В отличие от церковно-реформаторских движений, которые часто вначале складываются в виде некоего учения, системы взглядов, а затем вызывают общественное движение, старообрядчество сформировалось в обратном порядке: в первые десятилетия это была, прежде всего, общественная оппозиция церковным нововведениям, не опирающаяся на свою «позитивную» программу или доктрину. Богословствование начального староверия было направлено на защиту церковных традиций и на критику реформы.
Первоначально после Собора 1666/67 гг. одни старообрядцы надеялись на какое-то чудо, на некий поворот событий, при котором царь и церковная иерархия осознают ошибочность реформы, вернутся к «древлему благочестию». Они верили, что вся эта смута, все это церковное нестроение не означает полнго крушения православной веры и будет предопределено.
Другие, настроенные гораздо более мрачно, полагали, что если свершилось падение последней православной державы, то в течение ближайших лет произойдет и конец света. Поэтому они думали, что нынешний исторический период будет очень кратким. Следовательно, не надо создавать никаких специальных догматических, богословских обоснований своего существования в отсутствие церковных иерархов. Достаточно прожить эти оставшиеся годы, сохраняя непоколебимую верность святоотеческим заветам. Но спустя десятилетия, к началу XVIII в., ситуация не то чтобы меняется, но ставит перед старообрядчеством принцпиально новые вопросы.
|
|
Как известно, после гибели епископа Павла Коломенского ни один из представителей епископата открыто не примкнул к старообрядчеству, хотя некоторые из русских епископов не одобряли реформу и сочувствовали ревнителям древлего благочестия. Тем не менее, старообрядцы оказались лишенными иерархии. К XVIII в. вымерли или были казнены священники, которые были рукоположены в дониконовское время. Поэтому перед старообрядчеством вставали вопросы: как же теперь существовать, как же быть их религиозному сообществу, которое порвало связи с церковной иерархией, с Московским патриархом и епископатом и которое постепенно лишается и священства, как же дальше устраивать свою церковную жизнь, потому что ясно, что ни возврата к древлему благочестию, ни конца мира в ближайшие годы не наступит, а предстоит существовать в этом мире еще некоторый совершенно неопределенный промежуток времени?
Одна часть старообрядчества пошла по пути приема в свои ряды пастырей, священников, переходящих от господствующей церкви. Эти старообрядцы полагали, что хотя реформа действительно существенно исказила веру и благочестие господствующей церкви, но, тем не менее, все же в ней в какой-то мере осталась Божественная благодать. Если священник принимается должным образом, должным чином с отречением от своей ереси и миропомазанием, то он сохраняет свой сан, и таким образом пополняются ряды духовенства среди старообрядцев. Это направление старообрядчества, которое окормлялось духовенством, переходившим из господствующей иерархии, получило название поповщины, поповцев. Иногда их еще называли беглопоповцами, потому что священники, приходившие к ним, «сбегали» из господствующей церкви.
|
|
Другая часть старообрядцев была настроена гораздо более радикально. Они полагали, что степень искажений в вероучении и в жизни церкви, которые произошли в результате реформы, настолько велики, что господствующая церковь полностью лишилась Божественной благодати и ее духовенство уже не является истинным носителем священного сана, хотя формально и выполняет священнические обязанности. Но поскольку Господь обещал, что Христова церковь и евхаристическая Жертва будут существовать вплоть до последнего времени, то для старообрядцев этого направления, для старообрядцев-беспоповцев из этого следовал вывод, что с падением благочестия в Третьем Риме наступили времена царствования антихриста. Одним из знаков этого последнего времени, невидимого антихристова царства является исчезновение истинного священства, поскольку заимствовать священство неправославное, священство еретическое они считали канонически невозможным.
В своих взглядах они опирались на прецеденты из истории Церкви. В древней Церкви какая-то часть христиан, оказавшись в еретическом окружении и не имея православного духовенства, воздерживалась от богослужебного общения с духовенством неправославным. На Юго-Западной Руси, где в результате измены епископата и духовенства православные миряне очень часто оказывались в таком положении, что некому было совершить церковные таинства. Такие священнодействия, как таинство крещения из-за отсутствия священников были вынуждены совершать простые миряне. Кроме того, давно существовала практика, характерная для малонаселенных районов, в частности Поморья, краев на Севере Руси, на берегу Северного моря, где не в каждом приходе был священник. Священник приезжал в эти отдаленные и малонаселенные деревни, в эти приходы только несколько раз в год для того, чтобы совершить таинства: повенчать браки, крестить детей, а в остальное время служба совершалась в отсутствие священника, с опущением тех таинств, тех священнодействий, которые полномочен исполнять только священник или диакон. Таким же образом, с использованием этого опыта северного Поморья, совершались церковные богослужения у старообрядцев-беспоповцев: по полному церковному уставу, но с опущением литургии, с опущением ряда других священнодействий, которые неправомочен выполнить мирянин, а которые может совершать только священник или диакон.
Оказавшись в результате отсутствия духовенства лишенными литургии и таинства причащения, староверы-беспоповцы свое единственное упование видели в учении о духовном причащении, которое тоже не было плодом их оригинальных, самочинных размышлений, но опиралось на отдельные изречения из церковной литературы прошлого времени. Поскольку иного законного способа получить причастие у них не было, они говорили, что единственно доступное для них причастие – духовное, то есть горячая молитва ко Господу и надежда, что само это духовное стремление причаститься, вкусить Тела и Крови Христовых, будет Господом «вменено по нужде» за истинное причащение, так как другого способа причаститься Святых Тайн у старообрядцев-беспоповцев не было.
|
|
В то же время, в отличие от различного рода ересей, отрицавших саму необходимость духовенства, саму особую миссию носителей священного сана, старообрядцы-беспоповцы никогда не воспринимали отсутствие священства как нечто нормальное, должное. По их представлениям, это тяжелейшая утрата, так как нормальная жизнь Церкви есть жизнь с полной трехчинной иерархией. Но в данное время, поскольку кругом царствует отступление от истинной веры, неоткуда взять этих истинно православных иерархов и православных священников. Только поэтому, по нужде, беспоповцы не имеют священства и епископата. Исчезновение истинно православного духовенства было для них одним из знаков того, что в мире наступило последнее время, царство зла, царство антихриста.
Признавая все семь таинств, беспоповцы заявляют о безблагодатности их совершителей после реформ патриарха Никона. Роль священнослужителей исполняют у них выборные наставники из мирян. Все беспоповцы признают таинство крещения и придают ему особое значение. Переход из одного согласия в другое (равно как переход из православия), как правило, осуществляется только через крещение, так как предыдущее крещение считается недействительным. В большинстве беспоповских толков и согласий таинство исполняет наставник. Некоторые беспоповцы крестят себя сами (самокрещенцы), у других данный обряд совершает повивальная бабка (бабушкино согласие).
В течение XVIII в. происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на ряд крупных направлений: федосеевцев, филипповцев, поморцев, бегунов, странников, нетовцев, а также на ряд мелких толков.
Наиболее многочисленными из сохранившихся согласий беспоповцев являются часовенное и поморское согласия. В Центральной России в начале XX в. численное превосходство среди беспоповцев имели федосеевцы. Поповщина не внесла каких-либо характерных дополнений в общую систему старообрядческого учения. В то время как беспоповцы расширили традиционную православную доктрину учением о наступлении царства антихриста, поповцы, не дополняя православное догматическое вероучение такими суждениями, ограничились сохранением общих основ старообрядчества и дониконовской обрядовой практики (дву-перстие, седмипросфорие, хождение посолонь и т.д.). Именно в рамках поповщины дониконовские церковные традиции внешне сохранились в более неизменном виде.
|
|
Основным поводом к внутренним разделениям поповщины послужили споры о чиноприеме беглых попов, приведшие к образованию в конце XVIII в. перемазовщины и онуфриевщины. В 20-х гг. XIX в. образовалось лужковское согласие. Организация в середине XIX в. Белокриницкой, или Австрийской, иерархии положила начало самой многочисленной ветви поповщины.
Католицизм — общая характеристика. 7 догиатических отличий от православия. Реформа II Ватиканского Собора и современный католицизм. Теология труда, теология политики, теология освобождения.
Как следует из предыдущих лекций, христианство никогда не представляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем существовали различные направления и ответвления. Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма в 90-х годах XX века было около 900 млн. человек, что составляет более 18 % всех жителей нашей планеты. Католицизм преимущественно распространен в Западной, юго-восточной и Центральной Европе (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, часть Украины и Белоруссии). Он охватывает своим влиянием около 90 % населения Латинской Америки, около трети населения Африки. Довольно сильны позиции католицизма в США
Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в лекции о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.
Как мы уже отмечали в предыдущей теме, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же продолжал развивать свою догматику на последующих соборах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Римского папы.
7 догиатических отличий от православия.
1. Уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к символу веры в виде догмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.
2.Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище — промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактует его как символ, и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г.
3. С точки зрения католицизма, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами». Эти «добрые дела» в память умершего могут совершать оставшиеся на Земле родные и близкие. Под «добрыми делами» в данном случае понимаются молитвы, богослужения в память об умершем человеке, а также пожертвования в пользу церкви. С этим догматом тесно связано учение о запасе добрых дел. Согласно этому учению, провозглашенному папой Климентом I (1349) и подтвержденному Тридентским и I Ватиканским соборами (1870), церковь располагает запасом «сверхдолжных дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римской католической церкви. Церковь как мистическое Тело Иисуса Христа, его наместник на Земле распоряжается этим запасом по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается.
На основе этого учения в Средние века, вплоть до XIX века, широкое распространение в католицизме получила практика продажи индульгенций. Индульгенция (в переводе с лат. милость) — это папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов. Индульгенцию можно было купить за деньги. С этой целью руководство церкви разработало таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Совершив грех, состоятельный человек приобретал индульгенцию и тем самым получал отпущение грехов. Все грехи, за исключением так называемых «смертных грехов», можно было легко искупить за деньги. Правом распределения «сверхдолжных» дел, распределения благодати, отпущения грехов пользуются все священники. И это обусловливает их привилегированное положение среди верующих.
4. Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы — Матери Иисуса Христа — Девы Марии. Чтобы отметить ее особую и исключительную роль среди людей в 1854 году папа Пий I провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. «Все верующие, писал Папа, должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса — Спасителя рода человеческого»
5. В продолжении этой традиции в 1950 году папа Пий XII утвердил догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева после окончания ее земного пути была взята на небо «с душой и телом для Славы Небесной». В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «королеве небес».
6. Одной из специфических особенностей католицизма является учение о главенстве папы Римского над всеми христианами. Это учение связано с претензией католицизма быть единственным, истинным и полным воплощением христианства. Термин «католический» — производное от греческого katholikos — всеобщий, вселенский. Глава католической церкви Папа Римский — провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом.
7. В развитие этих претензий на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Согласно этому догмату, Папа Римский выступая официально (ex kathedra) по вопросам веры и морали, непогрешим. Иначе говоря, во всех официальных документах, публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.
Важное отличие католицизма от православия состоит в социальном положении священников.(православии духовенство делится на две категории: черное и белое. Черное духовенство — это монахи. Белое — священнослужители, которые не принимали обета безбрачия. Высшими должностными лицами в православии, начиная с епископов, могут быть только монахи. Приходские священники, как правило, относятся к белому духовенству. В католицизме же, начиная с XI века, действует целибат — обязательное безбрачие духовенства. В католической церкви все священники принадлежат одному из монашеских орденов. В настоящее время наиболее крупными являются монашеские ордена иезуитов, францисканцев, салезианцев, доминиканцев, капуцинов, христианских братьев, бенедиктинцев. Члены каждого ордена носят специальную одежду, которая позволяет их отличать их друг от друга.
Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и культовой деятельности, в том числе и в совершении семи таинств. Так, например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду. Таинство миропомазания в католицизме называется конфирмацией. Если у православных это таинство совершается вскоре после рождения, то в католицизме конфирмация совершается над детьми и подростками в возрасте 7— 12 лет. Таинство причащения (евхаристии у православных) совершается на квасном тесте. Православная просфора представляет собой маленькую булочку. В католицизме же просфора печется из пресного теста в виде маленького блинчика.
Различается и процесс богослужения. В православном храме богослужение совершается стоя или верующие могут стоять на коленях. В католическом храме верующие сидят во время богослужения и стают только при пении определенных молитв. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос: поет священник, дьякон, хор и верующие. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение: звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сделать вывод, что католическая месса носит более пышный, праздничный характер, в которой используются все виды искусства для воздействия на сознание и чувства верующих.
Канонических правил, строго различающих внешний вид и убранство храмов, в православии и католицизме не существует. Однако в православном храме преобладают живописные произведения — иконы. Святое место — алтарь отгорожено от основного зала специальным сооружением — иконостасом. В католическом храме алтарь открыт для всех взоров и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны четырнадцать икон, изображающих различные этапы «Крестного пути Господня».
С особенностями вероучения и культа тесно связана организация управления Римской католической церковью. В отличие от православия, католицизм объединен в единую централизованную организацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан и главу Католической церкви — Папу Римского.
Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии — городе Рим. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях представлен в ЮНЕСКО — организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организациях ООН по вопросам промышленного развития, продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ — международном агентстве по атомной энергии, в Европейском совете и т. д.
Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. Официальный полный титул папы звучит так: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, помощник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали только итальянцы (Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными). В 1978 году на папский престол был избран поляк — Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (род. 1920 г.)
Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. В соответствии с реформой, которая была проведена папой Иоанном Павлом II в 1988 году, римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегации, 12 советов. 3 трибунала и 3 канцелярии, курирующие различные направления и формы деятельности церкви.
Государственный секретариат организует и регулирует деятельность Ватикана с точки зрения внутренней и внешней политики. Священные конгрегации, трибуналы и секретариаты занимаются церковными делами. Важнейшая роль принадлежит Священной конгрегации по делам вероучения. Эта конгрегация является наследницей средневековой инквизиции, в том смысле, что в ее задачу входит контроль за деятельностью теологов, духовенства с точки зрения соответствия их взглядов, высказываний, поведения ортодоксальному католическому вероучению.