Модуль 1. Интернационализация бизнеса
Раздел 1. Международный бизнес и международный менеджмент
Лк – 4 часа, ПЗ – 8 часов, СРС – 30 часов.
Тема 1. Понятие международного бизнеса
Определение международного бизнеса. Зарубежное предпринимательство и связанные с ним повышенные риски. Участие российских предпринимателей и государственных служащих во внешнеэкономических связях и международном бизнесе.
Международный менеджмент как теория и практика рационального руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом. Профессиональные качества менеджера международного класса: масштабность мышления, инициативность, готовность к оправданному риску, уверенность в своих силах, учет национальной культурной специфики страны пребывания, знание иностранного языка и принципов установления конструктивных связей с зарубежными партнерами.
Адаптация иностранной фирмы к условиям деятельности в принимающей стране. Факторы адаптации фирмы к окружающей среде за границей: к иностранному законодательству, социальным и экономическим условиям, сохранению уровня конкурентоспособности производимых изделий и услуг на мировом рынке.
|
|
Использование возможностей, связанных с восприятием опыта деятельности иностранных и международных компаний. Важность изучения их организации, структуры, применяемой технологии, тактики маркетинга и рекламно-пропагандистской деятельности, опыта управления персоналом в зарубежных филиалах.
Тема 2. Становление и развитие международной компании
Интернационализация фирмы. Стадии превращения национальной компании в международную. Понятие международного бизнеса. Абсолютные и относительные преимущества предпринимательства в разных странах. Транснациональные, многонациональные корпорации и компании глобального масштаба. Этапы развития отношений головной компании с зарубежными филиалами. Преобразование экспортного отдела компании в международный департамент, контролирующий деятельность заграничных родственных предприятий.
Тема 3. Организационная структура международной компании
Формы организационной структуры управления международных компаний по товарному и географическому принципу. Матричные и глобальные формы управления. Бизнес единицы. Многоступенчатость связей международных компаний. Организационная структура международных компаний и роль внешних факторов.