Результаты исследования и их обсуждение

Клиника ООО «Медицина 21 века» г. Волжский — это современная многопрофильная медицинская организация группы компаний «Диалайн» в Волгоградской области, предлагающая пациентам любого возраста полный комплекс амбулаторно-поликлинических услуг в соответствии с медицинскими стандартами.

Кадры являются главным ресурсом организации, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности медицинской организации и ее конкурентоспособность. В штате клиники 35 врачей, 20 средних медицинских работников, укомплектованность штатами составляет 100%, коэффициент совместительства равен единице.

Все медицинские сестры ООО «Медицина 21 века» являются высококвалифицированными специалистами. Руководством компании создается всё необходимое, чтобы сестринский персонал имел возможность непрерывного образования. Клиника оснащена современной медицинской техникой и оборудованием, одноразовыми расходными материалами, рабочие места врачей и медицинских сестер автоматизированы. Все это требует определенных знаний и умений в использовании дорогостоящей медицинской и компьютерной техники и профессионального владения навыками работы с ними, причем не только от врачебного персонала, но и от среднего медицинского персонала. Обучение медицинского персонала инновационным технологиям является обязательным условием работы клиники. Для вновь поступающих медицинских сестер сначала проводится теоретическое обучение, они находятся на испытательном сроке в течение 3 месяцев. По истечении этого времени проводится оценка качества их профессиональной деятельности в виде промежуточной аттестации, далее аттестация проводится по плану руководителя сестринской службы. Кроме этого, регулярно проводятся сестринские конференции как в подразделении ООО «Медицина 21 века», так и внутри организации «Диалайн» в режиме online, на которых сотрудники готовят доклады или выступления на различные темы согласно плану, составленному старшей медицинской сестрой.

В консультативно-диагностической поликлинике одной из наиболее часто выполняемых простых медицинских услуг является забор крови. Для безопасного и комфортного выполнения данной медицинской услуги, а также для снижения количества повторных манипуляций и повышения точности результатов анализа в клинике ООО "Медицина 21 века" используются одноразовые вакуумные системы.

В ходе исследования выяснялось, сколько времени тратили медицинские сестры на обслуживание одного пациента при заборе крови по прежней методике (без применения вакуумных систем). Подавляющее большинство респондентов (80%) отметили, что на выполнение данной манипуляции по традиционной методике (забор крови шприцем) затрачивалось в среднем от 5-10 минут, остальные медицинские сестры (20%) тратили больше времени на забор крови - от 10-15 минут.

Все респонденты отмечают, что применение одноразовых вакуумных систем значительно сокращает время выполнения этой медицинской услуги до 3-5 минут (80% медицинских сестер), до 5-10 минут (20% медицинских сестер).

Медицинские работники отмечают и другие преимущества забора крови одноразовыми вакуумными системами: безопасность персонала на всех этапах подготовки, взятия, хранения, транспортировки и обработки образца (95%), безопасность пациента (80%), удобная транспортировка образца (65%), простота утилизации систем (40%).

Нередко медицинские работники, даже имеющие большой опыт работы в медицинских организациях, испытывают трудности в процессе забора крови у пациентов с труднодоступными венами. У медицинских сестер клиники ООО «Медицина 21 века» есть возможность использовать в этом случае комплект для взятия крови Safety-Lok, в который входят иглы-"бабочки", катетер и адаптер Luer. Игла со специальными "крылышками" позволяет лучше фиксировать иглу в вене, а гибкий катетер гарантирует правильное расположение пробирки. Медицинские сестры единодушно отмечают удобство применения комплекта для взятия крови Safety-Lok, а также существенное облегчение процедуры забора крови у взрослых и детей с труднодоступными венами.

Более качественно выполнить простые медицинские услуги «Внутривенное введение лекарственных средств», «Постановка периферического венозного катетера», «Забор крови вакуумными системами» позволяет инновационный прибор для визуализации вен Асси Yein АУ 300 — портативный ручной прибор для определения периферических вен, который был приобретен клиникой ООО «Медицина 21 века» в 2012 году.

Медицинские сестры ООО «Медицина 21 века» считают, что прибор для визуализации вен позволяет им сократить время выполнения внутривенных манипуляций практически вдвое. Без применения данного прибора («слепой» поиск вен) 80% респондентов при обслуживании одного пациента в среднем на выполнение внутривенной манипуляции тратят 5-10 минут, с прибором визуализации вен – от 3-5 минут. Остальные респонденты (20%) отмечают сокращение временных затрат на обеспечение венозного доступа с 10-15 минут до 5-10 минут соответственно.

Процедурный кабинет клиники ООО «Медицина 21 века» оснащен сканером для считывания штрих-кодов с бланк-заказов пациентов и принтером для печати самоклеящихся термо-этикеток. После оплаты услуги на ресепшн пациенту выдается бланк-заказ, в нем имеется уникальный штрих-код, который воспроизводит фамилию и инициалы пациента, номер и наименование его услуги. В процедурном кабинете медицинская сестра берет у пациента бланк-заказ и с помощью сканера считывает штрих-код с бланк-заказа пациента, пропечатывает принтером самоклеящуюся термо-этикетку, которую затем наклеивает на транспортный контейнер (пробирку, баночку, предметное стекло). Все опрошенные медицинские работники отмечают, что на маркировку транспортных контейнеров для биологических материалов тратится не более 30 секунд. Это нововведение облегчает труд медицинской сестры, создает удобство для чтения маркировки, а также снижает вероятность ошибок в маркировке биоматериала до минимума.

Применение современного медицинского оборудования и изделий медицинского назначения предъявляет все более высокие требования к выбору дезинфицирующих средств. В ООО «Медицина 21 века» применяются самые современные дезинфекционные средства фирмы «Новодез» (Биодез Оптима, Бонасепт, Новодез), что является одной из составляющих гарантии эпидемиологической безопасности пациентов и медицинских работников. Для дезинфекции, транспортировки и утилизации медицинских отходов классов «А», «Б», «Г» в центре используются специальные мешки, маркированные цветом. Все опрашиваемые медицинские сестры клиники оценивают оснащение своего рабочего места расходными материалами (в том числе дезинфицирующими средствами) как достаточное для обеспечения качественного противоэпидемического режима.

Для обеззараживания воздуха в медицинских помещениях клиники всех категорий используются современные облучатели-рециркуляры «Дезар», «Аэролайф». Респонденты отмечают ряд преимуществ использования их перед бактерицидными облучателями ОБН-150 открытого типа: безопасность использования в присутствии людей (100%), обеспечение постоянного поддержания асептических условий помещений любой категории (80%), удобство в эксплуатации (65%).

Следует отметить зависимость между внедрением инновационных технологий в практическую деятельность медицинских сестер и качеством оказания сестринской помощи. Чем технологичнее процесс, тем больше времени уделяется пациенту, тем выше качество сестринского обслуживания. В ходе исследования медицинские сестры проводили самооценку уровня качества оказания сестринской помощи, в результате все респонденты оценили качество предоставляемых ими сестринских услуг как высокое.

Применение инновационных технологий в ежедневной практической деятельности медицинской сестры делает ее работу более профессиональной, комфортной, обеспечивает безопасность и удобство выполнения основных профессиональных обязанностей, сокращает трудозатраты, позволяет быстро и качественно обеспечить реализацию лечебно-диагностического процесса.

Литература

  1. Иванова О.В. Перспективы совершенствования и развития сестринского дела в Пермском крае // Главная медсестра. – 2010. – № 3. – С.16-24.
  2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Интернет-версия справочно-правовой системы «Гарант»: сайт.-URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm(дата обращения: 31.10.14).
  3. Островская И. В. Медицинские сестры и инновационные технологии в здравоохранении / И. В. Островская // Мед. сестра. — 2009. — № 3. — С.4–9.
  4. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы [Электронный ресурс]. Интернет-версия справочно-правовой системы «Гарант»: сайт.-URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm(дата обращения: 31.10.14).
  5. Батенева Т. Частный сектор здравоохранения продолжает расти [Электронный ресурс]. Российская газета сайт.-URL: http://www.rg.ru/2014/04/29/zdorovie.html (дата обращения 31.10.14)].
  6. Учайкина О.Н. Совершенствование работы сестринского персонала в частной медицинской организации // Медицинская сестра. – 2013. – N 3. – С.48-54.
  7. Шарабчиев Ю.Т. Ресурсосберегающие механизмы развития медицинской науки: инновационные проекты и теоретические исследования в медицине [Электронный ресурс]. Медицинские новости. – 2003. – № 11 сайт.-URL: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=2473 (дата обращения: 31.10.14).

ре развития медицины, когда врач был бессилен перед большинством болезней, только правильный уход мог возвращать больным и раненым жизнь и здоровье. Шли годы, наука раскрыла причины и механизмы развития многих болезней, разработала эффективные средства их лечения. Однако, несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса, наличие самой современной медицинской техники, высокоэффективных лекар- ственных средств, блестяще проведённых хирургических операций, правильно организованный уход за больным играет определяющую роль в восстановлении здоровья и трудоспособности человека. Нередко приходится слышать о том, что больного не вылечили, а «выходили». Такое высказывание часто справедливо. Известно много случаев, когда самоотверженность ухаживающих, создание оптимальных физических и психологических условий, строгое со- блюдение гигиенических требований и неукоснительное выполне- ние предписаний врача возвращали жизнь безнадёжным больным. Известно и другое: больные, лишённые надлежащего ухода, поправ- ляются медленно, а нередко плохой уход – причина тяжёлых ослож- нений и даже смерти больного.

Инновационные технологии в уходе за тяжело- больными эффективно применяются в отделе- ниях НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж – 1 ОАО «РЖД». По решению Совета медицинских сестёр ЛПУ был проведён хро- нометраж рабочего времени палатных медицинских сестёр и млад- шего медицинского персонала с целью определить, сколько рабоче- го времени затрачивается на выполнение мероприятий по уходу за тяжелобольными пациентами. Результат показал, что 1/3 рабочего дня занимает выполнение гигиенических процедур, профилактика пролежней и другие действия, связанные с уходом. При этом надо учесть подготовительный этап к осуществлению этих мероприятий традиционными способами. Необходимо приготовить судно, клеён- ку, воду, полотенце и многое другое. А запах камфарного спирта, ко- торый не исчезает даже после длительного проветривания? Поэтому стала очевидной необходимость применения современных средств, технологий по уходу за тяжелобольными пациентами. Впервые о продукции компании «Пауль Хартманн» мы с медсёстра- ми услышали на выставке «Здравоохранение». Второе наше знаком- ство произошло во время обучения на курсах повышения квалифи- кации, где представитель компании очень подробно рассказала о качестве и преимуществах в использовании этой продукции. Тогда и возникла идея применять в работе новые средства. Администрация больницы поддержала инициативу, и у персонала появилась возмож- ность использовать средства серии Меналинд профэшнл для ухода и профилактики пролежней у пациентов с дефицитом самоухода. В сентябре 2010 года главная медицинская сестра и старшие ме- дицинские сёстры ряда отделений прошли обучение в Научно- методологическом центре компании «Пауль Хартманн». Получен- ные знания и наличие в больнице продукции компании позволили оптимизировать процесс ухода за тяжелобольными пациентами. В настоящее время в отделениях реанимации и интенсивной тера- пии, травматологии, хирургической инфекции, палатах интенсив- ной терапии отделений кардиологии и неврологии применяется вся линейка продуктов серии Меналинд профэшнл по уходу за кожей. Каждое утро кожные покровы пациентов обрабатываются моющим лосьоном, разведённым в тёплой воде, с использованием одноразо- вых рукавичек ВалаКлин. Для обработки интимной зоны исполь- зуем очищающую пену Меналинд. Затем кожные покровы обраба- тываются лосьоном или тонизирующей жидкостью. Дополнительно для защиты кожи используем защитный крем с оксидом цинка или протектор для кожи. Пациенты отмечают более приятное ощуще- ние свежести и чистоты после проведения гигиенических процедур с использованием продукции Меналинд профэшнл по сравнению с традиционными методами. Из дополнительного инвентаря требует- ся только ёмкость с водой и медицинские перчатки. Использование подгузников Моликар и впитывающих пелёнок Мо- лиНеа позволяет пациенту чувствовать себя более комфортно, а так- же экономить средства на стирке белья. Необходимо отметить, что за время использования различной про- дукции компании «Пауль Хартманн» не было отмечено ни одной аллергической реакции. Обучение правильному уходу, грамотному применению продукции компании осуществляется в школе ухода, которая работает в нашем лечебном учреждении с октября 2010 года. Занятия проводятся для персонала, пациентов и их родственников. Конечно, уход за тяжёлыми и малоподвижными пациентами предполагает финансовые затраты. Но его отсутствие быстро приводит к развитию различных поражений кожи, других осложнений, которые требуют ещё более длительного и до- рогостоящего лечения. Внедрение инновационных технологий ухода за пациентами позволяет улучшить качество жизни тя- желобольных пациентов, сократить время, затрачиваемое ме- дицинским персоналом на проведение мероприятий по уходу. Н. Н. Бурыка старшая медсестра отделения хирургической инфекции НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж – 1 ОАО

Выводы:

Внедрение технологии сестринский процесс позволило:

Ø Развить и расширить организационные и управленческие резервы сестринских кадров и наиболее эффективно их использовать.

Ø Повысить образовательный уровень медицинских сестер; их профессионализм и качество оказываемой сестринской помощи

Ø Обеспечить высокий уровень медицинской информации; своевременно проводить соответствующую корректировку сестринского ухода и, как итог, значительно снизить количество вторичных осложнений (ТЭЛА)

Ø Сократить сроки пребывания пациента в стационаре

Ø Обеспечить разработку и внедрение новых сестринских технологий, осуществление консультативной сестринской помощи, ведение санитарно-просветительной и профилактической работы

Ø Проведение научно-исследовательской работы в сестринском деле, усовершенствование стандартов деятельности медицинских сестер

Ø Укрепить нормативную базу ЛПУ, вывести деятельность среднего медицинского персонала на качественно новый уровень оказания доступной медицинской помощи

Ø Максимально индивидуализировать сестринский уход и приблизить достигнутую сестринскую помощь к пациенту

Заключение:

В современных условиях успешное проведение реформ в здравоохранении напрямую зависит от решения экономических вопросов, связанных с выявлением путей повышения эффективности трудовых ресурсов, определением методов рационального использования коечного фонда ЛПУ. Решение этих проблем позволит обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинской помощи при имеющемся уровне ресурсов. Сестринский процесс как составная часть сестринского дела должен рассматриваться как реальный метод изыскания резервов экономии государственных средств при оптимизации организационной системы здравоохранения, в том числе для пациентов с геморрагическим инсультом.

Все шаблоны Джумла на сайте http://template-joomla.ru/

Copyright © 2007 - 2013 ПАСМР.

3.1. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС Выдающаяся исследовательница и пропагандистка сестринского дела в Европе Дороти Холл однажды сказала: «Многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было бы избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось бы такими же быстрыми темпами, что и медицинская наука». Таким образом, сложившаяся в стране ситуация требует переосмысления сестринской специальности с учетом требований сегодняшнего дня. В наши дни медицинские сестры должны иметь понятие «Что такое новые 18 сестринские технологии?», как и для чего они создаются. Каждая медицинская сестра должна владеть этой информацией, свободно ориентироваться в вопросах темы, чтобы соответствовать уровню, который предъявляется к сотрудникам туберкулезной больницы. Одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению отводится медицинским сестрам, а значит, именно от этой категории персонала во многом зависят качество и эффективность медицинских услуг. Качество сестринской помощи напрямую зависит: 1. от знаний и умений каждой медицинской сестры; 2. от ее отношения к делу; 3. от ее личных качеств; 4. от того, насколько четко осуществляется взаимодействие внутри коллектива; 5. от стиля отношений в коллективе; 6. от степени развития сестринского дела в стране, городе или конкретном медицинском учреждении; 7. от того, какие требования предъявляются к медицинской сестре и какие функции на нее возлагаются. Для достижения высокого качества оказываемой медицинской помощи необходимо правильно организовать выполнение всех основных функций медицинской сестры. Чтобы достичь высокого уровня в оказании сестринской помощи, необходимо создать медико-технологические протоколы (стандарты), которые будут являться: 1) эталоном сестринских технологий; 2) эталоном критериев оценки качества. Внедрение стандартов в практическую деятельность дает гарантию и уверенность пациенту на получении более качественной и квалифицированной медицинской помощи, ускорения процесса адаптации в условиях стационара, ухода, более эффективным методам

МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ БОЛЬНИЦЕ Учебное пособие для медицинских сестер противотуберкулезных больниц и диспансеров Под общей редакцией профессора А.Л. Ханина Новокузнецк – 20112 ГОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» МЗ и СР РФ Новокузнецкий филиал ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» Кемеровская региональная общественная организация «Профессиональная ассоциация медицинских сестер Кузбасса» МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ БОЛЬНИЦЕ Учебное пособие для медицинских сестер противотуберкулезных больниц и диспансеров Под общей редакцией профессора А.Л. Ханина Новокузнецк – 20113 Учебное пособие одобрено и рекомендовано экспертным советом Профессиональной ассоциации медицинских сестер Кузбасса. Председатель – ведущий специалист по сестринскому делу ДОЗН КО Т.В. Дружинина. Протокол №2 от 07.04.2010г. Учебное пособие утверждено на учебно-методической комиссии ГОУ ДПО НГИУВ и рекомендовано к изданию и утверждению в УМО медицинских и фармацевтических вузов РФ. Протокол №5 от10.06.2010г. Авторы-составители: главная медицинская сестра ГУЗ «Новокузнецкий филиал КОК ПТД» Л.Я. Атагулян, старшая медицинская сестра ГУЗ «Новокузнецкий филиал КОК ПТД» О.Н.Веригина Под общей редакцией профессора, зав. кафедрой фтизиопульмонологии ГОУ ДПО «НГИУВ», заслуженного врач РФ А.Л. Ханина Рецензенты: Зав. кафедрой туберкулеза ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» доктор медицинских наук, профессор И.Ф.Копылова Зав. кафедрой медицинской кибернетики и организации здравоохранения ГОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Г.И. Чеченин4 Аннотация Сестринское дело во фтизиатрии – особый раздел, требующий от медицинской сестры углубленной подготовки по туберкулезу, знаний, умений, навыков для оказания квалифицированной помощи больным туберкулезом. Эпидемиологическая ситуация с туберкулезом в России остается очень напряженной и при этом имеется колоссальный дефицит сестринских кадров. МЗ и СР РФ неоднократно обращало внимание на усиление фтизиатрической службы. К сожалению, доступных учебных пособий и учебников для последипломной подготовки специалистов среднего звена для противотуберкулезных учреждений нет. Это учебное пособие восполняет существующий пробел по технологиям практической деятельности медицинской сестры противотуберкулезной больницы В учебном пособии для медицинских сестер дается поэтапное описание всех разделов сестринского дела во фтизиатрии. Достоинством данного издания является то, что сестринский процесс изложен в виде подробных технологических стандартов, практически регламентирующих все разделы деятельности медицинской сестры во фтизиатрическом учреждении. Это пошаговая технология, основанная на научно-практических достижениях современного сестринского процесса. Учебное пособие соответствует учебной программе сертификационных циклов «сестринское дело во фтизиатрии», содержит информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности. Пособие написано доступным языком, хорошо воспринимается, основывается на большом личном опыте авторов, и данных современной литературы. В подготовке учебного пособия принимали участие: Л.Н. Чешуина, Г.П. Леонидова, И.П. Гаравская, М.В. Никульча – сотрудники Новокузнецкого филиала ГУЗ «Кемеровского областного клинического противотуберкулезного диспансера».56 Раздел I. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДСЕСТРЫ РОССИИ Принимая по внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий – профессии медицинской сестры; учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и здравоохранении; руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Ассоциация медицинских сестер России принимает настоящий Этический кодекс. ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. ЧАСТЬ II. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ПАЦИЕНТ Статья 1. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей 7 компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней. Статья 2. Основное условие сестринской деятельности – профессиональная компетентность Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня – первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Статья 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации. Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-8 либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью. Статья 5. Прежде всего – не навреди Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего – не навредить!». Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу, любые, другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. «Лекарство не должно быть горше болезни!». Производя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений. Статья 6. Медицинская сестра и право пациента на информацию Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его, близких по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред. Статья 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников. Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента 9 (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента- ребёнка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения. Статья 8. Обязанность хранить профессиональную тайну Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны. Статья 9. Медицинская сестра и умирающий больной Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные 10 в законодательстве Российской Федерации права граждан относительно патологоанатомических вскрытий. Статья 10. Медицинская сестра как участник научных исследований и учебного процесса Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинкская декларация и др.) и законодательству Российской Федерации. Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациента в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав. ЧАСТЬ III. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ЕЕ ПРОФЕССИЯ Статья 11. Уважение к своей профессии Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Опрятность и соблюдение правил личной гигиены – неотъемлемое качество личности медицинской сестры. Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела. Она не должна претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Медицинская сестра должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой. Поведение медицинской сестры не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью. Статья 12. Медицинская сестра и коллеги Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного уважения 11 своим учителям. Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный процесс. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса, включая добровольных помощников. Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии – оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры – помогать пациенту, выполнять назначенную врачом программу лечения. Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профессионализм медицинской сестры важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждается медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого – с вышестоящим руководством. Статья 13. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента и общества. Медицинская сестра обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины (целительства), в частности. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики. ЧАСТЬ IV. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ОБЩЕСТВО Статья 14. Ответственность перед обществом Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам делать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, 12 муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра, в меру своей компетенции, должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб. Ассоциация медицинских сестер, медицинское сообщество в целом должны способствовать привлечению медицинских сестер в районы страны, где медицинская помощь наименее развита, предусматривая стимулы для работы в таких районах. Статья 15. Поддержание автономии и целостности сестринского дела Моральный долг медицинской сестры способствовать развитию реформы сестринского дела в России. Медицинская сестра должна поддерживать, развивать автономию, независимость и целостность сестринского дела. Долг медицинской сестры привлекать внимание общества и средств массовой информации к нуждам, достижениям и недостаткам сестринского дела. Медицинская сестра должна защищать общество от дезинформации или неправильной интерпретации сестринского дела. Самореклама несовместима с медицинской этикой. Если медицинская сестра участвует в организованном коллективном отказе от работы, она не освобождается от обязанности оказывать неотложную медицинскую помощь, а также от этических обязательств по отношению к тем пациентам, кто в данный момент проходит у нее курс лечения. Статья 16. Гарантии и защита законных прав медицинской сестры Гуманная роль медицинской сестры в обществе создает основу требований законной защиты личного достоинства сестры, физической неприкосновенности и права на помощь при исполнении ею профессиональных обязанностей, как в мирное, так и в военное время. Уровень жизни медицинской сестры должен соответствовать статусу се профессии. Размер гонорара, определяемого частнопрактикующей сестрой, должен быть соизмерим с объемом и качеством оказываемой медицинской помощи, степенью ее компетентности, особыми обстоятельствами в каждом конкретном случае. Безвозмездная помощь бедным пациентам этически одобряется. Ни медицинских работников вообще, ни кого-либо из медицинских сестер в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях. Обеспечение условий профессиональной деятельности медицинской сестры должно соответствовать требованиям охраны труда. Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что 13 Межрегиональная Ассоциация медицинских сестер России окажет ей полноценную помощь по: защите чести и достоинства (если ее доброе имя будет кем-либо необоснованно опорочено); своевременному получению квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки; созданию и применению процедур страхования профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей; профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья; своевременном получении льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для медицинских работников. ЧАСТЬ V. ДЕЙСТВИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА Статья 17. Действие Этического кодекса Требования настоящего Кодекса обязательны для всех медицинских сестер России. Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание на факультетах сестринского дела, в медицинских колледжах и училищах, должны ознакомить студентов с Этическим кодексом медицинской сестры России. Студенты, по мере включения в профессиональную медицинскую деятельность, обязаны усваивать и соблюдать принципы и нормы, содержащиеся в Кодексе. Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание, должны своим поведением показывать пример студентам. Статья 18. Ответственность за нарушение Этического кодекса Ответственность за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России определяется Уставом Межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России. За нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыскания: 1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии. Статья 19. Пересмотр и толкование Этического Кодекса Право пересмотра Этического кодекса медицинской сестры России и толкования его отдельных положений принадлежит Межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России. Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей Кодекса 14 принимаются к рассмотрению Президиумом названной Ассоциации и приобретают законную силу после утверждения этим органом Ассоциации. Обязательство Флоренс Найтингейл Я, торжественно, перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к ведению и семейные обстоятельства пациентов ставшие мне известными в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе. Раздел II. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ СТАЦИОНАРОВ И ДИСПАНСЕРОВ 2.1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В статус медицинской сестры противотуберкулезных учреждений входит выполнение не только функциональных обязанностей согласно должностной инструкции, но и соблюдение субординации, общепринятых правил поведения, мероприятий направленных на своевременное диагностирование и качественное лечение туберкулеза. Как и всякая деятельность, труд медицинской сестры имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия с людьми: пациентами, их родственниками, коллегами, работающими в своей больнице, так и в других лечебно-профилактических учреждениях. 15 Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно переплетаются с личностными отношениями, поэтому особую значимость приобретают нравственные и психологические аспекты. Эти простые правила помогут создать и сохранить спокойную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу, как в рабочем коллективе, так и в общении с пациентами: 1. Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника. 2. Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым Вы общаетесь. Выразите это, словом одобрения или похвалы. 3. Будьте открыты, доброжелательны, позитивны и приветливы 4. Обращайтесь к человеку по имени и отчеству, доброжелательно и спокойно. Если вы не знаете, как зовут пациента, используйте безличные конструкции: «Пройдите, пожалуйста», «Будьте добры» и пр. Недопустимы обращения «больной», «мужчина», «женщина». Эти, казалось бы, очевидные истины, к сожалению, пока не стали нормой. Используются медсестрами и ласкательные формы обращений, особенно в работе с пациентами геронтологических отделений: «бабуленька», «дедуля», «голубчик» и пр. Но, согласитесь, не всякий пациент пожилого возраста хочет быть «дедулей», а тем более «бабулей». 5. Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не иначе. Не допускайте раздражения и критики. 6. Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке. 7. Умейте себя поставить на место другого человека, чтобы понять его. 8. Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем. 9. Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств. Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на фактах или явлениях. 10. Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить и не уязвить его самолюбие. Чтобы добиться желаемого успеха в общении с пациентом, необходимо руководствоваться следующими этико-деонтологическими принципами: 1. Беседу с пациентом начинайте, назвав свое имя, отчество, должность и цель беседы. По возможности проведите ее с глазу на глаз, обеспечив тишину, обязательно напомните о конфиденциальности 16 беседы. 2. Обращайтесь к пациенту по имени и отчеству, обязательно на «Вы». Переходите на «Ты», только если пациент сам предложит это. 3. Во время беседы помните о межличностной дистанции, постарайтесь расположиться так, чтобы ваше лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Вы должны видеть лицо пациента, а он Ваше. Ваша поза должна быть простой и умеренно свободной, без напряжения. 4. Говорите четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия, но без заискивания, проверяя, правильно ли Вас поняли. Слушайте внимательно. Поощряйте вопросы пациента. 5. Нельзя обсуждать при пациенте посторонние проблемы, личные дела других сотрудников, других пациентов. Медицинская сестра, помни! Сохранение тайны – профессиональная обязанность медицинских работников, Часто пациенты спрашивают медицинскую сестру о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае медицинская сестра не должна сообщать пациенту о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли, что касается прогноза, то всегда надо выражать твердую уверенность в благоприятном исходе. Медицинская сестра обязана всегда быть выдержана, приветлива, способствовать нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Ничто не должно отражаться на ее работе, на ее тоне в разговорах с коллегами и пациентами. Нежелательна чрезмерная сухость и официальность, но недопустимы легкомысленные шутки, а тем более фамильярность по отношению к пациентам. Недопустимы громкие разговоры в отделении, чем сложнее ситуация, тем тише должны звучать голоса. Сотрудники не должны обсуждать за пределами туберкулезной больницы пациентов, их заболевания и личную жизнь Подобная информация может нанести ущерб деятельности лечебного учреждения. 2.2. ВНЕШНИЙ ВИД МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ Большое значение имеет внешний облик медицинской сестры. Придя на работу, необходимо переодеться в чистый, выглаженный халат или форму. Обязательно ношение чулок или колготок, возможно ношение светлых носков. Украшения не должны быть вульгарными. Обувь желательно носить светлую, без каблука или на среднем каблуке, удобную и не создающую шума, легко поддающуюся санитарной обработке. Не разрешается находиться на рабочем месте без медицинской шапочки, это требуют особые условия. Руки медицинской сестры должны быть чистыми, ногти ухоженными.17 Использовать парфюмерию (дезодоранты, духи) с ярким, сильным запахом запрещено, так как запах может спровоцировать аллергическую реакцию или протест со стороны пациентов с чувствительным обонянием. Медицинская сестра на рабочем месте является представителем противотуберкулезной больницы и должна выглядеть достойно. 2.3. РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ Ваш разговор по телефону: темп речи – медленный;Ø ритм речи – размеренный;Ø выговаривать надо все звуки, окончания слов, полные названияØ отделений, специальностей, обследований, процедур. Надо помнить, что аббревиатуры, сокращения и медицинские термины понятны только специалистам; недопустим бытовой сленг, шутки, кокетство;Ø особенно осторожно надо давать информацию по телефону лучшеØ вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно печальных сведений о состоянии пациента, а попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Если вам звонят: Здравствуйте, отделение и должность (отделение №, палатнаяØ медсестра). Если Вы звоните: Здравствуйте, отделение и должность (отделение №, палатнаяØ медсестра). Раздел III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ВО ФТИЗИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ. 3.1. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС Выдающаяся исследовательница и пропагандистка сестринского дела в Европе Дороти Холл однажды сказала: «Многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было бы избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось бы такими же быстрыми темпами, что и медицинская наука». Таким образом, сложившаяся в стране ситуация требует переосмысления сестринской специальности с учетом требований сегодняшнего дня. В наши дни медицинские сестры должны иметь понятие «Что такое новые 18 сестринские технологии?», как и для чего они создаются. Каждая медицинская сестра должна владеть этой информацией, свободно ориентироваться в вопросах темы, чтобы соответствовать уровню, который предъявляется к сотрудникам туберкулезной больницы. Одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению отводится медицинским сестрам, а значит, именно от этой категории персонала во многом зависят качество и эффективность медицинских услуг. Качество сестринской помощи напрямую зависит: 1. от знаний и умений каждой медицинской сестры; 2. от ее отношения к делу; 3. от ее личных качеств; 4. от того, насколько четко осуществляется взаимодействие внутри коллектива; 5. от стиля отношений в коллективе; 6. от степени развития сестринского дела в стране, городе или конкретном медицинском учреждении; 7. от того, какие требования предъявляются к медицинской сестре и какие функции на нее возлагаются. Для достижения высокого качества оказываемой медицинской помощи необходимо правильно организовать выполнение всех основных функций медицинской сестры. Чтобы достичь высокого уровня в оказании сестринской помощи, необходимо создать медико-технологические протоколы (стандарты), которые будут являться: 1) эталоном сестринских технологий; 2) эталоном критериев оценки качества. Внедрение стандартов в практическую деятельность дает гарантию и уверенность пациенту на получении более качественной и квалифицированной медицинской помощи, ускорения процесса адаптации в условиях стационара, ухода, более эффективным методам обучения в вопросах самоухода и самогигиены. Стандартизация в здравоохранении – это планомерный длительный процесс перехода к научной организации и контролю работы медицинской сестры. Его нельзя подменить просто единым оформлением документа или выполнением каких-то манипуляций по алгоритмам. Стандарты должны учитывать каждый раздел работы сестринских служб, начиная от взаимодействий подразделений лечебно-профилактического учреждения и заканчивая сестринским уходом при каждой конкретной проблеме пациента. Понимая важность и значимость данного вопроса, сестринский коллектив нашей больницы занимается разработкой медико-технологических протоколов сестринских манипуляций. Результатом этой работы является сборник, который у 19 Вас сейчас в руках. К сожалению, на сегодняшний день деятельность сестринского персонала не стандартизирована на государственном уровне. Стандартизация началась «снизу», т.е. каждая больница утверждает свои протоколы, а затем предполагается стандартизация деятельности на государственном уровне. Внедрение в практическую деятельность медицинских сестер документов стандартизирующих работу позволит обеспечить высокое качество сестринской помощи и одновременно гарантировать юридическую защиту медицинской сестры. Изучая опыт внедрения стандартов (медико-технологических протоколов) в других ЛПУ, мы определили, что это позволило получить положительные результаты на различных уровнях: медицинская сестра,Ø лечебно-профилактическое учреждение.Ø Что дают стандарты пациенту? Уверенность в получении качественной помощи.Ø Что дают стандарты медицинской сестре? Позволяют улучшить качество сестринской помощи.Ø Позволяют логически обосновать свои действия.Ø Нести ответственность за свои действия.Ø Быть уверенными в защищенности своих прав.Ø Дают возможность качественно выполнять сестринские технологии, а вØ конечном итоге -профессиональные обязанности. Облегчают процесс адаптации новых сотрудников на рабочем месте.Ø Дают возможность постоянно повышать профессиональный уровеньØ медицинских сестер (поскольку разработка стандартов является одной из высших форм самообразования). Что дают стандарты лечебно-профилактическим учреждениям? Укрепление исполнительской и трудовой дисциплины.Ø Рост профессионального уровня сотрудников.Ø Улучшение качества предоставляемой пациентам медицинской помощи.Ø Унификацию работы и документации сестринского персонала всех службØ и подразделений больницы Улучшение материально-технического обеспечения каждогоØ рабочего места. Создание условий для качественного проведения экспертной оценки всехØ видов сестринской деятельности. Проведение аттестации специалистов на рабочем месте.Ø Формирование единых взглядов и подходов персонала к сестринскойØ деятельности.20 Понятие о «Сестринском процессе» Отношение к «Сестринскому процессу» в среде медицинских сестер не однозначное, порой негативное. Негативное отношение определяется недостатком знаний по данному вопросу. Медицинские сестры имеют поверхностные знания по сестринскому процессу и поэтому, как и все новое, отрицается и сестринский процесс. Важнейшей задачей отраслевой программы развития сестринского дела является создание условий для эффективного и качественного оказания медицинской помощи, а для этого необходимо развивать новые организационные формы и технологии сестринской деятельности, в частности «Сестринский процесс». Если говорить о практической стороне данного вопроса, то, конечно, в первую очередь должны быть созданы условия для внедрения в практическую деятельность «Сестринского процесса», начиная с пакета документов, регламентирующих его внедрение, создание условий в конкретном отделении больницы (введение новых штатных единиц, оснащение и т.д.), моральной готовности всего персонала. В данной главе говорится о теоретической стороне этого вопроса. Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники» Главный человек, ради которого медицинская сестра находится на своем рабочем месте – это пациент. Современный сестринский процесс – это научный метод организа- ции и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс – индивидуальный, динамичный, цикличный процесс. Сестринский процесс требует от медицинской сестры не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход с целью предупреждения, уменьшения, ликвидации у него проблем в уходе. 3.2. ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА21 Сестринский процесс состоит из 5 этапов. I этап – метод сестринского обследования, который состоит из следующих моментов: Цель сестринской истории болезни включает в себя контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и выполнения рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка ее профессионализма. Анализ собранной информации позволяет определить приоритетные (по степени угрозы для жизни) нарушения (неудовлетворенных) потребностей или про- блем пациента, степень независимости пациента в уходе. Как только медсестра приступила к анализу полученных при обследовании данных, начинается второй этап сестринского процесса – установление проблем или постановка сестринского диагноза. II этап – формулирования проблем пациента. Обследование пациента Сбор анамнеза 1.История возникновения проблемы в здоровье пациента 2.социологические данные 3. данные о развитии (у ребенка) 4. данные о культуре 5.данные о духовном развитии 6. психологические данные Физическое обследование Перкуссия, пальпация, аускультация, объективные данные РС, ЧДД, АД, Т. Лабораторные исследования Общие анализы крови, мочи, биохимическое исследование крови, УЗИ органов брюшной полости и др. База данных о пациенте (сестринская история болезни) Проблемы пациента Потенциальные (в данный момент не существуют, но могут возникнуть с течением времени) Существующие (беспокоят пациента в настоящий момент) Первичные (если не лечатся, но могут оказать пагубное действие на больного) Вторичные (не имеют прямого отношения к заболеванию) Промежуточные (неопасные для жизни больного) Первичные Вторичные Промежуточные22 При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии и других аспектах, помогающих ей принимать ответственное решение — определение проблем пациента или постановка сестринских диагнозов. Процесс составления сестринского диагноза очень важен, требует профессиональных знаний, умений находить связь между признаками отклонений в состоянии пациента и причинами, их вызывающими. Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры. Рассмотрим выявление проблем и направленностью дальнейших действий медсестры на примере нашего отделения. Например: 1. Тревога, связанная с беспокойством пациента по поводу предстоящей операции (существующая, первичная). 2. Риск развития пролежней, обусловленный длительной иммобилизацией (потенциальная – первичная). 3. Нарушение функции опорожнения кишечника: запор, обусловленный недостаточным употреблением грубой пищи (потенциальная – первичная). III этап – определение целей сестринского вмешательства, т.е. определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода (планирование сестринской помощи). Под планирование надо понимать процесс формирования целей (т.е. достижение желаемых результатов ухода) и планирования сестринских вмешательств, необходимых для достижения, этих целей. Планирование работы медсестры по удовлетворению потребностей необходимо осуществлять в порядке приоритетности (первоочередности) проблем пациента. Вторичные План ухода Участие пациента и его семьи Постановка целей Краткосрочных и долгосрочных Стандарты сестринской деятельности Письменное руководство по уходу23 Постановка целей сестринского ухода дает направление индивидуального плана и используется для определения эффективности действий. Цели и задачи ухода должны быть реально достижимыми и иметь конкретные сроки. Краткосрочные – цели достигаются в течение небольшого промежутка времени они, как правила ставятся в острой стадии заболевания. Долгосрочные выполняются в более длительные сроки и, как правило, направлены на предотвращение рецидивов, осложнений, их профилактику и т.д. Рассмотрим на нашем примере: решение существующих проблем: провести обезболивание· (медикаментозно), снять стрессовое состояние (беседы, дать успокоительное), научить самообслуживанию, то есть помочь адаптироваться к вынужденному состоянию. Решение потенциальных проблем – усилить мероприятия по уходу за· кожей (профилактика пролежней, диета, регулярное освобождение кишечника, занятие физкультурой, дыхательной гимнастикой и т.д.) Обязательное условие вовлечение пациента в процесс планирования.· 4 этап – сестринские вмешательства, предполагают помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно. V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необ- ходимости. Этот этап включает в себя: 1. Сравнение достигнутого результата с запланированным. 2. Оценку эффективности запланированного вмешательства. 3. Дальнейшую оценку и планирование, если желаемые результаты не достигнуты. 4. Критический анализ всех этапов сестринского процесса и внесение необходимых поправок. Эффективность сестринского процесса Сестринские вмешательства Зависимые (по назначению врача) Независимые (сама медсестра обучение самоуходу и т.д.) Взаимозависимые (совместно м/с, врач и др. специалисты) Потребности в помощи (постоянная – на всю жизнь, временная – короткий период времени, реабилитирующая – длительно ЛФК, массаж и т.д.) Методы ухода Достижение терапевтических целей Хирургических Обеспечение ежедневных жизненных потребностей24 Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств (действий) медицинской сестры. Сестринский уход считается эффективным, если в назначенное время пациент научился большее количество времени ухаживать за собой самостоятельно или этому научились его родственники. 3.3. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ И ЕГО ЭТАПЫ Особенности работы сестер с больными туберкулезом заключается в том, что: больные туберкулезом испытывают большой стресс от самого факта- сообщения о диагнозе туберкулеза, поскольку это может привести к изменению их социального статуса, они нередко боятся потерять работу, семью; больные туберкулезом боятся заразить близких, особенно детей,- друзей, знакомых; болезнь требует длительного лечения, сопряженного с изоляцией,- соблюдением режима и многомесячной антибактериальной терапии, которая нередко дает побочные эффекты; пациенты нередко испытывают страх, что у них возможен- неизлечимый туберкулезный процесс; больные туберкулезом особая категория – среди них более 50%- составляют пациенты с асоциальным поведением: злоупотребление алкоголем, наркомания, курение, каждый четвертый (25%) из больных ТБ ранее находился в исправительно-трудовых учреждениях; больные туберкулезом, особенно хроническим, практически все имеют- полиморбидные процессы: наряду с ТБ – заболевание ЦНС (энцефалопатии), печени (гепатиты, циррозы), желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки, гастриты), хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), ишемическую болезнь сердца (ИБС); пациенты с ТБ имеют низкий комплайнс (низкую приверженность) к- Оценка действий медицинской сестры (самолично) Мнение пациента или его семьи Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медицинскими сестрами) 1. сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры 2. пересмотр, корректировка плана25 лечению, поэтому очень часто допускают перерывы и отрывы от лечения; больные ТБ – женщины также нередко из асоциальных групп- (люмпены, злоупотребляющие алкоголем), поэтому все выше перечисленное относится и к ним; сегодняшний больной ТБ часто имеет сочетанную инфекцию ВИЧ/ТБ- и это приводит к быстрому прогрессированию, генерализации туберкулезного процесса, требует особого подхода, одновременного назначения антивирусной терапии; среди пациентов фтизиатрических больниц у каждого второго впервые- выявленного определяется лекарственная устойчивость (МБТ), а у каждого пятого мультирезистентность (МЛУ), т.е. ЛУ к изониазиду и рифампицину – основным антибактериальным препаратам; у больных с хроническим ТБ лекарственная устойчивость выявляется- у 70-90% пациентов; лекарственная устойчивость, особенно МЛУ ТБ резко усложняет- процесс излечения, курс химиотерапии увеличивается до 18-24 месяцев, это приводит к снижению эффективности лечения и увеличивает число больных хроническим туберкулезом, повышает смертность от ТБ. 1 этап – сбор информации. При этом большое внимание уделяется социальным факторам, жилищным условиям, присутствие в семье детей, наличию вредных привычек и т. д. пример: из беседы с пациентом, а также из данных направления выяснилось, что пациент нерегулярно принимает противотуберкулезные препараты, назначенные врачом. 2 этап – выделение и формирование проблем. Физиологические (возникшие в результате интоксикации)· Социально – бытовые – риск инфицирования детей и родственников.· Недостаток питания, гигиенических навыков Асоциальное или социально – дезадаптированное поведение· Психологические – страх потери работы, вероятность распада семьи,· снижение работоспособности, психо-эмоциональная неустойчивость Проблемы, связанные с дыханием – кашель, боль в груди,· позвоночнике, кровохаркание. Пример: нерегулярный прием пациентом лекарств как результат недо- статочной осведомленности и низкой ответственности за свое здоровье. 3 этап – как правило, устанавливаются долгосрочные цели; пример: краткосрочная цель: через 5-6 дней пациент начнет осознавать ответственность за свое здоровье и необходимость аккуратно выполнять назначения,26 долгосрочная цель: в течение всего необходимого периода лечения пациент будет аккуратно выполнять все назначения врача. 4 этап – составление плана ухода – необходимость в заинтересованности в восстановлении здоровья пациента; пример: 4 этап — планирование (составление и реализация конкретного плана действий медсестры, то есть плана ухода); Пример: 1. медсестра проявит заинтересованность в восстановлении здоровья пациента; 2. медсестра в течение 2-3 дней будет проводить с пациентом короткие беседы в доступной форме о том, что все усилия медиков одолеть болезнь без активного участия самого пациента безуспешны; 3. медсестра попытается активизировать у пациента мотивацию к аккуратному выполнению назначений врача: выздоровление в наиболее короткие сроки; наиболее полноценное восстановление здоровья; возвращение к работе; устранение для членов семьи и окружающих угрозы повышенного риска заразиться туберку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: