вопросы.

Как известно, после гибели епископа Павла Коломенского ни один из представителей епископата открыто не примкнул к старообрядчеству, хотя некоторые из русских епископов не одобряли реформу и сочувствовали ревнителям древлего благочестия. Тем не менее, старообрядцы оказались лишенными иерархии. К XVIII в. вымерли или были казнены священники, которые были рукоположены в дониконовское время. Поэтому перед старообрядчеством вставали вопросы: как же теперь существовать, как же быть их религиозному сообществу, которое порвало связи с церковной иерархией, с Московским патриархом и епископатом и которое постепенно лишается и священства, как же дальше устраивать свою церковную жизнь, потому что ясно, что ни возврата к древлему благочестию, ни конца мира в ближайшие годы не наступит, а предстоит существовать в этом мире еще некоторый совершенно неопределенный промежуток времени?

Одна часть старообрядчества пошла по пути приема в свои ряды пастырей, священников, переходящих от господствующей церкви. Эти старообрядцы полагали, что хотя реформа действительно существенно исказила веру и благочестие господствующей церкви, но, тем не менее, все же в ней в какой-то мере осталась Божественная благодать. Если священник принимается должным образом, должным чином с отречением от своей ереси и миропомазанием, то он сохраняет свой сан, и таким образом пополняются ряды духовенства среди старообрядцев. Это направление старообрядчества, которое окормлялось духовенством, переходившим из господствующей иерархии, получило название поповщины, поповцев. Иногда их еще называли беглопоповцами, потому что священники, приходившие к ним, «сбегали» из господствующей церкви.

Другая часть старообрядцев была настроена гораздо более радикально. Они полагали, что степень искажений в вероучении и в жизни церкви, которые произошли в результате реформы, настолько велики, что господствующая церковь полностью лишилась Божественной благодати и ее духовенство уже не является истинным носителем священного сана, хотя формально и выполняет священнические обязанности. Но поскольку Господь обещал, что Христова церковь и евхаристическая Жертва будут существовать вплоть до последнего времени, то для старообрядцев этого направления, для старообрядцев-беспоповцев из этого следовал вывод, что с падением благочестия в Третьем Риме наступили времена царствования антихриста. Одним из знаков этого последнего времени, невидимого антихристова царства является исчезновение истинного священства, поскольку заимствовать священство неправославное, священство еретическое они считали канонически невозможным.

В своих взглядах они опирались на прецеденты из истории Церкви. В древней Церкви какая-то часть христиан, оказавшись в еретическом окружении и не имея православного духовенства, воздерживалась от богослужебного общения с духовенством неправославным. На Юго-Западной Руси, где в результате измены епископата и духовенства православные миряне очень часто оказывались в таком положении, что некому было совершить церковные таинства. Такие священнодействия, как таинство крещения из-за отсутствия священников были вынуждены совершать простые миряне. Кроме того, давно существовала практика, характерная для малонаселенных районов, в частности Поморья, краев на Севере Руси, на берегу Северного моря, где не в каждом приходе был священник. Священник приезжал в эти отдаленные и малонаселенные деревни, в эти приходы только несколько раз в год для того, чтобы совершить таинства: повенчать браки, крестить детей, а в остальное время служба совершалась в отсутствие священника, с опущением тех таинств, тех священнодействий, которые полномочен исполнять только священник или диакон. Таким же образом, с использованием этого опыта северного Поморья, совершались церковные богослужения у старообрядцев-беспоповцев: по полному церковному уставу, но с опущением литургии, с опущением ряда других священнодействий, которые неправомочен выполнить мирянин, а которые может совершать только священник или диакон.

Оказавшись в результате отсутствия духовенства лишенными литургии и таинства причащения, староверы-беспоповцы свое единственное упование видели в учении о духовном причащении, которое тоже не было плодом их оригинальных, самочинных размышлений, но опиралось на отдельные изречения из церковной литературы прошлого времени. Поскольку иного законного способа получить причастие у них не было, они говорили, что единственно доступное для них причастие – духовное, то есть горячая молитва ко Господу и надежда, что само это духовное стремление причаститься, вкусить Тела и Крови Христовых, будет Господом «вменено по нужде» за истинное причащение, так как другого способа причаститься Святых Тайн у старообрядцев-беспоповцев не было.

В то же время, в отличие от различного рода ересей, отрицавших саму необходимость духовенства, саму особую миссию носителей священного сана, старообрядцы-беспоповцы никогда не воспринимали отсутствие священства как нечто нормальное, должное. По их представлениям, это тяжелейшая утрата, так как нормальная жизнь Церкви есть жизнь с полной трехчинной иерархией. Но в данное время, поскольку кругом царствует отступление от истинной веры, неоткуда взять этих истинно православных иерархов и православных священников. Только поэтому, по нужде, беспоповцы не имеют священства и епископата. Исчезновение истинно православного духовенства было для них одним из знаков того, что в мире наступило последнее время, царство зла, царство антихриста.

Признавая все семь таинств, беспоповцы заявляют о безблагодатности их совершителей после реформ патриарха Никона. Роль священнослужителей исполняют у них выборные наставники из мирян. Все беспоповцы признают таинство крещения и придают ему особое значение. Переход из одного согласия в другое (равно как переход из православия), как правило, осуществляется только через крещение, так как предыдущее крещение считается недействительным. В большинстве беспоповских толков и согласий таинство исполняет наставник. Некоторые беспоповцы крестят себя сами (самокрещенцы), у других данный обряд совершает повивальная бабка (бабушкино согласие).

В течение XVIII в. происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на ряд крупных направлений: федосеевцев, филипповцев, поморцев, бегунов, странников, нетовцев, а также на ряд мелких толков.

Наиболее многочисленными из сохранившихся согласий беспоповцев являются часовенное и поморское согласия. В Центральной России в начале XX в. численное превосходство среди беспоповцев имели федосеевцы. Поповщина не внесла каких-либо характерных дополнений в общую систему старообрядческого учения. В то время как беспоповцы расширили традиционную православную доктрину учением о наступлении царства антихриста, поповцы, не дополняя православное догматическое вероучение такими суждениями, ограничились сохранением общих основ старообрядчества и дониконовской обрядовой практики (дву-перстие, седмипросфорие, хождение посолонь и т.д.). Именно в рамках поповщины дониконовские церковные традиции внешне сохранились в более неизменном виде.

Основным поводом к внутренним разделениям поповщины послужили споры о чиноприеме беглых попов, приведшие к образованию в конце XVIII в. перемазовщины и онуфриевщины. В 20-х гг. XIX в. образовалось лужковское согласие. Организация в середине XIX в. Белокриницкой, или Австрийской, иерархии положила начало самой многочисленной ветви поповщины.


Католицизм — общая характеристика. 7 догиатических отличий от православия. Реформа II Ватиканского Собора и современный католицизм. Теология труда, теология политики, теология освобождения.

Как следует из предыдущих лекций, христианство никогда не представ­ляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем суще­ствовали различные направления и ответвления. Наиболее крупной, са­мой массовой разновидностью христианства является католицизм. Со­гласно данным ООН приверженцами католицизма в 90-х годах XX века было около 900 млн. человек, что составляет более 18 % всех жителей на­шей планеты. Католицизм преимущественно распространен в Запад­ной, юго-восточной и Центральной Европе (Испания, Италия, Португа­лия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, часть Украины и Белоруссии). Он охватывает своим влиянием около 90 % населения Латинской Америки, около трети насе­ления Африки. Довольно сильны позиции католицизма в США

Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит об­щехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 дог­матов и семь таинств, о которых речь шла в лекции о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

Как мы уже отмечали в предыдущей теме, православие при­нимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католи­цизм же продолжал развивать свою догматику на последующих со­борах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не толь­ко Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Римского папы.

7 догиатических отличий от православия.

1. Уже в 589 г. на Толедском со­боре католическая церковь вносит дополнение к символу веры в ви­де догмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утвержда­ет, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.

2.Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, по­падают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище — промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешни­ков, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. Католичес­кие теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактует его как символ, и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают ре­альность этого огня. Догмат о чистилище был принят Флорентий­ским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г.

3. С точки зрения католицизма, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен «добрыми дела­ми». Эти «добрые дела» в память умершего могут совершать остав­шиеся на Земле родные и близкие. Под «добрыми делами» в данном случае понимаются молитвы, богослужения в память об умершем человеке, а также пожертвования в пользу церкви. С этим догматом тесно связано учение о запасе добрых дел. Согласно этому учению, провозглашенному папой Климентом I (1349) и подтвержденному Тридентским и I Ватиканским соборами (1870), церковь располагает запасом «сверхдолжных дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римской католи­ческой церкви. Церковь как мистическое Тело Иисуса Христа, его наместник на Земле распоряжается этим запасом по своему усмот­рению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается.

На основе этого учения в Средние века, вплоть до XIX века, широкое распространение в католицизме получила практика прода­жи индульгенций. Индульгенция (в переводе с лат. милость) — это папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов. Ин­дульгенцию можно было купить за деньги. С этой целью руководство церкви разработало таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Совершив грех, состоятельный человек приобретал индульгенцию и тем самым получал отпущение грехов. Все грехи, за исключением так называемых «смертных грехов», можно было легко искупить за деньги. Правом распределения «сверхдолжных» дел, распределения благодати, отпущения грехов пользуются все священники. И это обусловливает их привилегиро­ванное положение среди верующих.

4. Для католицизма характерно возвышенное почитание Бого­родицы — Матери Иисуса Христа — Девы Марии. Чтобы отметить ее особую и исключительную роль среди людей в 1854 году папа Пий I провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. «Все ве­рующие, писал Папа, должны глубоко и постоянно верить и испове­довать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса — Спасителя рода челове­ческого»

5. В продолжении этой традиции в 1950 году папа Пий XII ут­вердил догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева после окончания ее земного пути была взята на небо «с душой и телом для Славы Небес­ной». В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был ус­тановлен специальный праздник, посвященный «королеве небес».

6. Одной из специфических особенностей католицизма являет­ся учение о главенстве папы Римского над всеми христианами. Это учение связано с претензией католицизма быть единственным, ис­тинным и полным воплощением христианства. Термин «католичес­кий» производное от греческого katholikos — всеобщий, вселен­ский. Глава католической церкви Папа Римский — провозглашает­ся наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским еписко­пом.

7. В развитие этих претензий на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Согласно этому догмату, Папа Римский выступая официально (ex kathedra) по вопросам веры и морали, непогрешим. Иначе говоря, во всех офи­циальных документах, публичных выступлениях устами Папы го­ворит сам Бог.

Важное отличие католицизма от православия состоит в соци­альном положении священников.(православии духовенство делит­ся на две категории: черное и белое. Черное духовенство — это мона­хи. Белое — священнослужители, которые не принимали обета без­брачия. Высшими должностными лицами в православии, начиная с епископов, могут быть только монахи. Приходские священники, как правило, относятся к белому духовенству. В католицизме же, начи­ная с XI века, действует целибат — обязательное безбрачие духо­венства. В католической церкви все священники принадлежат одно­му из монашеских орденов. В настоящее время наиболее крупными являются монашеские ордена иезуитов, францисканцев, салезианцев, доминиканцев, капуцинов, христианских братьев, бенедиктин­цев. Члены каждого ордена носят специальную одежду, которая поз­воляет их отличать их друг от друга.

Своеобразие католицизма проявляется не только в вероуче­нии, но и культовой деятельности, в том числе и в совершении семи таинств. Так, например, таинство крещения производится путем об­ливания водой или погружения в воду. Таинство миропомазания в католицизме называется конфирмацией. Если у православных это таинство совершается вскоре после рождения, то в католицизме конфирмация совершается над детьми и подростками в возрасте 7— 12 лет. Таинство причащения (евхаристии у православных) совершается на квасном тесте. Православная просфора представляет со­бой маленькую булочку. В католицизме же просфора печется из пресного теста в виде маленького блинчика.

Различается и процесс богослужения. В православном храме богослужение совершается стоя или верующие могут стоять на ко­ленях. В католическом храме верующие сидят во время богослуже­ния и стают только при пении определенных молитв. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос: поет священник, дьякон, хор и ве­рующие. В католическом храме присутствует инструментальное со­провождение: звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сде­лать вывод, что католическая месса носит более пышный, празднич­ный характер, в которой используются все виды искусства для воздействия на сознание и чувства верующих.

Канонических правил, строго различающих внешний вид и уб­ранство храмов, в православии и католицизме не существует. Одна­ко в православном храме преобладают живописные произведения — иконы. Святое место — алтарь отгорожено от основного зала специ­альным сооружением — иконостасом. В католическом храме алтарь открыт для всех взоров и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым эле­ментом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны четырнадцать икон, изображающих различные этапы «Крестного пути Господня».

С особенностями вероучения и культа тесно связана организация управления Римской католической церковью. В отличие от право­славия, католицизм объединен в единую централизованную органи­зацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан и главу Католической церкви — Папу Римского.

Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое го­сударство, располагающееся в центре столицы Италии — городе Рим. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ва­тикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан при­знан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в раз­личных международных организациях. Он имеет постоянного на­блюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях представлен в ЮНЕСКО — организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организациях ООН по вопросам промышленного развития, продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ — международном агентстве по атомной энергии, в Евро­пейском совете и т. д.

Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и ду­ховным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. Официальный полный титул папы звучит так: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, помощник князя апостолов, верховный понтифик вселен­ской церкви, патриарх Запада, Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. За всю ис­торию Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирает­ся конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали толь­ко итальянцы (Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными). В 1978 году на папский престол был избран поляк — Кароль Войтыла — архиепис­коп Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (род. 1920 г.)

Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадле­жит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Цент­ральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. В соответствии с реформой, которая была проведена папой Иоанном Павлом II в 1988 году, римская курия включает государст­венный секретариат, 9 конгрегации, 12 советов. 3 трибунала и 3 кан­целярии, курирующие различные направления и формы деятельно­сти церкви.

Государственный секретариат организует и регулирует дея­тельность Ватикана с точки зрения внутренней и внешней политики. Священные конгрегации, трибуналы и секретариаты занимаются церковными делами. Важнейшая роль принадлежит Священной конгрегации по делам вероучения. Эта конгрегация является на­следницей средневековой инквизиции, в том смысле, что в ее задачу входит контроль за деятельностью теологов, духовенства с точки зрения соответствия их взглядов, высказываний, поведения орто­доксальному католическому вероучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: