Сто великих городов мира 18 страница

В последующие времена развитие Берлина продвинулось еще дальше.

Благодаря гению архитектора А. Шлютера город украсился многими

художественными строениями, из которых Королевский замок и монумент

Великому курфюрсту и по сей день являются одними из лучших украшений

Берлина.

Немецкая столица связана с именами многих выдающихся людей мировой

культуры. И среди них— Э.Т.А. Гофман, который родился в Кенигсберге, но

всю жизнь прожил в Берлине. Он не завел своей семьи и умер в бедности, но в

Берлине у него было много веселых друзей. Ресторанчика «Лютер и Вагнер» в

городе давным-давно нет, а когда-то его двери были широко распахнуты по

вечерам, и сам Гофман угощал стаканчиком красного вина всех — даже тех,

кто и в глаза никогда не видел его книжек.

А на юго-востоке Берлина есть своя «Венеция», без которой облик города

выглядел бы намного беднее. В прежние времена по реке Шпрее и ее рукавам

ходили караваны судов и баржи с грузами. Но постепенно значение этого

судоходства растерялось, зато на множестве озер и каналов выросла целая

островная страна. Она начала возводиться в XIX веке, когда врач Д. Г. Шребер

возглавил здесь лечебницу для инвалидов с врожденными пороками.

Выдвинув идею «второй счастливой жизни для всех тружеников» на грешной

земле, он пробивал ее с завидным упорством, добиваясь, чтобы рабочие после

недели, проведенной в грязных и пыльных цехах, могли отдохнуть на

природе. Чтобы бледные дети из городских трущоб увидели солнце и голубую

воду и занимались на воздухе спортом. Реальное воплощение своей мечты

врач видел в выделении государственных земель — пусть даже крохотных

участков. И постепенно мечта эта начала осуществляться, получив название

«садики Шребера» или «кукольные домики».

Природа не поскупилась в районе Рансдорф. Петляющая Шпрее течет здесь

среди живописных бухт и заливов, на берегах которых, словно соревнуясь

между собой в необычности архитектуры, стоят то разноцветный охотничий

домик, то веселящая глаз затейливыми украшениями крошечная вилла, то

миниатюрная копия старинного дворца или рыцарского замка.

Но есть в Берлине и места, известные далеко не всем. Например, Софийская

улица привлекает внимание своими маленькими магазинчиками и

мастерскими, со вкусом оформленными витринами, в которых выставлены

старые книги, коллекции марок и монет, фарфоровые статуэтки и другой

антиквариат. Здесь до сих пор сохранилось здание, где в середине XIX века

проходили заседания «Берлинского ремесленного общества», а затем

выступали «спартаковцы» и Карл Либкнехт.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

БЕРЛИН

Эта уютная улочка названа в честь королевы Софии, которая пожертвовала

2000 талеров на строительство евангелической церкви — единственной в

Берлине церкви XVIII века в стиле барокко В церковном дворике сохранился

обелиск К.Ф. Цельтеру, верному другу великого немецкого поэта И В. Гете.

Сам поэт почему-то не любил Берлин, бывал в нем редко, но вел длительную и

обширную переписку с К.Ф. Цельтером по издательским делам.

Сын богатых родителей, К.Ф. Цельтер посвятил свою жизнь не бизнесу а

благородному делу музыкального образования юношества. Он был

профессоР°м музыки Академии изящных искусств, организовал Берлинское

хоровое общество и принимал туда одаренных детей из бедных семей- Во

главе Общества он поставил самого талантливого своего ученика — Феликса

Мендельсона Бартольди, создавшего всем известный «Свадебный марш».

Много исторических мест в Берлине связано с Россией. Шумный и

неугомонней «Алекс», как берлинцы зовут Александерплац, назван в честь

приезда русского императора Александра I. Многие русские слушали лекции в

знаменитом Берлинском университете, наши великие соотечественники (в том

числе И.С. Тургенев и М.А. Бакунин), слушавшие курсы И занимавшиеся на

семинарах, заносились в «Расписочные книги» — журналы учета, где

отмечалось, сколько времени проучились

Сй Р

студенты и

сколько они заплатили. Сейчас эти записи хранятся в Рус-

ской библиотеке, которая расположилась в левом крыле университетского

зданий- Когда в 1933 году фашисты разожгли на Оперной площади огромный

костер из книг (в том числе и университетских), Русской библиотеке повезло

— о ней просто забыли.

После октябрьской революции Берлин стал одним из крупнейших центров

русского зарубежья, так как здесь была благоприятная обстановка для

издательского дела В немецкой столице один за другим открылось около 50

издательств, которые выпускали 145 названий газет, журналов, альманахов и

т.д. Даже Париж, ставший центром политических сил русской эмиграции, не

мог позволить себе иметь столько издательств. Берлинские издательства

печатали произведения не только писателей и поэтов эмиграции, но и

советских авторов. Так, «Петрополис» представил tfa суд читателей

произведения Н. Мариенгофа, Б. Пильняка Вс Иванова, М. Слонимского и др.

Незадолго до окончания Второй мировой войны державы-победи-тельнииы

заключили соглашение, что в побежденной Германии будет образован

Международный контрольный совет, который расположится в Берлине. Б

соответствии с этим соглашением Берлин был разделен на четыре сектора:

американская, британская и французская армии заняли западные секторы, а

советские войска контролировали Восточный Берлин.

После воссоединения обеих Германий знаменитая Берлинская стена

И прилегающие к ней районы изменились до неузнаваемости. И только серый

Рейхстаг, сохраняя свою респектабельную важность, был преис-

полнен прежнего величия Однако интерьеры его были перестроены, а все

здание обрело купол, но не такой, каким его в конце XIX века спроектировал

архитектор П. Валлот, а стеклянный, созданный англичанином Н. Фостером.

Он задумывал вписать в интерьеры автографы, оставленные на стенах

Рейхстага советскими солдатами в первые часы после его взятия.

Знаменитый теперь район Кройцберг раньше располагался на той окраине

Западного Берлина, который с трех сторон окружала Стена. После ее падения

Кройцберг оказался в самом центре Берлина, что сразу же повысило его

престиж: здесь мгновенно подорожали земля и квартиры. Прежде грязные и

захламленные улицы стали перестраиваться, не ремонтировавшиеся со

времен войны дома восстанавливаться. В сегодняшнем Берлине проживают

эмигранты из 180 стран, и многие из них обитают именно в Кройцберге. Не

случайно именно в этом районе родился Интерфестиваль, который проводится

в теплые майские дни в течение вот уже нескольких лет.

У каждого народа своя культура, свои традиции, национальные школы

танцев, свои музыкальные группы, и все это надо было объединить и отразить

в Интерфестивале. Он начинается с детского праздника в пятницу,

продолжается в субботу открытием ярмарки, а в воскресенье начинается

главное торжество — красочный карнавал. В этот день балконы домов,

деревья и даже строительные леса «увешаны» гирляндами людей, которые

даже в эти жаркие дни никому не уступают свои места.

Вот показываются очаровательные тамбур-мажорши, за ними следуют гости:

болгарские танцоры, югославские артисты, музыканты из Западной Африки,

театр пантомимы, кукольный театр на колесах, эквилибристы на ходулях,

фокусники, выдувающие огонь изо рта, и жонглеры, подбрасывающие в

воздух все, что только летает. И непрекращающаяся разностильная и

разноязыкая музыка: джаз, рок, свинг, кантри, африканские барабаны и

нежная мелодия альпийских свирелей. Зрители сливаются с музыкальной

колонной, которая цветной змеей течет по улицам Кройцберга...

священные деревни догонов

Двухэтажные дома догонов

В настоящее время племя догонов живет на западе Северной Африки - в

Республике Мали, вблизи ее границы с Верхней Вольтой. Но когда-то они жили

в верховьях реки Нигер, в области Мандэ - самом центре древней империи

Мандинго. Потом дОГОны перемешались с другими племенами и постепенно к

концу ХЩ века перебрались в район плато Бандиагара, вытеснив оттуда

плеМя теллем

Сначала город Бандиагара, как и многие города на земле, был деревней, но

деревней, так сказать, стольной. Она была резиденцией вождя одного из

местных племен, которые обитали по соседству с догонами Кому-то из

последних вождей племеНи Бандиагара разонравилась, и он в 1887 году

перенес свою резиденцию в селение Хамдалей - на 30 километров от прежней

столицы. Через шесть лет, когда Бандиагара была захвачена французами,

полковник Аршинар провел в жизнь три мероприятия. Прежде всего он

разрУЦ1ил крепостные стены, сплошь опоясывавшие столичную деревню,

назначил «королем» местного старика из племени тукулеров и для поднятия

престижа новой власти выстроил ему саманный дворец.

В настоящее время Бандиагара является центром округа, но место это тихое.

Почти безлюдные улочки, по обеим сторонам которых протянулись серые

дувалы и одноэтажные глиняные домики с карнизами, закруглившимися от

ветров и Дождей... Маленькие деревца заботливо прикрыты колпаками из

колючих ветвей; выделяясь на сером фоне, сразу же бросаются в глаза редкие

Пальмы и манговые деревья. Кое-где за глиняными заборами виднеются

конические соломенные крыши хижин. Крыши делают из просяной содОМы.

Снопы устанавливают конусом,

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВНИ

переплетают соломенными же жгутами, Связь,вают сверху и поднимают на

глиняные стены... и крыша венчает иХ, как ШЛЯПа в жар * ша хранит

прохладу, а в дождь надежно Защищает от в р

кает, не касаясь стен. F

Иногда такая же крыша, только очень большая, ОПИрается на деревян. ные

столбы, и тогда это не просто дом, a ^ovy на>> _ кой?

украшены искусной резьбой с изображениями предков догонов и героев их

мифологии. В «тогу на» собираются тольк^ мужчины, причем всех возрас тов,

обсуждают свои проблемы и приниМ^ют решения. Рассказывают что однажды

женщины решили пробраться в ^y^^ Дом и П0ДСлуШать ' й.

ствительно ли делами племени занимаютс «uwuum., о к

*~я мужчины, а не бездельничают.

Но в тот же момент столбы сами заходил ^ крыша Накренилась и чуть не

придавила нарушительниц запрета С тех nQp Д0Г0Н1Си свято верят что отцы

мужья и сыновья занимаются в «тогу на» Важными делами

Долгое время в западной африканист^ господствовало мнение что народы

Африки не имеют собственной истории, лишены творчества и потому не могли

создать самостоятельно^ искусства. Отказывали и даже до сих пор

отказывают в африканском 1*рОИСхождении руинам Зимбабве; некоторые

исследователи не могли Примириться с мыслью об африканском

происхождении скульптуры Иф^ Сложившийся в эпоху колониальных войн

образ примитивного афр^канца ф даже в трудах именитых ученых. уу

Племя догонов очень интересно со вСех точек зреНия: истории обычаев,

религии. Еще в эпоху переселения ДОГоны разделились на четыре племени

(дьон, ару, оно и домно). Каж^ое племя доб ь До Б *_

гары самостоятельно, поэтому каждое и селилось отдельно от других -в своем

собственном районе Теперь, к^нечно, МН0Гое изменм^ь ив Бандиагаре

вместе живут представителе, разных Плем хотя жняя обособленность отчасти

и сохраняется. общению мешает ЯЗЬ1ко;ой ба. рьер ведь разговорный язык

догонов Д^лтся на множество Диалектов порой сильно отличающихся друг от

др^га. общим остается только ритуальный язык, понятный теперь тольКо

П0СВЯЩенным Это g P знахарей и колдунов, язык жрецов дре^ней религии и

язык «Бледного Лиса» - маленького рыжего зверька, ксторОго догоны считают

своим прародителем. «Бледный Лис» в свое вр^мя умел гов на языке

гонов и рассказал им их мифы, легенды и предания

Хотя догоны еще более 500 лет назад ^ходили в состав зап

носуданских государств, они сохранили самобытность и своеобразие своей

культуры. Они владеют астрономие^ у них есть календаРь и счет

широкие сведения об анатомии и психол„г„и и~,,^„о. '

... ^"-могии человека.. и при этом нет

письменности. Мифы передаются в ус-»-,,,.» тПЯгт«ттт„

^нои традиции, из поколения в поколение, и опираются на существук^.,,,,.,»

„ ш»»..

к J -'"ощие у племени идеограммы —

систему рисунков и знаков. 1^аммЫ

Бог начал сотворение мира с того,

записал знаком все, что буде д

„ j ^ ъ ~^° записал знаком все, что будет

создано и что с этим созданным когда бы тп „„ д,., --, „ s"*m

01 то ни оыу1о произойдет Все пре-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

допределено, и для случайностей нет места- новых знаков создать человек не

может, потому что создание нового знака — это акт творения, а человеку не

даны функции Создателя

Очень интересна у догонов «теория мироздания»: ни в одной религии нет

столь оригинальной версии происхождения мира, как у них. Согласно их

мифам, первоначально Земля, уже населенная людьми, находилась вблизи от

звезды Сириус Но так как на Сириусе готовился взрыв, то бог Амма переселил

Землю ближе к другой звезде — Солнцу.

Вначале был только Амма — бог в виде круглого яйца, который покоился ни на

чем. Он состоял из четырех овальных, слитых друг с другом частей. Кроме

этого, не было ничего.

В каждой из своих частей Амма удерживал четыре элемента (воду, воздух,

огонь и землю); и в каждой из частей он вызвал взрыв, «который и явился

причиной существования».

В «Бледном Лисе» описано несколько «космических, путешествий» догонов.

Сначала рассказывается о путешествии на Землю Ого — существа весьма

беспокойного. Он был приближенным бога Амма, но овладел частью

божественных знаний и взбунтовался против него. Не дождавшись

завершения строительства Вселенной, Ого наскоро соорудил «ковчег и

низринулся в нем в пространство», намереваясь «взглянуть на мир». Это

внесло в мир беспорядок и нарушило планы бога Амма, поэтому Ого вернули,

но потом он снова дважды отправлялся в путешествие и в конце концов

спустился на Землю.

Другой «космической одиссеей» в догонских мифах было путешествие Номмо,

которому бог Амма поручил заселить Землю.

С этой целью был выстроен двухпалубный корабль с круглым дном. Корабль

был разделен на 60 отсеков, содержащих «все земные существа и способы

бытия: мир, небо, землю, деревню, дом собраний, женский дом, скот, деревья

и птиц, обработанное поле, раковины каури, огонь и слово, танец и работу,

путешествие, смерть, похороны»4*.

Корабль Наммо подвесили на медной цепи, а потом по сигналу Амма он

стартовал в проделанное в небе отверстие. Приближаясь к Земле, корабль

«восемь периодов» кружился по небу, занимая его, словно гигантская радуга

— от горизонта до горизонта. В момент приземления «корабль» скользнул по

грязи, а яма, образовавшаяся от удара корабля о почву, потом заполнилась

водой и стала озером Дебо.

Собственно, озеро Дебо представляет собой просто большое углубление,

которое во время паводков на Нигере заполняется водой. На одном из

островов этого озера есть изображение ковчега среди звезд: ков-

48 Нынешним догонам известно содержимое только 20 отсеков: «остальное

придет в сознание людей позже и изменит мир»

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВНИ ДОГОНОВ

чег представляет собой массивную каменную плиту, а звезды — отдельные

камни, покоящиеся на возвышениях.

Выйдя из корабля, Наммо прежде всего поставил на землю левую ногу в знак

того, что он берет Землю в свое владение. За ним по очереди покинули

корабль другие его обитатели. Когда корабль опустел, Амма втянул в небо

цепь, поддерживавшую его, и небо закрылось. А на Земле началась жизнь...

Сам Наммо погрузился в воды озера Дебо, откуда наблюдает за людьми: ведь

первым на Землю прибыл Ого, чтобы мешать людям..

Согласно догонским мифам, в мире сначала не было смерти. Она впервые

пришла к людям в священной деревне Йугу Догору, расположенной на

скалистой гряде, окаймляющей долину Сено.

Культура догонов давно привлекала внимание ученых. В начале 1930-х годов

их быт и верования изучали французские ученые М. Гриоль и Ж. Дитерлен, а в

1950 году они напечатали в «Журнале общества африканистов» статью,

которая сразу же обратила внимание ученых на необычные представления

догонов о Сириусе — прекраснейшей звезде нашего неба. Эта звезда, которую

догоны называют «сиги-толо», считается у них тройной. Видимая нам звезда

— это только часть звездной системы. А образуют систему главная звезда

(Сириус А), не видимый простым глазом белый карлик Сириус В (по-толо) и

еще одна невидимая звезда — Эмме йа толо, причем вокруг последней

вращаются еще два спутника — Ара толо и Йу толо.

Хотя Сириус является одной из ближайших к Земле звезд, его спутник

«Сириус В» был открыт только в 1862 году. Что же касается «Сириуса С», то

само его существование до сих пор вызывает жаркие споры среди

астрономов. Но самое удивительное, что в догонских мифах характеристика

«по-толо» практически ничем не отличается от характеристики белого

карлика «Сириуса В». При огромном весе и плотности эта звезда имеет

небольшие размеры: «Она самая малая и самая тяжелая из всех звезд».

Состоит она в основном из «сагала» — металла «более блестящего, чем

железо, и такого тяжелого, что все земные существа, объединившись, не

смогли бы поднять и частицы». Период обращения «по-толо» вокруг «сиги-

толо» — 50 лет (современные данные — 49,9 года).

Мифы у догонов могут рассказывать только посвященные члены общества Ава

— Общества масок олубару, прошедшие специальную подготовку и знающие

особый язык «сиги со». Но догоны оценили искреннюю заинтересованность М.

Гриоля, и решением совета старейшин он был допущен к посвящению в

тайное знание. Однако когда французские этнографы спрашивали догонов,

откуда у них такие необычные знания, те отвечали, что все космические

объекты из группы Сириуса они наблюдали из Великой пещеры. Где

находится пещера — это строжайшая тайна, открыть которую белым людям

жрецы наотрез отказываются; говорят только, что в ней в большом

количестве собраны «доказательства».

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

Может быть, она находится в скалах Догона, которые начинаются к западу от

Бани, притока Нигера, и тянутся на 250 километров7 Здесь, на границе Мали и

Верхней Вольты, в середине XX века ученые обнаружили остатки совершенно

уникальной цивилизации Телем. Скалы Догона — это отвесная стена из

песчаника высотой до 400 метров с множеством сильно выступающих

карнизов: на вертикальной поверхности этой неприступной гигантской стены

видны балконы, похожие на часовни, и отверстия различной глубины, в

которых можно увидеть всевозможные башни. Сейчас у подножия этой стены

живут догоны, сильные и ловкие люди, которые без труда взбираются на

вершины многих скал, но даже им пещеры недоступны.

Пытаясь разгадать тайну этих пещер, доктор Ган из Роттердама организовал

в этот район несколько экспедиций. Когда с помощью современной техники,

но и то после многих препятствий, ученым удалось шагнуть на заповедную

территорию, перед ними открылась удивительная картина. В просторных

пещерах располагалось множество построек, в некоторых до 30. Эти

необычные сооружения имеют вид конуса или цилиндра с диаметром в

основании до 1,5—2 метров, а высота их достигает 4,5 метра. Вместо окон и

дверей в этих постройках — круглые или овальные проемы. Башни возведены

из глины, а на их стенах видны не разгаданные до сих пор знаки.

Почти в каждой из построек ученые обнаружили множество хорошо

сохранившихся скелетов. Тогда, может быть, это некрополь? Но овальные

чаши, выдолбленные в камне, и стертые ступени говорят о том, что пещеры

не были местом погребения. Если люди здесь и не жили, то проводили в

пещерах достаточно много времени, так как стена у входа в пещеру везде

отполирована.

В пещерах-поселениях ученые обнаружили первоклассную гончарную

мастерскую, в которой находились отполированные кварцевые стержни и

другие предметы, свидетельствующие о совершенной технике обработки. На

высоте от 100 до 150 метров в стене расположился еще ряд пещер, в которых

постройки были возведены уже из обожженных кирпичей. Окна и двери в

таких «зданиях» уже закрываются. Исследователи нашли остатки таких

дверей, а также приставных лестниц из сучьев и прутьев, с помощью которых

жители поднимались в свои поселения. Как это им удавалось? Какие

могущественные силы заставили этот народ поселиться в неприступных

скалах? Что означают надписи на стенах? На все эти вопросы науке еще

предстоит ответить. Как и на вопрос об удивительном созвучии некоторых

идей догонов и современных научных представлений...

АМСТЕРДАМ

Сами голландцы говорят: «Бог создал землю, а мы — Нидерланды». И

действительно, этот народ отвоевал у моря примерно половину территории

своей страны. На отвоеванной у воды суши возведена и голландская столица

— город Амстердам. Заложенный в 1275 году, он строился на вбитых в зыбкую

почву деревянных сваях. Если просветить почву, на которой стоит Амстердам,

мы бы увидели сотни тысяч свай: только под Королевским дворцом их 13 659.

Город и сейчас строится подобным образом, только вместо деревянных

столбов используются бетонные.

Голландия — спокойная и зеленая страна: ее минуют жестокие политические

бури, а если что и проносится над ней, то чаще всего это лишь легкий

ветерок, который неторопливо вращает крылья старинных ветряных мельниц.

Голландский пейзаж немыслим без них: 8000 мельниц откачивало и гнало

прочь морскую воду. Сейчас от них осталось около полутора тысяч: некоторые

продолжают работать, другие сохранились как реликвии — в знак

благодарной памяти народа за их помощь. Пришла новая техника,

землесосные снаряды намывают пульпу в стоячее уже Зейдер-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

озеро, рядом дожидаются своей очереди груды песка, и создание «тверди»

совершается прямо на глазах.

У Амстердама много названий: это и «город на сваях», и «город, построенный

на селедочных костях»49; в переводе же с голландского это означает просто

«дамба на реке Амстел». В голландской столице много каналов, за что ее

часто называют «северной Венецией». Со слов самих горожан их в городе не

менее тысячи, а мостов уж точно несколько сотен. Глубина каналов — три

метра, один раз в неделю в них меняют воду, закрыв шлюзы и выпуская ее в

море. А из Зейдер-зее напускают новую.

Облик этого города удивителен тем, что современность в нем наслаивается на

старину. Почти каждый дом в Амстердаме — историческая реликвия: вот,

например, «Башня слез», от которой уходили в дальнее плавание корабли, а

рыдающие жены провожали в неведомый путь своих мужей-моряков.

Во многом городские здания остались такими, какими изображены на

полотнах великих голландских живописцев прошлых веков. По берегам реки

Амстел расположено немало домов, похожих на знаменитую Пизанскую

башню. В таком состоянии они пребывают уже не один век и, к счастью, не

падают.

За многовековую историю существования Амстердама у города сменилось

много святых покровителей, но главным всегда оставался Син-терклаас —

Святой Николас. Этот святой прославился в IV веке: как рассказывает легенда,

он спас от страшной участи трех мальчиков, которых злой трактирщик

захотел замариновать и посадил в бочку с рассолом. С тех пор за Святым

Николаем и закрепилась репутация великого защитника маленьких детей.

Кроме того, амстердамцы были привязаны к своему святому еще и за то, что

он умел усмирять бури, был покровителем рыболовства и торговли. А торговал

Амстердам всегда: и в бурную эпоху Великих географических открытий, и во

время промышленной революции, и в период всевластия Ост- и Вест-Индской

компаний, когда богатство наживалось за счет колониальных захватов.

Неувядаемой славой покрыл себя капитан Пит Хейн, который в 1628 году

захватил испанский Серебряный флот и доставил богатства, награбленные у

американских индейцев, в Амстердам. Город ликовал, и Пит Хейн мгновенно

стал национальным героем.

В начале XVII века, при правлении герцога Альбы, родился в Голландии

термин «гезеллинг» — незашторенные окна. Кровавый наместник

Нидерландов, казнивший 18 000 мирных жителей, в ряду многих своих

приказов издал и такой: запретить голландцам завешивать окна, чтобы

шторы не скрывали от испанских властей недружелюбных намерений хозяев.

Но хозяева все-таки проявили свои намерения' испанцам при-шлось уйти из

Голландии, а термин «гезеллинг» остался. Только слово

49 Селедка была главной статьей экспорта и во многом способствовала

превращению маленькой деревушки в один из крупнейших городов Европы.

АМСТЕРДАМ

это носит сейчас совершенно другой смысл: в нем и домашний уют, и

опрятный внешний вид домов, и особое отношение голландцев к окнам.

Типичный дом в Амстердаме представляет собой построенное в XVII— XVIII

веках здание с остроконечной крышей, а ширина его... всего в одну комнату.

Дома стоят впритык друг к другу, черепичный скат одной крыши упирается в

скат соседней, и очарование этой «тесноте» придают окна с полуспущенными

шторами — «гезеллинг». Вот дом, построенный больше 400 лет назад: он как

будто сжался, вытянулся вверх, как башня, чтобы только не занимать много

места, и потому в каждом этаже всего одно окно. Внутри таких домов ступени

лестниц так круты, что ногу надо ставить боком, а мебель в такие дома

подают в окна. Но это не музейная древность, тут живут люди и получают

письма по вполне обычному адресу. А вот странное мостовое сооружение,

отчасти похожее на самолет эпохи братьев Райт. Однако им любовался еще

саардам-ский плотник — русский царь Петр Алексеевич.

Прибыв с Великим посольством в Голландию, Петр I сначала остановился в

маленьком городке Саардаме, располагавшемся неподалеку от Амстердама.

Здесь находилось много частных верфей, где строились различные суда, в том

числе и для китобойного промысла. Толпы народа целый день сновали по

улицам Саардама, везде слышались стук, шум, гам: городок битком был набит

работниками всех специальностей.

В Саардаме Петр I оделся голландским плотником, накупил плотницких

инструментов и записался работником на одну верфь. Русский царь вставал

рано-рано и работал наравне с другими плотниками. В то же время с

любопытством разглядывал бумагопрядильни, маслобойни, лесопилки, всякие

фабрики и заводы и обо всем допытывался. Он не хотел, чтобы его узнали, но

все поступки нового работника окружающим казались такими странными..

Вскоре Петра I узнали, и не стало ему проходу в славном городе Саардаме,

ибо всякий хотел видеть русского царя. Узнав, что русское посольство

прибыло в Амстердам, царь покинул ставший для него беспокойным Саардам

и уехал в главный город Голландии.

С провожатыми, данными ему от города, Петр I и здесь осматривал фабрики и

многочисленные мастерские. Ходил так быстро и неутомимо, с таким жаром

обо всем расспрашивал, что голландцы едва успевали отвечать ему. Очень

хотелось русскому царю поработать на Ост-Индской верфи, где строились

корабли, отправлявшиеся в далекую Индию. Специально для него на верфи

заложили даже новый корабль, чтобы царь с самого начала видел весь ход

строительства. На этой верфи Петр Великий проработал четыре месяца, пока

не был закончен весь корабль.

В Амстердаме очень заинтересовало Петра I собрание анатомических

предметов голландского анатома Ф. Рюйша, который умел искусно сохранять

тела человека и животных. Царь приобрел эту анатомическую коллекцию:

детские головки, которые сейчас находятся в Кунсткамере, до сих пор

сохраняют нежную и розовую окраску, что свидетельствует о высоком

мастерстве доктора Ф Рюйша. Те, кто их видел, невольно мо-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

гут поверить рассказу о том, что русский царь поцеловал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: