Используемые материалы

Карточки из бумаги или картона. Число карточек зависит от числа играющих карточек должно быть в два раза больше, чем число играющих. На карточках написан результат теста на ВИЧ, который участники "пройдут" во время игры. Должны быть положительные результаты (около 35-40%), отрицательные (около 50-55%) и сомнительные (около 10%). Карточки должны быть вложены в конверт или сложены вчетверо так, чтобы участники не могли видеть результата.В помещении должно быть организовано место для наблюдателя так, чтобы ему/ей было хорошо видно и слышно происходящее, но сам наблюдатель не бросался бы в глаза участникам. (Возможно, это может быть небольшой стол в углу или у одной из стен поме­щения, но не рядом с дверью!)

Стр.15

Процесс:

Участникам (не менее 15 и не более 40 человек) говорится, что сейчас будет проведена игрa. При этом ведущий не объясняет смысл игры, а сразу переходит к представлению первого условия: после подготовительной процедуры участники вступят друг с другом в не менее чем три "сексуальных контакта" с тремя партнерами. Четвертый "сексуальный контакт" может быть по желанию. Обозначаться сексуальный контакт будет рукопожатием. Ведущий говорит, что после небольшого пояснения участники должны будут встать в круг лицом внутрь и закрыть глаза. Далее он говорит, что по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакте ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека и "назначит" ведущий прикосновением к его/ее спине во время обхода стоящих с закры­тии глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии - "сексуальном контакте" - передать своему партнеру определенный знак - почесать ладонь "партнера" указательным пальцем. В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем сле­дующим своим "партнерам". Те, в свою очередь, - всем своим последующим "партнерам".

2. Ведущий просит участников встать в круг и закрыть глаза. Двигаясь вокруг стоящих с скрытыми глазами участников, ведущий повторяет, что, по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакте ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека «назначит» ведущий прикосновением к нему/ней во время обхода стоящих с закрытыми глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при руко­пожатии передать своему партнеру определенный знак (почесать ладонь "партнера" ука­зательным пальцем). В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем своим последующим "партнерам" Те, в свою очередь, - всем своим следующим "партнерам" (Когда ведущий будет выбирать "жертву", надо учитывать, что это должен быть достаточно спокойный человек, чтобы не показать другим участникам, что именно ею выбрали).

3. Выбрав "жертву", ведущий легко, не толкая, и как можно тише, чтобы соседи не слыша­ли прикосновения, прикасается к его/ее спине и не меняя темпа движения делает еще два три круга. После чего просит участников открыть глаза.

4. Ведущий предлагает участникам вступить в "сексуальные контакты", напоминая, что каждый должен вступить минимум в три контакта, и возможен - четвертый (все контакты должны быть с разными партнерами).

5. Участники одновременно подходят друг к другу и вступают в "контакты".

6. Когда участники закончат вступать в "контакты", ведущий просит всех, кто получил знак, собраться середине, а тех, кто знака не получил - образовать внешний круг.

Стр.16

7. Ведущий напоминает участникам, что о человеке, который "принес" знак в их общество, известно, что он/она имел(а) до этого сексуальные контакты с ВИЧ-инфицированным и возможно заразился/заразилась ВИЧ. После этого всем получившим знак предлагается пройти тестирование на ВИЧ.

8. Ведущий объясняет участникам внутреннего круга, что они могут как согласиться, так и отказаться от прохождения теста. После того как участники определятся, проходить им тестирование или нет, ведущий спрашивает, почему тот или иной человек принял то или иное решение. После чего тех, кто отказался пройти тест, ведущий просит выйти на время из игры и расположиться за внешним кругом. Эти участники могут вернуться в игру, если до окончания игры они тоже решат пройти тест. Если это произойдет, то ведущий должен спросить их, чем вызвано их решение.

9. Ведущий просит всех, кто согласился пройти тестирование, представить себе, как они приходят в поликлинику, СПИД-центр или анонимный кабинет тестирования. Как они ждут своей очереди, разглядывая плакаты и информационные листки на стенах. Как они вхо­дят в кабинет Как медсестра перетягивает им руку жгутом. Вводит иглу в вену. Набирает кровь в шприц. Вынимает иглу и прикладывает к месту прокола смоченную спиртом ватку. Как они прижимают руку, чтобы ватка не упала и выходят из кабинета. Дверь за ними за­крывается. После рассказа ведущего тем, кто решил пройти тестирование наблюдатель раздает карточки с результатом. При этом нельзя предлагать участникам самим выта­щить карточки из коробки или другого аналога шляпы.

10. Ведущий спрашивает получивших карточки участников, какой результат они хотели бы получить и почему именно такой?

11. Ведущий просит участников, получивших карточки посмотреть свой результат. (Вариант, ведущий просит участников, получивших карточки, по очереди подойти к нему, взять у человека карточку и объявить ему/ей результат.) После чего ведущий просит всех, у кого оказался отрицательный результат, выйти из середины и встать во внешний круг, а всех с положительным и сомнительным результатом - остаться внутри.

12. Ведущий спрашивает тех, кто вышел во внешний круг, что они думают/чувствуют по поводу только что случившегося с ними и что они думают/чувствуют по отношению к тем, кто остался во внутреннем круге,

13. Ведущий предлагает тем, у кого в карточке был сомнительный результат, пройти еще один тест, чтобы уже наверняка знать, инфицированы они или нет Прежде чем раздать карточки согласным на повторное тестирование и попросить отказавшихся пройти тест -выйти из игры, ведущий спрашивает участников, чем вызвано их решение пройти тест, отказаться от теста. После того как участники выскажутся, тем, кто согласится пройти повторный тест, наблюдатель выдает еще по одной карточке, а тем, кто отказался - предлагается, как ранее, выйти из игры до того момента, когда они захотят пройти тест.

Стр.17

14. Повторяется ситуации 10-11-12. Если кому-то выпадет, сомнительны и результат, то повторяются и ситуации 13-10-11-12.

15. После того как во внутреннем круге не останется сомнительных результатов, ведущий спрашивает участников, оставшихся во внутреннем круге, что они чувствуют/думают в отношении случившегося с ними и поменяют ли они что-то в своей жизни в связи с тем, что выяснилось, что они инфицированы ВИЧ. Следующий вопрос к участникам, остав­шимся во внутреннем круге, - что они думают/чувствуют по отношению к участникам, на­ходящимся во внешнем круге.

16А. Если окажется, что выбранный ведущим предполагаемый источник инфекции получит, в конце концов, отрицательный результат, надо обратить внимание участников на это. Ведущий объясняет участникам, что если предполагаемый источник инфекции оказался не инфицированным, но (что видно по наличию других инфицированных людей - находящихся во внутреннем кругу) вирус в обществе присутствует, то источником инфекции мог быть юноша, то другой. После этого объяснения ведущий предлагает всем, кто находится во внешнем кругу и еще не тестировался, пройти тест.

16 Б. Если человек, выбранный в качестве возможного источника инфекции, оказывается инфицированным, то ведущий все равно предлагает не проходившим тестирование уча­стникам из внешнего круга пройти тест. Мотивация: то, что в отношении прошлого парт­нера участника, выбранного в качестве возможного источника, было достоверно известно, что тот человек был ВИЧ-инфицирован, не значит, что прошлые партнеры других участ­ников не могли быть носителями инфекции. Даже если тест на ВИЧ был отрицательным. Ведь известно, что для получения положительного результата теста у ВИЧ-инфицированного человека, необходимо, чтобы помимо вируса в его/ее крови были еще и антитела к нему. Если вирус в крови есть, но организм еще не выработал антител к нему, результат теста будет отрицательный.

17. Повторяются ситуации 8-9-10-11 При этом в ситуации 9 можно не так подробно опи­сывать ситуацию забора крови. Если среди результатов будет сомнительный, повторяют­ся, соответственно, ситуации, связанные с уточнением сомнительного результата При этом вопросы участникам задаются так же. как и ранее: сначала тем, у кого результат окажется отрицательным, - что они думают/чувствуют по отношению своего результата; а затем участникам, чей результат окажется положительным, - будут ли они что-то менять в своей жизни, что они думают/чувствуют относительно своего результата; по отношению к людям, все-таки оставшимся неинфицированными; по отношению к тем, о ком уже рань­ше было известно, что они инфицированы.

18. Ведущий спрашивает участников, оказавшихся во внутреннем кругу: для кого первый же контакт оказался "заразным"; кто из них вступил больше чем в три контакта и зачем?

Стр.18

19. Ведущий просит всех участников встать в один круг и закрыть глаза. Ведущий прохо­дит вокруг и, касаясь спины каждого из участников говорит, что все, что сейчас произошло, уже много раз происходило и, к несчастью, произойдет еще не раз. Но все-таки сейчас участники и ведущий играли. Это была игра.

Примечание: При выяснении мнения участников по тому или другому вопросу не обязательно спра­шивать всех стоящих, например, во внутреннем кругу, но надо стараться, чтобы все уча­стники получили возможность высказать свое мнение/рассказать о своих ощущениях хотя бы по поводу одного из вопросов ведущего.

Игры и упражнения к теме "Психоактивные вещества"

Эти упражнения помогают участникам определить причины и опасность для человека такого явления, -как "зависимость", в том числе, зависимость от психоактивных веществ.

" Что такое зависимость" (20 мин.)

Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют по­нятие "зависимость"; дать определение зависимости.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер. Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово "зависимость". После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не по­вторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать "галочками"). В результате обсуждения, тренер подводит группу к правильному определению понятия "зависимости", разъясняет его смысл

" Ассоциации" (15 мин.)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубо­ко содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки; листы бумаги на каждого участника.

В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: "назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания","зависимость". Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.

1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциаций, которые вызывают эти слова.

2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои, ассоциации к этим словам.

После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникнове­нии подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций

Стр.19

"Провокационные тезисы"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: