Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры

На данном этапе семья может переживать два кризиса, связанных с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.

Иногда ребенок не посещает детский сад. В этом случае кто-то из членов семьи либо няня берет на себя заботу о нем, его развитии, социализации. Тем не менее большинство семей в нашей стране предпочитают отдавать своих детей в детские дошкольные учреждения. К моменту достижения ребенком возраста трех лет у него возникает потребность в расширении сферы его социальных контактов. К этому возрасту, после периода почти полного сосредоточения на самом себе и на матери, у ребенка возникает желание вступать во взаимоотношения с более широким социальным окружением, что сопровождается возрастанием самоконтроля и способности устанавливать отношения привязанности и доверия с другими людьми (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998). Усиливается стимул к исследованию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»), К этому времени у матерей также может возникнуть потребность снизить интенсивность взаимодействия с ребенком, вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также заняться собственной профессиональной карьерой.

В связи с этими изменениями встает необходимость перераспределить обязанности и обозначить новые границы семьи. В случае профессиональной занятости обоих супругов они должны прийти к новому соглашению в следующих сферах семейной жизни:

- посещение ребенком детского сада: родителям необходимо договориться о том, кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, кто будет находиться дома, когда ребенок болеет, кто будет посещать детские мероприятия (утренники, родительские собрания и т. д.), кто занимается развитием ребенка вне детского сада;

- хозяйственно-бытовая сфера: требует своего изменения прежний супружеский договор относительно распределениядомашних обязанностей (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т. д.);

- сфера досуга: должны быть определены оптимальные для существования данной семейной системы формы и способыпроведения свободного времени.

Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности родителей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обусловливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникативных умений, определяющих способность супругов договариваться об изменениях.

Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать имеющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким образом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.

Среди признаков, указывающих на переживание семьей данного нормативного кризиса, можно назвать следующие:

- трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и в проблемах, связанных с учебой;

- соматизация ребенка: частые простудные заболевания, энурез, аллергические заболевания, гастриты и т. д.;

- перевернутая иерархия, которая проявляется через поведенческие проблемы ребенка в семье (манипулятивность,капризность, упрямство, неуправляемость) и поддерживающие данное поведение реакции одного из родителей (межпоколенная коалиция);

- ригидность ролевой структуры семьи, характеризующаяся непринятием ее членами новых обязанностей;

- рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, чаще всего предъявляемых другому партнеру как родителю;

- перегруженность супруги как следствие ее двойной занятости, сказывающаяся на физическом и психоэмоциональном состоянии: появление чувства усталости, раздражительность, опустошенность, желание все бросить и одновременно страх изменений, отчаяние и др.;

- проблемы с внешними социальными институтами;

- разочарование в брачном партнере, чувство усталости от брака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: