В последующие времена развитие Берлина продвинулось еще дальше.
Благодаря гению архитектора А. Шлютера город украсился многими
художественными строениями, из которых Королевский замок и монумент
Великому курфюрсту и по сей день являются одними из лучших украшений
Берлина.
Немецкая столица связана с именами многих выдающихся людей мировой
культуры. И среди них— Э.Т.А. Гофман, который родился в Кенигсберге, но
всю жизнь прожил в Берлине. Он не завел своей семьи и умер в бедности, но в
Берлине у него было много веселых друзей. Ресторанчика «Лютер и Вагнер» в
городе давным-давно нет, а когда-то его двери были широко распахнуты по
вечерам, и сам Гофман угощал стаканчиком красного вина всех — даже тех,
кто и в глаза никогда не видел его книжек.
А на юго-востоке Берлина есть своя «Венеция», без которой облик города
выглядел бы намного беднее. В прежние времена по реке Шпрее и ее рукавам
ходили караваны судов и баржи с грузами. Но постепенно значение этого
судоходства растерялось, зато на множестве озер и каналов выросла целая
|
|
островная страна. Она начала возводиться в XIX веке, когда врач Д. Г. Шребер
возглавил здесь лечебницу для инвалидов с врожденными пороками.
Выдвинув идею «второй счастливой жизни для всех тружеников» на грешной
земле, он пробивал ее с завидным упорством, добиваясь, чтобы рабочие после
недели, проведенной в грязных и пыльных цехах, могли отдохнуть на
природе. Чтобы бледные дети из городских трущоб увидели солнце и голубую
воду и занимались на воздухе спортом. Реальное воплощение своей мечты
врач видел в выделении государственных земель — пусть даже крохотных
участков. И постепенно мечта эта начала осуществляться, получив название
«садики Шребера» или «кукольные домики».
Природа не поскупилась в районе Рансдорф. Петляющая Шпрее течет здесь
среди живописных бухт и заливов, на берегах которых, словно соревнуясь
между собой в необычности архитектуры, стоят то разноцветный охотничий
домик, то веселящая глаз затейливыми украшениями крошечная вилла, то
миниатюрная копия старинного дворца или рыцарского замка.
Но есть в Берлине и места, известные далеко не всем. Например, Софийская
улица привлекает внимание своими маленькими магазинчиками и
мастерскими, со вкусом оформленными витринами, в которых выставлены
старые книги, коллекции марок и монет, фарфоровые статуэтки и другой
антиквариат. Здесь до сих пор сохранилось здание, где в середине XIX века
проходили заседания «Берлинского ремесленного общества», а затем
выступали «спартаковцы» и Карл Либкнехт.
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
БЕРЛИН
Эта уютная улочка названа в честь королевы Софии, которая пожертвовала
|
|
2000 талеров на строительство евангелической церкви — единственной в
Берлине церкви XVIII века в стиле барокко В церковном дворике сохранился
обелиск К.Ф. Цельтеру, верному другу великого немецкого поэта И В. Гете.
Сам поэт почему-то не любил Берлин, бывал в нем редко, но вел длительную и
обширную переписку с К.Ф. Цельтером по издательским делам.
Сын богатых родителей, К.Ф. Цельтер посвятил свою жизнь не бизнесу а
благородному делу музыкального образования юношества. Он был
профессоР°м музыки Академии изящных искусств, организовал Берлинское
хоровое общество и принимал туда одаренных детей из бедных семей- Во
главе Общества он поставил самого талантливого своего ученика — Феликса
Мендельсона Бартольди, создавшего всем известный «Свадебный марш».
Много исторических мест в Берлине связано с Россией. Шумный и
неугомонней «Алекс», как берлинцы зовут Александерплац, назван в честь
приезда русского императора Александра I. Многие русские слушали лекции в
знаменитом Берлинском университете, наши великие соотечественники (в том
числе И.С. Тургенев и М.А. Бакунин), слушавшие курсы И занимавшиеся на
семинарах, заносились в «Расписочные книги» — журналы учета, где
отмечалось, сколько времени проучились
Сй Р
студенты и
сколько они заплатили. Сейчас эти записи хранятся в Рус-
ской библиотеке, которая расположилась в левом крыле университетского
зданий- Когда в 1933 году фашисты разожгли на Оперной площади огромный
костер из книг (в том числе и университетских), Русской библиотеке повезло
— о ней просто забыли.
После октябрьской революции Берлин стал одним из крупнейших центров
русского зарубежья, так как здесь была благоприятная обстановка для
издательского дела В немецкой столице один за другим открылось около 50
издательств, которые выпускали 145 названий газет, журналов, альманахов и
т.д. Даже Париж, ставший центром политических сил русской эмиграции, не
мог позволить себе иметь столько издательств. Берлинские издательства
печатали произведения не только писателей и поэтов эмиграции, но и
советских авторов. Так, «Петрополис» представил tfa суд читателей
произведения Н. Мариенгофа, Б. Пильняка Вс Иванова, М. Слонимского и др.
Незадолго до окончания Второй мировой войны державы-победи-тельнииы
заключили соглашение, что в побежденной Германии будет образован
Международный контрольный совет, который расположится в Берлине. Б
соответствии с этим соглашением Берлин был разделен на четыре сектора:
американская, британская и французская армии заняли западные секторы, а
советские войска контролировали Восточный Берлин.
После воссоединения обеих Германий знаменитая Берлинская стена
И прилегающие к ней районы изменились до неузнаваемости. И только серый
Рейхстаг, сохраняя свою респектабельную важность, был преис-
полнен прежнего величия Однако интерьеры его были перестроены, а все
здание обрело купол, но не такой, каким его в конце XIX века спроектировал
архитектор П. Валлот, а стеклянный, созданный англичанином Н. Фостером.
Он задумывал вписать в интерьеры автографы, оставленные на стенах
Рейхстага советскими солдатами в первые часы после его взятия.
Знаменитый теперь район Кройцберг раньше располагался на той окраине
Западного Берлина, который с трех сторон окружала Стена. После ее падения
Кройцберг оказался в самом центре Берлина, что сразу же повысило его
престиж: здесь мгновенно подорожали земля и квартиры. Прежде грязные и
захламленные улицы стали перестраиваться, не ремонтировавшиеся со
времен войны дома восстанавливаться. В сегодняшнем Берлине проживают
эмигранты из 180 стран, и многие из них обитают именно в Кройцберге. Не
|
|
случайно именно в этом районе родился Интерфестиваль, который проводится
в теплые майские дни в течение вот уже нескольких лет.
У каждого народа своя культура, свои традиции, национальные школы
танцев, свои музыкальные группы, и все это надо было объединить и отразить
в Интерфестивале. Он начинается с детского праздника в пятницу,
продолжается в субботу открытием ярмарки, а в воскресенье начинается
главное торжество — красочный карнавал. В этот день балконы домов,
деревья и даже строительные леса «увешаны» гирляндами людей, которые
даже в эти жаркие дни никому не уступают свои места.
Вот показываются очаровательные тамбур-мажорши, за ними следуют гости:
болгарские танцоры, югославские артисты, музыканты из Западной Африки,
театр пантомимы, кукольный театр на колесах, эквилибристы на ходулях,
фокусники, выдувающие огонь изо рта, и жонглеры, подбрасывающие в
воздух все, что только летает. И непрекращающаяся разностильная и
разноязыкая музыка: джаз, рок, свинг, кантри, африканские барабаны и
нежная мелодия альпийских свирелей. Зрители сливаются с музыкальной
колонной, которая цветной змеей течет по улицам Кройцберга...
священные деревни догонов
Двухэтажные дома догонов
В настоящее время племя догонов живет на западе Северной Африки - в
Республике Мали, вблизи ее границы с Верхней Вольтой. Но когда-то они жили
в верховьях реки Нигер, в области Мандэ - самом центре древней империи
Мандинго. Потом дОГОны перемешались с другими племенами и постепенно к
концу ХЩ века перебрались в район плато Бандиагара, вытеснив оттуда
плеМя теллем
Сначала город Бандиагара, как и многие города на земле, был деревней, но
деревней, так сказать, стольной. Она была резиденцией вождя одного из
местных племен, которые обитали по соседству с догонами Кому-то из
последних вождей племеНи Бандиагара разонравилась, и он в 1887 году
перенес свою резиденцию в селение Хамдалей - на 30 километров от прежней
столицы. Через шесть лет, когда Бандиагара была захвачена французами,
|
|
полковник Аршинар провел в жизнь три мероприятия. Прежде всего он
разрУЦ1ил крепостные стены, сплошь опоясывавшие столичную деревню,
назначил «королем» местного старика из племени тукулеров и для поднятия
престижа новой власти выстроил ему саманный дворец.
В настоящее время Бандиагара является центром округа, но место это тихое.
Почти безлюдные улочки, по обеим сторонам которых протянулись серые
дувалы и одноэтажные глиняные домики с карнизами, закруглившимися от
ветров и Дождей... Маленькие деревца заботливо прикрыты колпаками из
колючих ветвей; выделяясь на сером фоне, сразу же бросаются в глаза редкие
Пальмы и манговые деревья. Кое-где за глиняными заборами виднеются
конические соломенные крыши хижин. Крыши делают из просяной содОМы.
Снопы устанавливают конусом,
СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВНИ
переплетают соломенными же жгутами, Связь,вают сверху и поднимают на
глиняные стены... и крыша венчает иХ, как ШЛЯПа в жар * ша хранит
прохладу, а в дождь надежно Защищает от в р
кает, не касаясь стен. F
Иногда такая же крыша, только очень большая, ОПИрается на деревян. ные
столбы, и тогда это не просто дом, a ^ovy на>> _ кой?
украшены искусной резьбой с изображениями предков догонов и героев их
мифологии. В «тогу на» собираются тольк^ мужчины, причем всех возрас тов,
обсуждают свои проблемы и приниМ^ют решения. Рассказывают что однажды
женщины решили пробраться в ^y^^ Дом и П0ДСлуШать ' й.
ствительно ли делами племени занимаютс «uwuum., о к
*~я мужчины, а не бездельничают.
Но в тот же момент столбы сами заходил ^ крыша Накренилась и чуть не
придавила нарушительниц запрета С тех nQp Д0Г0Н1Си свято верят что отцы
мужья и сыновья занимаются в «тогу на» Важными делами
Долгое время в западной африканист^ господствовало мнение что народы
Африки не имеют собственной истории, лишены творчества и потому не могли
создать самостоятельно^ искусства. Отказывали и даже до сих пор
отказывают в африканском 1*рОИСхождении руинам Зимбабве; некоторые
исследователи не могли Примириться с мыслью об африканском
происхождении скульптуры Иф^ Сложившийся в эпоху колониальных войн
образ примитивного афр^канца ф даже в трудах именитых ученых. уу
Племя догонов очень интересно со вСех точек зреНия: истории обычаев,
религии. Еще в эпоху переселения ДОГоны разделились на четыре племени
(дьон, ару, оно и домно). Каж^ое племя доб ь До Б *_
гары самостоятельно, поэтому каждое и селилось отдельно от других -в своем
собственном районе Теперь, к^нечно, МН0Гое изменм^ь ив Бандиагаре
вместе живут представителе, разных Плем хотя жняя обособленность отчасти
и сохраняется. общению мешает ЯЗЬ1ко;ой ба. рьер ведь разговорный язык
догонов Д^лтся на множество Диалектов порой сильно отличающихся друг от
др^га. общим остается только ритуальный язык, понятный теперь тольКо
П0СВЯЩенным Это g P знахарей и колдунов, язык жрецов дре^ней религии и
язык «Бледного Лиса» - маленького рыжего зверька, ксторОго догоны считают
своим прародителем. «Бледный Лис» в свое вр^мя умел гов на языке
гонов и рассказал им их мифы, легенды и предания
Хотя догоны еще более 500 лет назад ^ходили в состав зап
носуданских государств, они сохранили самобытность и своеобразие своей
культуры. Они владеют астрономие^ у них есть календаРь и счет
широкие сведения об анатомии и психол„г„и и~,,^„о. '
... ^"-могии человека.. и при этом нет
письменности. Мифы передаются в ус-»-,,,.» тПЯгт«ттт„
^нои традиции, из поколения в поколение, и опираются на существук^.,,,,.,»
„ ш»»..
к J -'"ощие у племени идеограммы —
систему рисунков и знаков. 1^аммЫ
Бог начал сотворение мира с того,
записал знаком все, что буде д
„ j ^ ъ ~^° записал знаком все, что будет
создано и что с этим созданным когда бы тп „„ д,., --, „ s"*m
01 то ни оыу1о произойдет Все пре-
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
допределено, и для случайностей нет места- новых знаков создать человек не
может, потому что создание нового знака — это акт творения, а человеку не
даны функции Создателя
Очень интересна у догонов «теория мироздания»: ни в одной религии нет
столь оригинальной версии происхождения мира, как у них. Согласно их
мифам, первоначально Земля, уже населенная людьми, находилась вблизи от
звезды Сириус Но так как на Сириусе готовился взрыв, то бог Амма переселил
Землю ближе к другой звезде — Солнцу.
Вначале был только Амма — бог в виде круглого яйца, который покоился ни на
чем. Он состоял из четырех овальных, слитых друг с другом частей. Кроме
этого, не было ничего.
В каждой из своих частей Амма удерживал четыре элемента (воду, воздух,
огонь и землю); и в каждой из частей он вызвал взрыв, «который и явился
причиной существования».
В «Бледном Лисе» описано несколько «космических, путешествий» догонов.
Сначала рассказывается о путешествии на Землю Ого — существа весьма
беспокойного. Он был приближенным бога Амма, но овладел частью
божественных знаний и взбунтовался против него. Не дождавшись
завершения строительства Вселенной, Ого наскоро соорудил «ковчег и
низринулся в нем в пространство», намереваясь «взглянуть на мир». Это
внесло в мир беспорядок и нарушило планы бога Амма, поэтому Ого вернули,
но потом он снова дважды отправлялся в путешествие и в конце концов
спустился на Землю.
Другой «космической одиссеей» в догонских мифах было путешествие Номмо,
которому бог Амма поручил заселить Землю.
С этой целью был выстроен двухпалубный корабль с круглым дном. Корабль
был разделен на 60 отсеков, содержащих «все земные существа и способы
бытия: мир, небо, землю, деревню, дом собраний, женский дом, скот, деревья
и птиц, обработанное поле, раковины каури, огонь и слово, танец и работу,
путешествие, смерть, похороны»4*.
Корабль Наммо подвесили на медной цепи, а потом по сигналу Амма он
стартовал в проделанное в небе отверстие. Приближаясь к Земле, корабль
«восемь периодов» кружился по небу, занимая его, словно гигантская радуга
— от горизонта до горизонта. В момент приземления «корабль» скользнул по
грязи, а яма, образовавшаяся от удара корабля о почву, потом заполнилась
водой и стала озером Дебо.
Собственно, озеро Дебо представляет собой просто большое углубление,
которое во время паводков на Нигере заполняется водой. На одном из
островов этого озера есть изображение ковчега среди звезд: ков-
48 Нынешним догонам известно содержимое только 20 отсеков: «остальное
придет в сознание людей позже и изменит мир»
СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВНИ ДОГОНОВ
чег представляет собой массивную каменную плиту, а звезды — отдельные
камни, покоящиеся на возвышениях.
Выйдя из корабля, Наммо прежде всего поставил на землю левую ногу в знак
того, что он берет Землю в свое владение. За ним по очереди покинули
корабль другие его обитатели. Когда корабль опустел, Амма втянул в небо
цепь, поддерживавшую его, и небо закрылось. А на Земле началась жизнь...
Сам Наммо погрузился в воды озера Дебо, откуда наблюдает за людьми: ведь
первым на Землю прибыл Ого, чтобы мешать людям..
Согласно догонским мифам, в мире сначала не было смерти. Она впервые
пришла к людям в священной деревне Йугу Догору, расположенной на
скалистой гряде, окаймляющей долину Сено.
Культура догонов давно привлекала внимание ученых. В начале 1930-х годов
их быт и верования изучали французские ученые М. Гриоль и Ж. Дитерлен, а в
1950 году они напечатали в «Журнале общества африканистов» статью,
которая сразу же обратила внимание ученых на необычные представления
догонов о Сириусе — прекраснейшей звезде нашего неба. Эта звезда, которую
догоны называют «сиги-толо», считается у них тройной. Видимая нам звезда
— это только часть звездной системы. А образуют систему главная звезда
(Сириус А), не видимый простым глазом белый карлик Сириус В (по-толо) и
еще одна невидимая звезда — Эмме йа толо, причем вокруг последней
вращаются еще два спутника — Ара толо и Йу толо.
Хотя Сириус является одной из ближайших к Земле звезд, его спутник
«Сириус В» был открыт только в 1862 году. Что же касается «Сириуса С», то
само его существование до сих пор вызывает жаркие споры среди
астрономов. Но самое удивительное, что в догонских мифах характеристика
«по-толо» практически ничем не отличается от характеристики белого
карлика «Сириуса В». При огромном весе и плотности эта звезда имеет
небольшие размеры: «Она самая малая и самая тяжелая из всех звезд».
Состоит она в основном из «сагала» — металла «более блестящего, чем
железо, и такого тяжелого, что все земные существа, объединившись, не
смогли бы поднять и частицы». Период обращения «по-толо» вокруг «сиги-
толо» — 50 лет (современные данные — 49,9 года).
Мифы у догонов могут рассказывать только посвященные члены общества Ава
— Общества масок олубару, прошедшие специальную подготовку и знающие
особый язык «сиги со». Но догоны оценили искреннюю заинтересованность М.
Гриоля, и решением совета старейшин он был допущен к посвящению в
тайное знание. Однако когда французские этнографы спрашивали догонов,
откуда у них такие необычные знания, те отвечали, что все космические
объекты из группы Сириуса они наблюдали из Великой пещеры. Где
находится пещера — это строжайшая тайна, открыть которую белым людям
жрецы наотрез отказываются; говорят только, что в ней в большом
количестве собраны «доказательства».
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
Может быть, она находится в скалах Догона, которые начинаются к западу от
Бани, притока Нигера, и тянутся на 250 километров7 Здесь, на границе Мали и
Верхней Вольты, в середине XX века ученые обнаружили остатки совершенно
уникальной цивилизации Телем. Скалы Догона — это отвесная стена из
песчаника высотой до 400 метров с множеством сильно выступающих
карнизов: на вертикальной поверхности этой неприступной гигантской стены
видны балконы, похожие на часовни, и отверстия различной глубины, в
которых можно увидеть всевозможные башни. Сейчас у подножия этой стены
живут догоны, сильные и ловкие люди, которые без труда взбираются на
вершины многих скал, но даже им пещеры недоступны.
Пытаясь разгадать тайну этих пещер, доктор Ган из Роттердама организовал
в этот район несколько экспедиций. Когда с помощью современной техники,
но и то после многих препятствий, ученым удалось шагнуть на заповедную
территорию, перед ними открылась удивительная картина. В просторных
пещерах располагалось множество построек, в некоторых до 30. Эти
необычные сооружения имеют вид конуса или цилиндра с диаметром в
основании до 1,5—2 метров, а высота их достигает 4,5 метра. Вместо окон и
дверей в этих постройках — круглые или овальные проемы. Башни возведены
из глины, а на их стенах видны не разгаданные до сих пор знаки.
Почти в каждой из построек ученые обнаружили множество хорошо
сохранившихся скелетов. Тогда, может быть, это некрополь? Но овальные
чаши, выдолбленные в камне, и стертые ступени говорят о том, что пещеры
не были местом погребения. Если люди здесь и не жили, то проводили в
пещерах достаточно много времени, так как стена у входа в пещеру везде
отполирована.
В пещерах-поселениях ученые обнаружили первоклассную гончарную
мастерскую, в которой находились отполированные кварцевые стержни и
другие предметы, свидетельствующие о совершенной технике обработки. На
высоте от 100 до 150 метров в стене расположился еще ряд пещер, в которых
постройки были возведены уже из обожженных кирпичей. Окна и двери в
таких «зданиях» уже закрываются. Исследователи нашли остатки таких
дверей, а также приставных лестниц из сучьев и прутьев, с помощью которых
жители поднимались в свои поселения. Как это им удавалось? Какие
могущественные силы заставили этот народ поселиться в неприступных
скалах? Что означают надписи на стенах? На все эти вопросы науке еще
предстоит ответить. Как и на вопрос об удивительном созвучии некоторых
идей догонов и современных научных представлений...
АМСТЕРДАМ
Сами голландцы говорят: «Бог создал землю, а мы — Нидерланды». И
действительно, этот народ отвоевал у моря примерно половину территории
своей страны. На отвоеванной у воды суши возведена и голландская столица
— город Амстердам. Заложенный в 1275 году, он строился на вбитых в зыбкую
почву деревянных сваях. Если просветить почву, на которой стоит Амстердам,
мы бы увидели сотни тысяч свай: только под Королевским дворцом их 13 659.
Город и сейчас строится подобным образом, только вместо деревянных
столбов используются бетонные.
Голландия — спокойная и зеленая страна: ее минуют жестокие политические
бури, а если что и проносится над ней, то чаще всего это лишь легкий
ветерок, который неторопливо вращает крылья старинных ветряных мельниц.
Голландский пейзаж немыслим без них: 8000 мельниц откачивало и гнало
прочь морскую воду. Сейчас от них осталось около полутора тысяч: некоторые
продолжают работать, другие сохранились как реликвии — в знак
благодарной памяти народа за их помощь. Пришла новая техника,
землесосные снаряды намывают пульпу в стоячее уже Зейдер-
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
озеро, рядом дожидаются своей очереди груды песка, и создание «тверди»
совершается прямо на глазах.
У Амстердама много названий: это и «город на сваях», и «город, построенный
на селедочных костях»49; в переводе же с голландского это означает просто
«дамба на реке Амстел». В голландской столице много каналов, за что ее
часто называют «северной Венецией». Со слов самих горожан их в городе не
менее тысячи, а мостов уж точно несколько сотен. Глубина каналов — три
метра, один раз в неделю в них меняют воду, закрыв шлюзы и выпуская ее в
море. А из Зейдер-зее напускают новую.
Облик этого города удивителен тем, что современность в нем наслаивается на
старину. Почти каждый дом в Амстердаме — историческая реликвия: вот,
например, «Башня слез», от которой уходили в дальнее плавание корабли, а
рыдающие жены провожали в неведомый путь своих мужей-моряков.
Во многом городские здания остались такими, какими изображены на
полотнах великих голландских живописцев прошлых веков. По берегам реки
Амстел расположено немало домов, похожих на знаменитую Пизанскую
башню. В таком состоянии они пребывают уже не один век и, к счастью, не
падают.
За многовековую историю существования Амстердама у города сменилось
много святых покровителей, но главным всегда оставался Син-терклаас —
Святой Николас. Этот святой прославился в IV веке: как рассказывает легенда,
он спас от страшной участи трех мальчиков, которых злой трактирщик
захотел замариновать и посадил в бочку с рассолом. С тех пор за Святым
Николаем и закрепилась репутация великого защитника маленьких детей.
Кроме того, амстердамцы были привязаны к своему святому еще и за то, что
он умел усмирять бури, был покровителем рыболовства и торговли. А торговал
Амстердам всегда: и в бурную эпоху Великих географических открытий, и во
время промышленной революции, и в период всевластия Ост- и Вест-Индской
компаний, когда богатство наживалось за счет колониальных захватов.
Неувядаемой славой покрыл себя капитан Пит Хейн, который в 1628 году
захватил испанский Серебряный флот и доставил богатства, награбленные у
американских индейцев, в Амстердам. Город ликовал, и Пит Хейн мгновенно
стал национальным героем.
В начале XVII века, при правлении герцога Альбы, родился в Голландии
термин «гезеллинг» — незашторенные окна. Кровавый наместник
Нидерландов, казнивший 18 000 мирных жителей, в ряду многих своих
приказов издал и такой: запретить голландцам завешивать окна, чтобы
шторы не скрывали от испанских властей недружелюбных намерений хозяев.
Но хозяева все-таки проявили свои намерения' испанцам при-шлось уйти из
Голландии, а термин «гезеллинг» остался. Только слово
49 Селедка была главной статьей экспорта и во многом способствовала
превращению маленькой деревушки в один из крупнейших городов Европы.
АМСТЕРДАМ
это носит сейчас совершенно другой смысл: в нем и домашний уют, и
опрятный внешний вид домов, и особое отношение голландцев к окнам.
Типичный дом в Амстердаме представляет собой построенное в XVII— XVIII
веках здание с остроконечной крышей, а ширина его... всего в одну комнату.
Дома стоят впритык друг к другу, черепичный скат одной крыши упирается в
скат соседней, и очарование этой «тесноте» придают окна с полуспущенными
шторами — «гезеллинг». Вот дом, построенный больше 400 лет назад: он как
будто сжался, вытянулся вверх, как башня, чтобы только не занимать много
места, и потому в каждом этаже всего одно окно. Внутри таких домов ступени
лестниц так круты, что ногу надо ставить боком, а мебель в такие дома
подают в окна. Но это не музейная древность, тут живут люди и получают
письма по вполне обычному адресу. А вот странное мостовое сооружение,
отчасти похожее на самолет эпохи братьев Райт. Однако им любовался еще
саардам-ский плотник — русский царь Петр Алексеевич.
Прибыв с Великим посольством в Голландию, Петр I сначала остановился в
маленьком городке Саардаме, располагавшемся неподалеку от Амстердама.
Здесь находилось много частных верфей, где строились различные суда, в том
числе и для китобойного промысла. Толпы народа целый день сновали по
улицам Саардама, везде слышались стук, шум, гам: городок битком был набит
работниками всех специальностей.
В Саардаме Петр I оделся голландским плотником, накупил плотницких
инструментов и записался работником на одну верфь. Русский царь вставал
рано-рано и работал наравне с другими плотниками. В то же время с
любопытством разглядывал бумагопрядильни, маслобойни, лесопилки, всякие
фабрики и заводы и обо всем допытывался. Он не хотел, чтобы его узнали, но
все поступки нового работника окружающим казались такими странными..
Вскоре Петра I узнали, и не стало ему проходу в славном городе Саардаме,
ибо всякий хотел видеть русского царя. Узнав, что русское посольство
прибыло в Амстердам, царь покинул ставший для него беспокойным Саардам
и уехал в главный город Голландии.
С провожатыми, данными ему от города, Петр I и здесь осматривал фабрики и
многочисленные мастерские. Ходил так быстро и неутомимо, с таким жаром
обо всем расспрашивал, что голландцы едва успевали отвечать ему. Очень
хотелось русскому царю поработать на Ост-Индской верфи, где строились
корабли, отправлявшиеся в далекую Индию. Специально для него на верфи
заложили даже новый корабль, чтобы царь с самого начала видел весь ход
строительства. На этой верфи Петр Великий проработал четыре месяца, пока
не был закончен весь корабль.
В Амстердаме очень заинтересовало Петра I собрание анатомических
предметов голландского анатома Ф. Рюйша, который умел искусно сохранять
тела человека и животных. Царь приобрел эту анатомическую коллекцию:
детские головки, которые сейчас находятся в Кунсткамере, до сих пор
сохраняют нежную и розовую окраску, что свидетельствует о высоком
мастерстве доктора Ф Рюйша. Те, кто их видел, невольно мо-
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
гут поверить рассказу о том, что русский царь поцеловал