Специфика идеи журналистского (публицистического) произведения: понятия «опорная» и «рабочая идея»

Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощаются авторское открытие – достигнутое автором понимание предмета, понимание цели повествования, передаст определенную ценность и интерес аудитории.

Но категория идея журналистского текста имеет свою специфику: в связи с тем, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях:

- социальной практики (массовое сознание);

- уровень индивидуальной практики, авторского сознания.

Из учебника Лазутиной Г.В.: «Можно сказать, что характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что, она всегда содержит в себе две составляющие. Одна – информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее. Благодаря этому адресат публикации получает возможность соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы. Вторая составляющая идеи – информация, выработанная непосредственно при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние и внутренние действия в целях разрешения проблемы, т.е. собственно журналистская информация. По терминологии исследователя Е.И. Пронина, это – опорная идея текста и его рабочая идея».

Пронин предложил разделять идею в журналистском произведении условно на:

- опорную,

- рабочую.

Опорная идея может фиксировать в общественном сознанию как общепринятые нормы, либо мировоззренческие установки, «по своему содержанию, это теоретически выраженное ядро (политическое, экономическое и т. п.) доктрины, входящей как составляющая часть в идеологию общества и обеспечивающие стратегическое и тактическое единство, взглядов м действий, организованного сообщества людей в какой-то определённой сфере их общественной практики».

Опорная идея фиксируется в законах, кодексах, общепринятых нормах и т. д. В системе идеологических отношений идея, является просто идеей, а опорной становиться только в журналистском тексте.

Опорная идея – это уровень массового сознания.

Опорная идея не должна быть банальной.

Опорная идея – это тот необходимый, постоянный элемент журналистского текста, который

поддерживает единство понимания и практического исполнения его рекомендаций читателями. Она придает устойчивость, социальную значимость произведению.

В качестве опорной выступает информация о системе ценностей, на которые опирается в материале журналист, побуждая адресата (можно сказать еще «реципиента») соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять его оценку ситуации и трактовку проблемы

Рабочая идея, собственно то, что хочет сказать журналист, после того как он изучил предмет своего исследования. Рабочая идея прямо проявляется в тексте. Журналистское произведение всегда акт практический, а не теоретический, поэтому в любом тексте всегда на первый план должна выходить конкретная программа разрешения.
Кройчик утверждает, что конкретное разрешение не обязательно должно сводиться к указанию конкретных путей и способов. Оно должно сводиться к тому, что в результате рабочая идея проявляется в тексте как решение определённой ситуации.

Рабочая идея имеет 4 компонента:

- цели, которая должна быть достигнута;

- средства, использование которых будет способствовать достижению цели;

- исполнители;

- гаранты, те механизмы, которые способствуют достижению цели (законы, кодексы, официальные лица).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: