Уход за мужем

Сестра-мусульманка! Мы приведем тебе яркий пример того, как сподвижницы Пророка r ухаживали за своими мужьями.

В достоверном хадисе, переданном Муслимом, сообщается, что Асма бинт Абу Бакр рассказывала: "аз-Зубейр женился на мне, не имея ни имущества, ни рабов - ничего, кроме своего коня и куска земли. Я кормила его коня сеном, заботилась и ухаживала за ним. А еще я молола овсяные семена для теста, приносила воду и месила тесто для хлеба. Я не умела хорошо печь хлеб, и поэтому для нас пекли хлеб соседки из числа ансаров. Они были заслуживающими доверия женщинами". Асма также сказала: "Я брала семена из земли, которую Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выделил аз-Зубейру. Это был участок размером в две трети фарсаха". См. "Сахих Муслим" 2182.

Пророк r сказал: «Если бы женщина знала, каковы ее обязанности перед мужем, то она бы даже не села, пока тот не пообедает и не поужинает». ат-Табарани в "аль-Кабире". См. «Сахихуль-Джами'».5259.

НАСТОВЛЕНИЕ АСМЫ БИНТ ХАРИДЖИ СВОЕЙ ДОЧЕРИ:

“Ты покинула гнездо, где выросла, и оказалась на ложе, которого ты не знаешь, с супругом, к которому ты не привыкла. Так стань же для него землей, и он станет для тебя небом, стань для него ложем, и он станет для тебя опорой, стань для него рабыней, и он станет для тебя невольником. Не приставай к нему, ибо тогда он возненавидит тебя, и не удаляйся от него, ибо тогда он забудет тебя, но если он приблизится к тебе, приближайся и ты, если же станет удаляться, удаляйся и ты. И береги его обоняние, слух и зрение, и пусть он ощущает от тебя только приятный запах, и слышит от тебя только хорошие слова, и видит тебя только красивой”.

Подобное наставление делала своей дочери и Умм Акъиль. См. "Табаи' ан-Ниса" 28.

ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕНАМ И МУЖЬЯМ

Все сказанное выше было сказано для того, чтобы указать сестрам-мусульманкам правильную дорогу, установленную Всевышним и Всеблагим Аллахом в Его писании и Его Посланником r в Сунне. Но это не означает, что муж имеет право обижать свою супругу или причинять ей страдания, если она не выполняет всех своих обязанностей. Передают, что Пророк r сказал: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой ее характера, то остается доволен другой чертой её характера». Муслим. См. "Шарх Сахих Муслим" 10/312.

О брат-мусульманин! Если тебе покажется, что твоя жена нарушает свои обязанности или обладает плохим нравом, то может причиной этому, являются грехи?! Наши праведные предшественники говорили: “Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён и даже наших верховых животных, на которых мы ездили”.

Что касается строптивых жён, то ты должен в первую постараться поправить ее советами и добрыми наставлениями. Напоминай ей об Аллахе и устрашай ее Божьим наказанием. Но если она будет упрямиться и продолжать совершать грехи, то перестань спать с ней в одной постели. Но не оставляй ее одну в доме, поскольку Пророк r сказал: «Если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме». Если она исправится, то это пойдет ей на пользу, а если нет, то тебе следует и впредь давать ей наставления и избегать половой близости с ней. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте. Если же они станут повиноваться вам, то не обижайте их». (Женщины, 34).

Ибн Касир сказал: "Предписание ударять жен означает, что муж имеет право несильно ударить жену, если наставления и разлучение в постели не помогли ей исправиться. В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Джабира, сообщается, что во время прощального паломничества Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь Аллаха и берегите своих жен, поскольку они являются вашими помощницами. Они должны слушаться вас и не впускать в дом тех, кто вам не нравится. Но если они поступят иначе, то бейте их, но несильно. Но не забывайте, что вы должны кормить и одевать их». Ибн 'Аббас и многие другие толкователи сказали, что ударять жен следует несильно. Хасан аль-Басри сказал, что бить жену следует, не оставляя следов”.

См. "Тафсируль-Кураниль-'Азым" 1/743.

Муж должен остерегаться бить жену по лицу, даже если он делает это несильно, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не ударяй ее по лицу».

ПРАВА ЖЕНЫ

Мужу надлежит исполнять свои обязанности перед женой, подобно тому, как он хочет, чтобы жена исполняла свои обязанности перед ним. Поэтому он не должен причинять ей вреда и затрагивать ее чувства. Имам Ахмад в сборнике "аль-Муснад" передал хадис со слов Хакима ибн Му'авийи аль-Кушейри, который рассказывал, что его отец однажды сказал: "О Посланник Аллаха! Каковы обязанности мужа перед женой?" Он сказал: «Ты должен кормить ее, если кушаешь сам, одеть ее, если одеваешься сам. Не ударяй ее по лицу и не говорить ей мерзких слов, а если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме». См. "Ируауль-Гъалиль" 7/98.

А в хадисе, переданном аль-Бухари, Муслимом и другими знатоками хадисов со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, сообщается, что Пророк r сказал: «О 'Абдуллах! Мне рассказали о том, что ты постишься днем и молишься по ночам». Он сказал: "Да, о Посланник Аллаха!" Пророк r сказал: «Не поступай таким образом. Постись и разговляйся. Молись по ночам и спи. Воистину, ты должен выполнять свои обязанности перед телом, глазами и женой». См. "Фатхуль-Бари" 9/299.

Передают также, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто имел двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день будет тащить за собой часть своего тела». Абу Давуд, ат-Тирмизи. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. "Ируауль-Гъалиль" 7/80.

Все сказанное нами является очень кратким изложением обсуждаемой темы, однако это не помешало нам коснуться основных взаимоотношений между супругами.

Я прошу Всевышнего и всеблагого Аллаха посредством Его прекрасных имен и величественных качеств, чтобы Он сделал этот труд полезным для меня и всех остальных мусульман. Я также прошу Его, чтобы все мужья стали свидетелями того, как бескорыстно их жены выполняют свои обязанности перед ними. Но это не значит, что если один из супругов увидит недостатки в другом, то ему следует ответить той же монетой. Отнюдь! Каждый из супругов непременно будет держать ответ перед Аллахом за исполнение своих обязанностей перед своим спутником жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый из супругов должен выполнять свои обязанности друг перед другом, которыми наделил их Всевышний Аллах, так же, как должны соблюдать права, возложенные на них Аллахом. Женщина не должна требовать у мужа равноправия во всех вопросах, как и мужчина в свою очередь не должен злоупотреблять превосходящим положением.

Мы советуем мужчинам страшиться Аллаха, быть справедливыми со своими женами и относиться к ним с почтением. Именно это завещал Пророк r, когда сказал: «Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра - это верхняя. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь, а если ты оставишь его, оно останется кривым. Посему относитесь к женщинам хорошо». аль-Бухари и Муслим.

Хорошее отношение к женщинам подразумевает вежливость, обучение исламу и терпению, побуждение к тому, что повелел Аллах, и предостережение от всего запрещенного. Воистину, это может помочь им попасть в рай, если на то будет воля Аллаха.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОКРЫВАЛУ МУСУЛЬМАНКИ

1 ПОКРЫТИЕ ВСЕГО ТЕЛА, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛИЦА И КИСТЕЙ РУК

Всевышний Аллах сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли женской наготы; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. И кайтесь перед Аллахом все, о вы, кто уверовал! Может быть, вы преуспеете». (Свет, 31)

Под красами, которые остаются неприкрытыми имеется в виду лицо и кисти рук, а также контуры тела, которые не могут быть сокрыты доже свободной не облегающей одеждой. Следует также прикрывать и ступни ног, поскольку они тоже являются ауаратом, и посланник Аллаха не исключил их. Аиша рассказывала, что однажды Асма бинт Абу Бакр, на которой была тонкая, прозрачная одежда зашла к пророку, а он отвернулся от неё и сказал: «О Асма, когда девушка достигает совершеннолетия, и у неё начинаются месячные, ей не допустимо выставлять на показ что-либо, кроме этого», - и он указал на лицо и кисти рук. Абу Дауд, хадис хороший. См. “аль-Мищка” 4372.

Всевышний Аллах также сказал: «О Пророк! Скажи своим женам и дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут отличать [от рабынь и блудниц] и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный». (Сонмы, 59).

В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха r сказал: «Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также это одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что его благоухание будет ощущаться на очень большом расстоянии».

2 ПОКРЫВАЛО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

В вышеупомянутом аяте из суры "ан-Нур" было отмечено, что женщины не должны показывать своей красы. Арабское слово "зинат" (букв. "краса") относится ко всем видам украшений, а также к нарядной одежде, привлекающей внимание мужчин. Безусловно, совершенно недопустимо, чтобы Господь повелел женщинам закрыть одни красоты другими украшениями. Из этого следует, что в присутствии посторонних мужчин женщина не имеет права носить покрывало с узорами или головные уборы с драгоценными камнями. Выставлять такие украшения напоказ мужчинам запрещено. Всевышний Аллах сказал: «Не покидайте своих домов, не носите украшения прежних времен джахилии...» (Сонмы, 33).

Арабское слово "табаррудж" используется тогда, когда женщина выставляет напоказ свои красоты и украшения, соблазняя этим посторонних мужчин. Выставление себя напоказ считается одним из тяжких грехов. Пророк r предостерегал от этого и сказал: «О троих даже не спрашивай. Это - человек, оставивший общину мусульман, ослушавшийся своего имама и умерший в ослушании; рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли; и женщина, муж которой обеспечивает ее, тогда как она в его отсутствие наряжается и выходит из дома. О них даже не спрашивай!»

аль-Бухари в "аль-Адабуль-Муфрад", аль-Хаким. См. «Сахих аль-Джами'» 3058.

3 ПОКРЫВАЛО НЕ ДОЛЖНО ПАХНУТЬ БЛАГОВОНИЯМИ

На эту тему есть очень много достоверных хадисов, которые запрещают женщине выходить из дома умащенной благовониями. Я не хочу углубляться в пространные рассуждения и приведу лишь один пример. Передают, что Пророк r сказал: «Если женщина умастится благовониями и выйдет из дома, а затем пройдет возле группы мужчин для того, чтобы они почуяли запах ее благовоний, то она суть прелюбодейка». Ахмад. См. «Сахих аль-Джами'» 2701.

4 ПОКРЫВАЛО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕСНЫМ И ОБЛЕГАЮЩИМ

Имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, в своем сборнике "аль-Муснад" передал хадис, в котором сообщается, что Усама ибн Зейд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал ему рубашку из плотного полотна, которую ему подарил Дихйа аль-Кальби. Он взял рубашку и подарил ее своей жене. Однажды Посланник Аллаха r спросил его: «Почему ты не носишь эту рубашку?» Он ответил: “О Посланник Аллаха! Я подарил ее своей жене". Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Ступай, и вели ей надеть снизу что-нибудь, поскольку я опасаюсь, что форма ее тела будет выделяться». Ахмад 5/205. Аль-Албани сказал, что хадис передали ад-Дийа, Ахмад и аль-Байхакъи с хорошей цепочкой рассказчиков.

5 ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА НЕ ДОЛЖНА ПОХОДИТЬ НА МУЖСКУЮ

В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари со слов Ибн 'Аббаса, сообщается, что «Посланник Аллаха r проклял мужчин, которые уподобляются женщинам, и женщин, которые уподобляются мужчинам». Посланник Аллаха r также сказал: «Аллах проклял женщин, которые уподобляются мужчинам и носят мужскую одежду». Абу Дауд, ан-Насаий. См. «Сахихуль-Джами» 6451.

6 ОДЕЖДА НЕ ДОЛЖНА ПОРОЖДАТЬ ВЫСОКОМЕРИЕ

Передают, что Посланник Аллаха r сказал: "На того, кто оденет вызывающую высокомерие одежду, Аллах наденет такую одежду в День воскресения, а затем сожжет его в огне".

Речь идет об одежде, которую человек надевает для того, чтобы возвыситься над окружающими. Это может быть дорогостоящая одежда, которую одевают, кичась собственным богатством и нажитыми благами. Упомянутое выше требование относится не только к женщинам, но и к мужчинам. Всякий, кто наденет вызывающую высокомерие одежду, будет наказан, если не раскается в этом прегрешении.

7 ОДЕЖДА НЕ ДОЛЖНА ПОХОДИТЬ НА ОДЕЖДУ НЕВЕРУЮЩИХ

В достоверном хадисе, переданном Абу Даудом и другими знатоками хадисов со слов Ибн 'Умара, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».

А Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Разве для уверовавших не настала пора, чтобы их сердца смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, дабы не уподобились они тем, которым было ниспослано писание раньше, чьи сердца ожесточились по прошествии долгого времени и большинство которых стало нечестивцами?» (Железо, 16).

Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: "Этими словами Аллах запретил верующим уподобляться иудеям и христианам в основных и второстепенных вопросах". См. "Тафсируль-Кураниль-'Азым" 4/484.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: "Здесь содержится категорический запрет уподобляться им в любых начинаниях".

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Да сделает Всевышний Аллах нас из числа тех,

кто услышав истину следует ей!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: